Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПРИКАЗ


от 29 апреля 2011 года N 130


Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов метрополитена

____________________________________________________________________
Утратил силу с 10 ноября 2017 года на основании
приказа Минтранса России от 3 октября 2017 года N 403
____________________________________________________________________



В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7 (ч.I), ст.837; 2008, N 30 (ч.II), ст.3616; 2009, N 29, ст.3634; 2010, N 27, ст.3415)

приказываю:

Утвердить прилагаемые Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов метрополитена.

Министр
И.Е.Левитин

     
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
2 июня 2011 года,
регистрационный N 20933

     

     

Приложение

     
Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов метрополитена



1. Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов метрополитена (далее - Требования), разработаны в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7 (ч.I), ст.837; 2008, N 30 (ч.II), ст.3616; 2009, N 29, ст.3634; 2010, N 27, ст.3415).

2. Настоящие Требования определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры, для защиты входящих в состав метрополитена станций, тоннелей, электродепо (включая парковые и деповские пути), электроподстанций, пунктов управления движением (далее - ОТИ) от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства (далее - АНВ).

3. Станция включает в себя: подземный, наземный или надземный остановочный пункт, предназначенный для посадки и высадки пассажиров, в том числе вестибюли, эскалаторы или лестницы, платформенные и средние залы, помещения для обслуживания пассажиров, размещения эксплуатационного персонала и производственного оборудования, пересадочные сооружения и другие находящиеся сооружения, оборудование и устройства, обеспечивающие функционирование метрополитена, участки главных путей линии станции, примыкающие тупик, станционные пути, соединительные пути с электродепо и/или другой линией, примыкающие соединительные тоннели и/или открытые участки, а также подземные, наземные и надземные переходы, находящиеся в собственности или используемые на ином законном основании субъектом транспортной инфраструктуры метрополитена.

4. Тоннель включает в себя: участки главных путей линии между смежными станциями, в том числе примыкающие соединительные пути с электродепо и/или другой линией, перегонные и примыкающие соединительные тоннели и/или открытые участки, притоннельные сооружения, зоны коллективной защиты пассажиров, а также и другие находящиеся сооружения, оборудование и устройства, обеспечивающие функционирование метрополитена.

5. Настоящие Требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры метрополитенов и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ.

6. Субъект транспортной инфраструктуры метрополитена обязан:

6.1. Назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры.

6.2. Назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности ОТИ.

6.3. Для защиты ОТИ от актов незаконного вмешательства обеспечить привлечение в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности подразделений транспортной безопасности, включающих группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение АНВ в зоне транспортной безопасности и/или на критических элементах ОТИ, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

6.4. Обеспечить осуществление подразделениями транспортной безопасности мероприятий по обследованию с использованием средств досмотра физических лиц, транспортных средств, а также грузов, багажа, ручной клади и личных вещей, материально-технического имущества (далее - материально-технические объекты), проводимых в целях обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов, веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности или ее части, а также физических лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности (далее - досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности).

6.5. Разработать, принять и исполнять внутренние, организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ, в том числе:

6.5.1. Положение (устав) подразделений транспортной безопасности ОТИ в случае образования (формирования) субъектом транспортной инфраструктуры таких подразделений.

6.5.2. Организационно-штатную структуру управления в субъекте транспортной инфраструктуры.

6.5.3. Номенклатуру (перечень) должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры (далее - персонал), осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ.

6.5.4. Номенклатуру (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ.

6.5.5. Номенклатуру (перечень) должностей персонала юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности или на критических элементах ОТИ.

6.5.6. Положение (инструкцию) о пропускном и внутриобъектовом режимах на ОТИ.

6.5.7. Порядок выявления и распознавания на контрольно-пропускных пунктах (постах) физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход и/или проезд в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ, а также предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и/или на критические элементы ОТИ в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения).

6.5.8. Порядок проверки документов, наблюдения, собеседования с физическими лицами и оценки данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемые в целях выявления подготовки к совершению АНВ или совершения АНВ в отношении ОТИ.

6.5.9. Порядок реагирования лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности, и персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ, а также подразделений транспортной безопасности (далее - силы обеспечения транспортной безопасности) на подготовку к совершению АНВ или совершение АНВ в отношении ОТИ.

6.5.10. Порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены ОТИ, о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельность ОТИ.

6.5.11. Порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности информации об изменении уровней безопасности, а также реагирования на такую информацию.

6.5.12. Порядок функционирования инженерно-технических средств и систем обеспечения транспортной безопасности, включая порядок передачи данных с таких средств и/или систем уполномоченным подразделениям федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта (далее - порядок передачи данных с инженерно-технических систем).

6.6. Обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств о присвоенной категории ОТИ.

6.7. Разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение трех месяцев и реализовать его в течение одного года с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ (если иной срок реализации отдельных мероприятий плана обеспечения транспортной безопасности не установлен соответствующим обоснованием).

6.7.1. Представить план по обеспечению транспортной безопасности ОТИ метрополитена в субъект Российской Федерации, на территории которого находится метрополитен, перед направлением в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности.

6.8. Разработать, утвердить и реализовать порядок взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ и силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ, с которыми имеется технологическое взаимодействие.

6.9. В целях недопущения физических лиц к работе, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, проверять сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности на соответствие их требованиям части 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".

6.10. Осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.

