Недействующий

     

Председатель Профсоюза
гражданского персонала
Вооруженных Сил России
Н.Бойко
7 февраля 2011 года

Министр обороны
Российской Федерации
А.Сердюков
7 февраля 2011 года

     

Отраслевое соглашение между профсоюзами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации на 2011-2013 годы

____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

     

     

I. Общие положения


Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители профсоюзов гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в лице Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России (далее - Профсоюз) и работодателей в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее - Министерство обороны), именуемые в дальнейшем Сторонами, на основании Трудового кодекса Российской Федерации заключили настоящее Отраслевое соглашение (далее - Соглашение) об обязательствах в сфере регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на 2011-2013 годы и совместных действиях Сторон по их реализации.

Стороны принимают на себя обязательства развивать взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать определенные Соглашением обязательства и договоренности.

Стороны договорились:

1. Соглашение вступает в силу с 1 января 2011 года и действует до 31 декабря 2013 года (включительно).

По истечении указанного срока, в случае если Стороны не заключили Соглашение на последующий период, Стороны могут своим решением продлить один раз действие Соглашения на срок не более трех лет.

Ни одна из сторон в одностороннем порядке не может в течение установленного срока действия Соглашения прекратить выполнение принятых обязательств.

2. Ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению, внесению изменений и дополнений в Соглашение, организации контроля за его выполнением и подведению итогов, толкованию и разъяснению его положений, а также рассмотрение конфликтных ситуаций и разногласий по коллективным договорам (соглашениям), заключенным на его основе, возлагаются на Комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, образованную приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2010 года N 1012 (с изменениями от 19 января 2011 года) (далее именуется - Комиссия).

3. В случае реорганизации одной из сторон Соглашения ее обязательства переходят к правопреемнику.

4. Соглашение распространяется на работодателей и весь гражданский персонал, работающий в органах военного управления, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуются - воинские части, если иное не оговорено особо) и является основой для заключения коллективных договоров (соглашений), трудовых договоров в воинских частях и организациях.

Условия коллективных договоров (соглашений) и трудовых договоров не должны ухудшать положение гражданского персонала по сравнению с действующим законодательством и настоящим Соглашением.

5. На гражданский персонал федеральных государственных унитарных предприятий Министерства обороны распространяются нормативные предписания, предусмотренные настоящим Соглашением, за исключением норм, указанных в пунктах 46, 47, 50, 56, которые обеспечиваются за счет собственных средств этих предприятий.

На федеральных государственных гражданских служащих Министерства обороны распространяются положения Соглашения, не противоречащие нормам, установленным Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

6. Стороны Соглашения оказывают содействие работодателям и выборным профсоюзным органам в заключении коллективных договоров (соглашений).

7. Законодательные и иные нормативные правовые акты, принятые в период действия Соглашения и улучшающие социально-экономическое и правовое положение гражданского персонала, применяются с момента вступления их в силу.

8. Положения, установленные Соглашением, обязательны для выполнения заместителями Министра обороны Российской Федерации, руководителями центральных органов военного управления, главнокомандующими видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующими войсками военных округов, родами войск Вооруженных Сил Российский Федерации, командующими объединениями, командирами соединений и воинских частей, начальниками (руководителями) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, военными комиссарами и всеми территориальными и первичными организациями Профсоюза.

9. В воинских частях, дислоцирующихся на территориях иностранных государств, коллективные договоры (соглашения), трудовые договоры заключаются с учетом настоящего Соглашения. При этом трудовые отношения, социальные льготы и гарантии гражданскому персоналу устанавливаются в соответствии с законодательством страны пребывания, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.

II. Социальное партнерство и координация действий Сторон Соглашения

10. Стороны считают необходимым обеспечить в предстоящий период дальнейшее развитие системы социального партнерства и повышение его эффективности в целях укрепления обороноспособности страны, усиления защиты трудовых, социально-экономических прав и законных интересов гражданского персонала.

