Нормативный массив, регулирующий отношения в сфере торговли, характеризуют:
1) недостаточная системность, которую демонстрирует разноплановость перечисленных в разделе 2.1 настоящей Стратегии нормативных правовых актов. Анализ положений Закона о торговле позволяет сделать вывод, что в ближайшее время системность правового регулирования в сфере торговли не может быть в полной мере обеспечена как по причине не достижения обозначенной при принятии данного Федерального закона цели - определение основ государственного регулирования торговой деятельности, избирательности регулирования ограниченного набора вопросов торговой сферы, так и в связи с несовершенством распределения полномочий по выработке и реализации государственной политики в сфере внутренней торговли. Необходимо отметить, что образованное во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" Министерство промышленности и торговли Российской Федерации не является единым централизованным органом, осуществляющим выработку и обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере торговли. Такие блоки государственной политики как политика в области оборота (обращения) отдельных видов товаров, закреплены за различными федеральными органами исполнительной власти:
- оружия - за Министерством внутренних дел Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации");
- наркотических средств и психотропных веществ - за Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 года N 976 "Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков");
- лекарственных средств - за Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 321 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации");
- сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, табачной продукции, пестицидов и агрохимикатов - за Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 года N 450 "О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации");
- драгоценных металлов и драгоценных камней - за Министерством финансов Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года* N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации");
___________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "от 30 июня 2004 года". - Примечание изготовителя базы данных.
- этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - за Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 154 "О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка").
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и защиты прав потребителей;
2) избыточность правового регулирования. В качестве примера можно привести законодательные акты о защите прав потребителей, которые, несмотря на положения Федерального закона "О техническом регулировании" предусматривают требования к качеству торгового обслуживания (например, Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N 55).
Избыточные функции содержатся и в Законе о торговле. Так статьей 6 предусматривается, что уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют полномочия по реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации. Поскольку под реализацией государственной политики понимаются не только правоприменительные (координирующие, наблюдательные и иные функции), но и нормотворческие полномочия (по принятию нормативных правовых актов, необходимых для реализации соответствующих положений государственной политики), представляется, что существует риск "разрастания" нормативного массива регионов, в первую очередь, за счет законов субъектов Российской Федерации о торговой деятельности, развивающих положения Федерального закона и восполняющих, по мнению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, его пробелы.
Несмотря на существенное обновление законодательства о защите прав потребителей и законодательства о качестве и безопасности пищевой продукции в 2004 году (в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") и законодательства об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в 2005 году (в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 102-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"), в результате их были существенно сокращены полномочия субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в нормативно-правовой базе последних продолжают присутствовать акты, предусматривающие регулирование отношений в сфере защиты прав потребителей, обеспечения качества и безопасности пищевой продукции, оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В Законе о торговле статьей 15 установлено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обеспечить соблюдение указанных норм органами власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления планируется путем применения мер антимонопольного воздействия, в том числе привлечения к административной ответственности.