Недействующий

Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы и период до 2020 года (утратил силу на основании приказа Минпромторга России от 25.12.2014 N 2733)

7.5. Поддержка развития малого и среднего бизнеса


Малый и средний бизнес вносит значительный вклад в экономическое развитие России, помимо вклада в ВВП, который в 2007 году составил около 13%, малый бизнес имеет важное значение для поддержания стабильной социальной ситуации в стране, доля малого бизнеса в общей занятости населения Российской Федерации составила в 2009 году около 21,7%.

     
Рис.35. Доля малого бизнеса в ВВП и общей занятости страны


Реализация Стратегии подразумевает существенное увеличение доли сетевой торговли и крупных форматов. Несмотря на то, что эта тенденция, в целом благоприятна для экономики, государства и потребителей, возникает риск чрезмерного сокращения доли малого и среднего бизнеса. Поскольку существование достаточного количества малых и средних предприятий необходимо по целому ряду причин, требуется реализовывать меры по его поддержке.

Высокая значимость малого бизнеса для эффективного развития страны осознается на государственном уровне. В последние годы проводится значительное количество мероприятий для решения проблем, препятствующих развитию малого и среднего бизнеса. Например, для снижения налоговой нагрузки малого и среднего бизнеса был принят Федеральный закон от 26 ноября 2008 года N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Согласно пункту 26 статьи 2 данного Закона, субъекты Российской Федерации получают возможность устанавливать ставку единого налога при применении УСН в пределах от 5% до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Для снижения уровня административных барьеров был принят Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", который направлен на создание единого правового пространства в сфере поддержки развития малого и среднего бизнеса, упорядочивание требований к конкретным видам и формам поддержки, с целью снижения коррупции государственных органов.

Приказом Минпромторга России от 15 февраля 2010 года N 123 утверждена Ведомственная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и в торговле", целью которой является содействие снятию административных барьеров при ведении предпринимательской деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства в сфере промышленности и в торговле, а также содействие развитию малого и среднего предпринимательства в промышленности и торговле.

В рамках указанной программы предусмотрена методическая поддержка со стороны Министерства промышленности и торговли органам государственной власти субъектов Российской Федерации по формированию региональных программ в области развития торговли.

На региональном уровне существует множество программ поддержки малого и среднего бизнеса. На программные мероприятия выделяются значительные государственные средства. Практически в каждом регионе разработана стратегия или программа поддержки малого и среднего предпринимательства, рассчитанная на среднесрочную перспективу. В данных региональных программах выделяется ряд общих мер поддержки малого и среднего бизнеса, которые стимулируют развитие предприятий торговли на территории регионов.

К основным мероприятиям можно отнести:

- внедрение системы "одного окна", с целью сокращения времени предпринимателей при поиске недвижимого имущества в аренду, оформлении разрешительных документов на предпринимательскую деятельность в организациях, осуществляющих контроль (надзор) деятельности малого бизнеса, сокращения времени лицензирования и предварительного согласования места размещения объекта строительства и согласования проектов строительства;

- финансовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, посредством предоставления предпринимателям субсидий на возмещение части затрат по разработке бизнес-планов, предоставления поручительств субъектам малого бизнеса за счет средств гарантийного фонда, предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства основных средств на условиях лизинга, и субсидий на возмещение части процентных ставок по кредитам;

- имущественную поддержку субъектов малого и среднего бизнеса, с целью удовлетворения растущих потребностей субъектов малого и среднего предпринимательства в нежилых помещениях, отвечающих современным качественным, технологическим и функциональным требованиям;

- формирование эффективной системы информационной поддержки малого и среднего предпринимательства, посредством проведения просветительской работы в области финансовой грамотности начинающих и действующих предпринимателей (круглые столы, конференции, участие в СМИ), и регулярного пополнения информационных банков данных по неиспользуемым площадям государственного имущества (свободным, сдаваемым в аренду, предлагаемым к реализации и пр.);

- мероприятия по предотвращению коррупции и неэтичного поведения, с целью снижения административных барьеров.

Помимо уже осуществляющихся и запланированных мер по поддержке малого и среднего бизнеса, необходимо использовать также дополнительные меры, сфокусированные на эффективном развитии сектора торговли. Эти меры должны, в первую очередь, привести к повышению экономической эффективности малого и среднего бизнеса, качества предлагаемого ассортимента и сервиса.