6.11. Допускать к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей, персонал, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности ОТИ, а также привлекать к исполнению обязанностей по защите ОТИ от актов незаконного вмешательства в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности только сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6.12. Информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, в части, их касающейся, включая запрещение:

6.12.1. Прохода (проезда) в зоны транспортной безопасности вне КПП или без соблюдения условий допуска.

6.12.2. Перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным документам.

6.12.3. Проноса (провоза) предметов и/или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности, а также о предметах и веществах, которые запрещены или ограничены для перемещения.

6.12.4. Совершения АНВ в отношении ОТИ, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий.

6.13. Проводить как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией учения и тренировки по реализации планов обеспечения транспортной безопасности с периодичностью не реже одного раза в год для ОТИ 1 и 2 категорий и не менее одного раза в два года - для ОТИ 3 и 4 категорий.

6.14. Информировать компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности метрополитена за шесть месяцев до момента изменения конструктивных или технических элементов, технологических процессов на ОТИ, являющихся основаниями для изменения значения присвоенной категории, планов обеспечения транспортной безопасности и (или) необходимости проведения дополнительной оценки уязвимости ОТИ.

6.15. Изменять конструктивные или технические элементы, технологические процессы на ОТИ, а также порядок их эксплуатации только после принятия компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности метрополитена решения о наличии или отсутствии необходимости изменения значения присвоенной категории, проведения дополнительной оценки уязвимости ОТИ и внесения дополнений в планы обеспечения транспортной безопасности ОТИ в части, касающейся произведенных изменений.

6.16. Незамедлительно информировать компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности метрополитена и уполномоченные подразделения федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об угрозах совершения и/или совершении АНВ в деятельность ОТИ.

6.17. Ограничить доступ к сведениям о результатах проведенной оценки уязвимости ОТИ и планам обеспечения транспортной безопасности ОТИ в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6.18. Реализовать предусмотренные планом обеспечения транспортной безопасности ОТИ дополнительные меры при изменении уровня безопасности в сроки, не превышающие 24 часов для ОТИ 4 и 3 категорий, трех часов -  для ОТИ 1 и 2 категорий с момента получения сообщения или принятия решения об изменении уровня безопасности.

6.19. Выделить на ОТИ и оборудовать в соответствии с утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности отдельные помещения или выделенные участки помещений для управления инженерно-техническими системами и силами обеспечения транспортной безопасности - постами (пунктами) управления обеспечением транспортной безопасности в стационарном и/или подвижном варианте.

6.20. Выделить в субъекте транспортной инфраструктуры и оборудовать в соответствии с утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности отдельные помещения для управления инженерно-техническими системами и силами обеспечения транспортной безопасности всех ОТИ субъекта транспортной инфраструктуры - постами (пунктами) управления обеспечением транспортной безопасности в стационарном варианте.

6.21. Создать и оснастить посты (пункты) управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ, так и с силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ, с которыми имеется технологическое взаимодействие.

6.22. Обеспечить круглосуточное непрерывное функционирование постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ, а также накопление, обработку и хранение в электронном виде данных со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности и передачу указанных данных в соответствии с установленным порядком уполномоченным подразделениям федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, в соответствии с утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности.

6.23. Обеспечить видеонаблюдение за действиями сил транспортной безопасности на КПП и постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ.

6.24. Установить в целях обеспечения транспортной безопасности:

6.24.1. Конфигурацию и границы зоны территории каждого ОТИ, доступ в которую физических лиц не ограничивается (далее - зона свободного доступа ОТИ), при ее наличии.

6.24.2. Конфигурацию и границы территории или части (наземной, подземной, надземной, надводной, подводной) ОТИ, проход в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты) (далее - зоны транспортной безопасности), а также критических элементов ОТИ.

6.24.3. Конфигурацию и границы участка (участков) зоны транспортной безопасности ОТИ, допуск физических лиц и перемещение материально-технических объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее - перевозочный сектор зоны транспортной безопасности), при его (их) наличии.

6.24.4. Конфигурацию и границы участка (участков) зоны транспортной безопасности ОТИ, доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материально-технических объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее - технологический сектор зоны транспортной безопасности).

6.25. Изменять конфигурацию и границы зоны транспортной безопасности, ее перевозочного и технологического секторов и критических элементов ОТИ, а также схему размещения и состав оснащения КПП лишь после завершения дополнительной оценки уязвимости и утверждения планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ, учитывающих такие изменения.

6.26. Разработать схему размещения контрольно-пропускных пунктов (постов) на границах зоны безопасности и/или ее секторов, критических элементов ОТИ.

6.27. В зоне свободного доступа ОТИ выявлять путем наблюдения физических лиц, во внешнем виде и в поведении которых присутствуют признаки подготовки или совершения АНВ,  обеспечить видеонаблюдение за перемещением физических лиц, а также материально-технических объектов.

6.28. Выявлять путем наблюдения и собеседования в зоне транспортной безопасности ОТИ и на КПП физических лиц, во внешнем виде и в поведении которых присутствуют признаки подготовки или совершения АНВ, а также материально-технические объекты, которые могут быть использованы для совершения АНВ.

6.29. Проводить досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности для распознавания и идентификации предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в технологический и перевозочный секторы зоны транспортной безопасности ОТИ, физических лиц, во внешнем виде и в поведении которых присутствуют признаки подготовки или совершения АНВ, находящихся при них вещей, а также материально-технических объектов, которые могут быть использованы для совершения АНВ.

6.30. Организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на ОТИ в соответствии с внутренними организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, и утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности ОТИ.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»