ПРИКАЗ
от 4 апреля 2011 года N 137
Об утверждении методики определения основных показателей и критериев оценки состояния конкурентной среды
В соответствии с Программой развития конкуренции в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года N 691-р,
приказываю:
Утвердить прилагаемую методику определения основных показателей и критериев оценки состояния конкурентной среды.
Министр
Э.С.Набиуллина
Методика определения основных показателей и критериев оценки состояния конкурентной среды
1. Настоящая Методика предназначена для оценки состояния конкурентной среды в Российской Федерации, анализа эффективности реализации мер, принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления по обеспечению конкуренции в Российской Федерации, а также для анализа и оценки хода реализации Программы развития конкуренции в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года N 691-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 22, ст.2736; 2010, N 52, ст.7177).
2. Для оценки состояния конкурентной среды используются следующие показатели:
показатель интенсивности конкуренции, который определяет степень соперничества между конкурирующими на рынке хозяйствующими субъектами и базируется на данных, полученных в результате опросов хозяйствующих субъектов;
показатель состояния конкурентной среды, который определяет степень развития конкурентной среды и базируется на данных, полученных в результате опросов хозяйствующих субъектов и официальной статистической информации.
3. Показатель интенсивности конкуренции представляет собой показатель, получаемый в результате обработки данных опроса хозяйствующих субъектов (далее - респонденты), осуществляемого с использованием анкеты согласно приложению 1 к настоящей Методике путем суммирования цифровых значений, присвоенных каждому из вопросов анкеты. Опрос проводится по репрезентативной выборке.
4. Показатель интенсивности конкуренции рассчитывается как взвешенная сумма индикаторов, входящих в состав критериев оценки состояния конкурентной среды (далее - индикатор), согласно приложению 2 к настоящей Методике по формуле:
где:
- показатель интенсивности конкуренции;
- унифицированное значение i-го индикатора;
- вес i-го индикатора,
при , что означает, что сумма весов должна быть равна 100%.
Значения весов индикаторов рассчитываются с помощью "метода анализа иерархий" Томаса Саати на основе опроса экспертов.
5. Значение показателя интенсивности конкуренции () измеряется в шкале от 0 до 1.
Значение показателя интенсивности конкуренции (), равное 0, означает негативную конкурентную ситуацию.
Значение показателя интенсивности конкуренции (), равное 1, означает позитивную конкурентную ситуацию.
6. Шкалы индикаторов, входящих в состав показателя интенсивности конкуренции, преобразуются в унифицированную шкалу от 0 до 1 по следующим формулам:
a) - в случае положительного характера связи i-го индикатора и показателя интенсивности конкуренции;
б) - в случае отрицательного характера связи i-го индикатора и показателя интенсивности конкуренции,
где:
- исходные значения индикаторов, которые получены в результате опросов;
- унифицированные значения индикаторов, которые измеряются в одной шкале и взаимосвязаны с показателем интенсивности конкуренции;
min, max - соответственно минимальное и максимальное значения i-го индикатора.
7. Показатель состояния конкурентной среды рассчитывается на основе критериев оценки состояния конкурентной среды, приведенных в приложении 2 к настоящей Методике, по следующей формуле:
где:
- показатель состояния конкурентной среды;
- вес i-го индикатора, входящего в состав соответствующего критерия оценки состояния конкурентной среды (далее - индикатор), согласно приложению 2 к настоящей Методике;
- унифицированное значение i-го индикатора,
при , что означает, что сумма весов должна быть равна 100%.
Значения весов индикаторов рассчитываются с помощью "метода анализа иерархий" Томаса Саати на основе опроса экспертов.
8. Значение показателя состояния конкурентной среды () измеряется в шкале от 0 до 1.
Значение показателя состояния конкурентной среды (), равное 0, означает негативную конкурентную ситуацию.
Значение показателя состояния конкурентной среды (), равное 1, означает позитивную конкурентную ситуацию.
9. Шкалы индикаторов, входящих в состав показателя конкурентной среды, преобразуются в унифицированную шкалу от 0 до 1 по следующим формулам:
а) - в случае положительного характера связи i-го индикатора и показателя состояния конкурентной среды;
б) - в случае отрицательного характера связи i-го индикатора и показателя состояния конкурентной среды, где:
- исходные значения индикаторов, которые получены в результате опросов или из официальной статистической информации;
- унифицированные значения индикаторов, которые измеряются в одной шкале и взаимосвязаны с показателем состояния конкурентной среды;
min, max - соответственно минимальное и максимальное значения i-го индикатора.
Анкета
Министерство экономического развития Российской Федерации проводит опрос по теме "Интенсивность конкуренции на региональных рынках Российской Федерации".
Исследование поможет выявить актуальные проблемы, с которыми сталкиваются компании, работающие на региональных рынках, а также будет способствовать выработке рекомендаций по развитию конкуренции и формированию благоприятного предпринимательского климата в экономике регионов России.
Участникам опроса гарантируется конфиденциальность их мнений и оценок. Суждения респондентов будут представлены в итоговых материалах только в обобщенном виде. Ссылки на конкретные персоны и юридические лица исключаются.
Мы благодарны Вам за участие в исследовании.
Базовая часть
А1. Укажите, пожалуйста, отраслевую принадлежность компании (необходимо указать ОДИН основной вид деятельности).
1. Сельское хозяйство
2. Лесное хозяйство
3. Добыча полезных ископаемых
4. Обрабатывающие производства
5. Пищевая промышленность
6. Строительство
7. Оптовая и розничная торговля
8. Ремонт автотранспортных средств, мотоциклов
9. Гостиницы и рестораны
10. Транспорт
11. Предоставление услуг для предпринимательства, консалтинг
12. Связь и телекоммуникации
13. Финансовая деятельность
14. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
15. Образование
16. Здравоохранение
17. Предоставление социальных услуг
18. Коммунальные услуги
19. Другое (что именно, укажите)
А2. В каком субъекте Российской Федерации (регионе) расположен Ваш целевой рынок (рынок товара, работы, услуги, занимающей наибольшую долю в обороте Вашей компании)? Необходимо выбрать ОДИН вариант ответа и отвечать на все дальнейшие вопросы применительно к выбранному региону.
1. Республика Адыгея
2. Республика Алтай
3. Республика Башкортостан
4. Республика Бурятия
5. Республика Дагестан
6. Республика Ингушетия