11. Стороны обязуются реализовать следующие меры, направленные на повышение роли Комиссии в согласовании интересов Сторон:

проводить в рамках Комиссии консультации по вопросам социально-экономического положения гражданского персонала;

обеспечить безусловное выполнение норм Трудового кодекса Российской Федерации, касающихся участия Комиссии в подготовке и (или) обсуждении проектов нормативных правовых актов Министерства обороны по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, разрабатываемых центральными органами военного управления, учета по ним мнения Комиссии;

проекты нормативных правовых актов Министерства обороны в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются центральными органами военного управления на рассмотрение в Комиссию до принятия по ним решения Министром обороны Российской Федерации, а в воинских частях проекты приказов и решений, затрагивающих социально-экономические интересы гражданского персонала, согласовываются с соответствующими профсоюзными органами.

12. Стороны принимают все зависящие от них меры по профсоюзных организаций. Представители профсоюзных организаций оказывают всяческую помощь в проведении указанных мероприятий.

III. Обязательства Министерства обороны

В области производственно-экономической деятельности

20. Создает оптимальную структуру федеральных государственных унитарных предприятий и оказывает помощь в их развитии.

21. Создает оптимальную структуру научно-исследовательских учреждений и проектно-конструкторских бюро, обеспечивает их заказами и финансированием, осуществляет контроль за их деятельностью.

22. Руководители федеральных государственных унитарных предприятий Министерства обороны совместно с соответствующими выборными профсоюзными органами при заключении коллективных договоров (соглашений) могут предусматривать дополнительные (по сравнению с установленными настоящим Соглашением) социальные льготы и гарантии для гражданского персонала в соответствии с действующим трудовым законодательством при наличии соответствующих денежных средств на эти цели.

В области занятости и переподготовки кадров

23. Представители нанимателя, работодатели организуют свою работу в соответствии с требованиями статьи 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

24. В целях смягчения негативных последствий от сокращения численности работников осуществляет эти мероприятия в первую очередь за счет внутренних резервов воинских частей, а именно:

укомплектования свободных рабочих мест (с согласия работника);

упреждающей переподготовки кадров в пределах денежных средств, выделяемых на эти цели, перевода работников (с их согласия) на иную работу (вакантную должность) в другие воинские части;

использования других методов обеспечения занятости, предусмотренных действующим трудовым законодательством.

25. Профсоюз и Министерство обороны устанавливают следующие критерии массового увольнения гражданского персонала:

при ликвидации воинской части с численностью работающих 15 и более человек;

при сокращении численности или штата гражданского персонала воинской части:

50 человек в течение 30 календарных дней;

200 и более человек в течение 60 календарных дней;

500 и более человек в течение 90 календарных дней.

Командиры (начальники) воинских частей:

при ликвидации (передислокации) и реорганизации воинских частей, полной или частичной приостановке производства (работы), влекущих за собой сокращение численности или штата работников, изменении обязательных условий трудового договора по инициативе работодателя информируют в письменной форме не позднее чем за два месяца до начала соответствующих мероприятий выборный профсоюзный орган воинской части о проведении мероприятий по сокращению численности или штата гражданского персонала и возможном расторжении трудовых договоров, а в случае массового увольнения гражданского персонала - не позднее чем за три месяца;

проводят с выборным профсоюзным органом переговоры о соблюдении прав и интересов гражданского персонала;

оказывают содействие в трудоустройстве высвобождаемого гражданского персонала в воинских частях и организациях иных федеральных органов исполнительной власти, а также через региональные органы службы занятости;

предоставляют лицам гражданского персонала, уволенным по сокращению штата или численности работников, при прочих равных условиях преимущественное право возвратиться на рабочее место при возникновении вакансий;

осуществляют меры по дальнейшему развитию и совершенствованию системы обучения, повышению профессионального уровня, переподготовке кадров;

организуют взаимодействие с органами службы занятости субъектов Российской Федерации в целях решения вопросов переподготовки и повышения квалификации высвобождаемого урегулированию коллективных трудовых споров, возникающих в области социально-трудовых отношений.

13. Министерство обороны гарантирует невмешательство в деятельность Профсоюза, соблюдение прав Профсоюза в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и Трудовым кодексом Российской Федерации, не препятствуют созданию и функционированию профсоюзных организаций в воинских частях.

