Недействующий

     

СОГЛАШЕНИЕ
о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий

____________________________________________________________________
Прекратило действие с 1 января 2015 года на основании
международного договора от 29 мая 2014 года
____________________________________________________________________


Ратифицировано
Федеральным законом
от 11.07.2011 N 183-ФЗ



Правительства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, именуемые в дальнейшем Сторонами,

основываясь на Соглашении о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года, Соглашении о Таможенном союзе от 20 января 1995 года, Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года, Договоре об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года, Договоре о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 года,

стремясь осуществлять согласованную политику регулирования деятельности субъектов естественных монополий на основе единых принципов и правил,

согласились о нижеследующем:

Раздел 1

Общие положения

     

Статья 1

Цель Соглашения


Целью настоящего Соглашения является создание правовых основ для формирования и установления единых принципов и общих правил регулирования деятельности субъектов естественных монополий государств Сторон для обеспечения баланса интересов потребителей, субъектов естественных монополий и общества, обеспечивающих доступность услуг, реализуемых субъектами естественных монополий, эффективность функционирования и развития субъектов естественных монополий в государствах Сторон, и гармонизации на их основе национального законодательства Сторон в области регулирования деятельности субъектов естественных монополий.

Статья 2

Определение терминов, используемых в Соглашении


Для целей настоящего Соглашения используются следующие основные понятия:

"внутренний рынок" - рынок государства Стороны, на котором обращаются услуги субъектов естественных монополий;

"естественная монополия" - состояние рынка услуг, при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид услуг невозможно или экономически нецелесообразно в силу технологических особенностей производства и предоставления данного вида услуг;

"потребитель" - субъект гражданского права (физическое или юридическое лицо), пользующийся или намеревающийся пользоваться оказываемыми субъектами естественных монополий услугами;

"субъект естественной монополии" - хозяйствующий субъект, оказывающий услуги в сферах естественных монополий, установленных национальным законодательством Сторон;

"оказание услуг" - оказание (предоставление) услуг, производство (реализация) товаров, являющихся объектом гражданского оборота;

"хозяйствующий субъект" - юридическое или физическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность от своего имени;

"сфера естественных монополий" - сфера обращения услуги, законодательно отнесенная к естественной монополии, в которой потребитель может приобрести услуги субъектов естественных монополий;

"национальное законодательство Сторон" - законодательство каждого из государств Сторон, касающееся сфер естественных монополий;

"национальные органы Сторон" - органы государства Стороны, осуществляющие регулирование и (или) контроль за деятельностью субъектов естественных монополий;

"секторальные (отраслевые) соглашения" - международные договоры государств Сторон, включая двусторонние международные договоры Сторон, касающиеся сфер естественных монополий, указанных в приложении 1 к настоящему Соглашению;

"доступ к услугам субъектов естественных монополий" - оказание субъектами естественных монополий государства одной Стороны услуг, относящихся к сфере естественных монополий, потребителям государства другой Стороны на условиях не менее благоприятных, чем те, на которых предоставляется аналогичная услуга потребителям первого государства Стороны при наличии технической возможности.

Статья 3

Сфера применения Соглашения

1. Настоящее Соглашение распространяется на отношения с участием субъектов естественных монополий, потребителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления государств Сторон в сферах естественных монополий, оказывающих влияние на торговлю между государствами Сторон и указанных в приложении 1 к настоящему Соглашению.

2. Особенности применения настоящего Соглашения в конкретных сферах естественных монополий, в том числе этапность формирования Единого экономического пространства в отношении субъектов естественных монополий, определяются в соответствующих секторальных (отраслевых) соглашениях.

3. К сферам естественных монополий в государствах Сторон относятся также сферы естественных монополий, указанные в приложении 2 к настоящему Соглашению.

В отношении сфер естественных монополий, указанных в приложении 2 к настоящему Соглашению, применяются требования национального законодательства Сторон.

4. Перечень услуг субъектов естественных монополий, относимых к сферам естественных монополий, устанавливается национальным законодательством Сторон.

5. Стороны стремятся к гармонизации сфер естественных монополий, указанных в приложениях 1 и 2 к настоящему Соглашению, путем их сокращения и с возможным определением переходного периода в секторальных (отраслевых) соглашениях.

6. Расширение сфер естественных монополий в государствах Сторон осуществляется:

- в соответствии с национальным законодательством Сторон в случае, если государство Стороны намерено отнести к сфере естественных монополий сферу, которая является сферой естественной монополии в государстве другой Стороны и приведена в приложениях 1 или 2 к настоящему Соглашению;

- по решению Комиссии таможенного союза в случае, если к сфере естественных монополий государство Стороны намерено отнести иную сферу естественных монополий, не указанную в приложениях 1 и 2 к настоящему Соглашению, после соответствующего обращения государства Стороны в Комиссию таможенного союза.

7. Настоящее Соглашение не распространяется на отношения, урегулированные действующими двухсторонними международными договорами Сторон. Вновь заключаемые секторальные (отраслевые) соглашения Сторон не могут противоречить настоящему Соглашению.

8. Соглашение Сторон о единых принципах и правилах конкуренции применяется к субъектам естественных монополий с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Соглашением.

9. Сфера транспортировки газа регулируется соглашением о правилах доступа к услугам естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики.

