Порядок уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями
Статьей 333.20 Кодекса определен порядок уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, с учетом особенностей этих дел и хода их рассмотрения.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.20 Кодекса, если в исковом заявлении, поданном в суд общей юрисдикции, объединены несколько взаимосвязанных требований как имущественного, так и неимущественного характера, то оплате государственной пошлиной подлежит каждое самостоятельное требование. Данная позиция изложена в пункте 16 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 “Государственная пошлина” Налогового кодекса Российской Федерации".
Cогласно подпункту 4 пункта 1 статьи 333.19 Кодекса при обращении организации или физического лица в суд общей юрисдикции или к мировому судье с надзорной жалобой по делам, которые не были обжалованы в кассационном порядке, вне зависимости от характера спора государственная пошлина уплачивается в размере 50% от размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера, т.е. физическими лицами, в том числе и индивидуальными предпринимателями, в размере 100 рублей, а организациями - в размере 2000 рублей.
Уменьшение размера и отсрочка уплаты государственной пошлины
Статьей 333.20 Кодекса, как и ранее действовавшим законодательством о государственной пошлине, судам общей юрисдикции или мировым судьям предоставлено право исходя из имущественного положения плательщика уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату по ходатайству заинтересованного лица на срок до одного года.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 2.2 определения Конституционного Суда РФ от 13.06.2006 N 272-О отсутствие у заинтересованного лица возможности в силу его имущественного положения исполнить обязанность по уплате законно установленных налогов и сборов не должно препятствовать осуществлению им права на судебную защиту, поскольку иное вступало бы в противоречие с положениями Конституции Российской Федерации, гарантирующими государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод.
Согласно пункту 1 резолютивной части определения Конституционного Суда РФ от 13.06.2006 N 272-О нормативные положения, содержащиеся в статье 333.36 Кодекса, во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 333.20 Кодекса, не позволяющие судам общей юрисдикции и мировым судьям принимать по ходатайству физических лиц решения об освобождении от уплаты государственной пошлины, если иное уменьшение размера государственной пошлины, предоставление отсрочки (рассрочки) ее уплаты не обеспечивают беспрепятственный доступ к правосудию, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
Согласно статье 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Это решение действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
Таким образом, учитывая вышеприведенную правовую позицию Конституционного Суда РФ, суды общей юрисдикции или мировые судьи вправе полностью освободить физическое лицо, находящееся в крайне тяжелом имущественном положении, от уплаты госпошлины, если иное уменьшение размера государственной пошлины или предоставление рассрочки (отсрочки) по ее уплате не обеспечивают право указанного лица на судебную защиту.
Федеральным законом от 27.12.2009 г. N 374-ФЗ признан утратившим силу подпункт 14 пункта 1 указанной статьи, согласно которому при подаче надзорных жалоб государственная пошлина уплачивалась только при подаче надзорной жалобы по делам, которые не были обжалованы плательщиком в кассационном порядке.
Федеральным законом от 27.12.2009 г. N 374-ФЗ предусмотрено освобождение от уплаты государственной пошлины федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при их обращении в другие органы государственной власти за совершением юридически значимых действий, определенных главой 25.3 Кодекса, в том числе и при обращении в суды в качестве истцов и ответчиков.