14. В целях освещения деятельности Комиссии и хода реализации Соглашения Стороны обеспечивают публикацию в средствах массовой информации материалов, посвященных развитию социального партнерства и проблемам социально-трудовых отношений в Министерстве обороны.

15. Комиссия ежегодно рассматривает ход выполнения положений Соглашения.

16. Изменения вносятся в Соглашение в следующем порядке:

Сторона, проявившая инициативу по внесению изменений, направляет в Комиссию в письменной форме предложение о начале переговоров с перечнем конкретных изменений;

после получения соответствующего предложения одной из Сторон переговоры Сторон должны быть проведены в течение одного месяца;

изменения вносятся в Соглашение решением Сторон после соответствующего представления Комиссии.

17. Соглашение в месячный срок со дня его уведомительной регистрации доводится до командиров (начальников) воинских частей, профсоюзных органов для выполнения принятых обязательств и ознакомления гражданского персонала с его содержанием.

18. Министерство обороны рассматривает наиболее важные вопросы, затрагивающие права и интересы гражданского персонала, на Коллегиях Министерства обороны, совещаниях руководящего состава Министерства обороны, военных советах, заседаниях Центрального комитета Профсоюза.

19. Должностные лица Министерства обороны при проведении ревизий, проверок воинских частей и организаций и по результатам проверки вопросов трудового законодательства, оплаты и охраны труда, выполнения условий коллективных договоров (соглашений) проводят встречи с представителями гражданского персонала;

предоставляют высвобождаемому гражданскому персоналу гарантии и компенсации в соответствии с действующим трудовым законодательством с учетом особенностей, установленных для лиц, высвобождаемых при ликвидации воинских частей, либо сокращением их численности или штата в закрытых административно-территориальных образованиях;

предоставляют гарантии и компенсации высвобождаемым федеральным государственным гражданским служащим в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе.

26. Федеральные государственные унитарные предприятия за счет собственных средств и на условиях, предусмотренных коллективным договором (соглашением), трудовым договором, могут предусматривать дополнительные меры социальной защиты бывшим работникам.

В области трудовых отношений

27. Обеспечивает выполнение командирами (начальниками) воинских частей Трудового кодекса Российской Федерации, иных законодательных и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также правовых актов Министерства обороны.

Служебная деятельность федеральных государственных гражданских служащих Министерства обороны регулируются законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

При нарушениях в воинских частях трудового законодательства Министерство обороны принимает меры к их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

28. Обеспечивает реализацию положений статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации.

29. Обеспечивает в соответствии с предоставленными полномочиями разъяснение работникам правовых актов, содержащих нормы трудового права.

30. Командиры (начальники) воинских частей не допускают необоснованных отказов в заключении трудовых договоров, обеспечивают включение в трудовые договоры условий, не ухудшающих положение гражданского персонала по сравнению с нормами, установленными действующим трудовым законодательством, настоящим Соглашением, коллективными договорами (соглашениями).

31. Не привлекает лиц гражданского персонала без их согласия для выполнения работ, не обусловленных трудовым договором, кроме случаев, предусмотренных действующим трудовым законодательством.

32. Обеспечивает в обязательном порядке включение представителя выборного профсоюзного органа воинской части в состав аттестационных комиссий при проведении аттестации лиц гражданского персонала, а также при сдаче ими государственного квалификационного экзамена.

33. В соответствии со статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации разрабатывает и принимает правовые акты, непосредственно затрагивающие социально-трудовые права гражданского персонала, с учетом мнения Профсоюза, а командиры (начальники) воинских частей - соответствующего выборного профсоюзного органа.

34. Обеспечивает для гражданского персонала в соответствии с законодательством Российской Федерации:

нормальную продолжительность рабочего времени, не превышающую 40 часов в неделю, а для отдельных категорий гражданского персонала в соответствии с действующим трудовым законодательством - сокращенную продолжительность рабочего времени (36 часов в неделю) - для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в сельской местности, если меньшая продолжительность не предусмотрена законодательными актами Российской Федерации. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»