Раздел 2

Регулирование деятельности субъектов естественных монополий

     

Статья 4

Общие принципы регулирования деятельности субъектов естественных монополий


Принципами, которыми руководствуются Стороны при регулировании и (или) контроле за деятельностью субъектов естественных монополий в сферах естественных монополий, указанных в приложениях 1 и 2 к настоящему Соглашению, являются:

1) соблюдение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий государств Сторон, обеспечивающего доступность оказываемых услуг и надлежащий уровень их качества для потребителей, эффективное функционирование и развитие субъектов естественных монополий;

2) повышение эффективности регулирования, направленного на сокращение в последующем сфер естественных монополий за счет создания условий для развития конкуренции в этих сферах;

3) применение гибкого тарифного (ценового) регулирования субъектов естественных монополий с учетом отраслевых особенностей, масштабов их деятельности, рыночной конъюнктуры, среднесрочных (долгосрочных) макроэкономических и отраслевых прогнозов, а также мер тарифного (ценового) регулирования этих субъектов, в том числе применение возможности установления дифференцированного тарифа, который не может быть установлен по принципу принадлежности потребителя (групп потребителей) к государству любой из Сторон;

4) введение регулирования в случаях, когда на основании анализа соответствующего внутреннего рынка установлено, что этот рынок находится в состоянии естественной монополии;

5) снижение барьеров доступа на внутренние рынки, в том числе путем обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий;

6) применение процедур регулирования деятельности субъектов естественных монополий, обеспечивающих независимость принимаемых решений, преемственность, открытость, объективность и прозрачность;

7) обязательность заключения субъектами естественных монополий договоров с потребителями на оказание услуг, в отношении которых применяется регулирование, при наличии технической возможности, определенной в соответствии с национальным законодательством Сторон;

8) обеспечение соблюдения субъектами естественных монополий правил доступа к услугам субъектов естественных монополий;

9) направленность регулирования на конкретный субъект естественной монополии;

10) обеспечение соответствия устанавливаемых тарифов (цен) качеству услуг в сферах естественных монополий, на которые распространяется регулирование;

11) защита интересов потребителей, в том числе от различных нарушений субъектами естественных монополий, связанных с применением тарифов (цен) по регулируемым услугам;

12) создание экономических условий, при которых субъектам естественных монополий выгодно сокращать издержки, внедрять новые технологии, повышать эффективность использования инвестиций.

Статья 5

Виды и методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий

1. Государства Сторон применяют виды (формы, способы, методы, инструменты) регулирования деятельности субъектов естественных монополий государств Сторон на основе общих принципов и правил регулирования естественных монополий, установленных настоящим Соглашением.

2. При осуществлении регулирования деятельности субъектов естественных монополий применяются следующие виды (формы, методы, способы, инструменты) регулирования:

1) тарифное (ценовое) регулирование;

2) виды регулирования, установленные настоящим Соглашением;

3) иные виды регулирования, установленные национальным законодательством Сторон.

3. Тарифное (ценовое) регулирование услуг субъектов естественных монополий, включая установление стоимости подключения (присоединения) к услугам субъектов естественных монополий, может осуществляться путем:

1) установления (утверждения) национальным органом для субъектов естественных монополий тарифов (цен) на регулируемые услуги, в том числе их предельных уровней на основе утвержденной национальным органом методологии (формулы) и правил ее применения, а также соответствующего контроля национальным органом за применением установленных тарифов (цен) субъектами естественных монополий;

2) установления (утверждения) национальным органом методологии и правил ее применения, в соответствии с которыми субъект естественной монополии устанавливает и применяет тарифы (цены), а также контроля национальным органом за установлением и применением тарифов (цен) субъектами естественных монополий.

4. При осуществлении тарифного (ценового) регулирования национальные органы Сторон вправе применять в том числе следующие методы тарифного (ценового) регулирования или их сочетания в соответствии с национальным законодательством Сторон:

1) метод экономически обоснованных затрат;

2) метод индексации;

3) метод доходности инвестиционного капитала;

4) метод сравнительного анализа эффективности деятельности субъектов естественных монополий.

5. При регулировании тарифов (цен) учитываются:

1) возмещение субъектам естественных монополий экономически обоснованных затрат, связанных с осуществлением регулируемой деятельности;

2) получение экономически обоснованной прибыли;

3) стимулирование субъектов естественных монополий к снижению расходов;

4) формирование тарифов (цен) на услуги субъектов естественных монополий с учетом надежности и качества оказываемых услуг.

6. При установлении тарифов (цен) могут учитываться:

1) особенности функционирования естественных монополий на территориях государств Сторон, в том числе особенности технических требований и регламентов;

2) государственные дотации и другие меры государственной поддержки;

3) конъюнктура рынка, в том числе уровень цен на нерегулируемых сегментах рынка.

4) планы развития территорий;

5) государственная налоговая, бюджетная, экологическая и социальная политика;

6) мероприятия по энергоэффективности и экологические аспекты.

7. При регулировании тарифов (цен) на услуги субъекта естественной монополии предусматривается, что при формировании затрат субъекта естественной монополии осуществляется раздельный учет расходов, в том числе инвестиций, а также доходов, задействованных активов, по видам регулируемых услуг субъектов естественных монополий.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»