В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1663-р, к числу приоритетных направлений отнесено принятие мер по обеспечению безопасности и комфортности среды проживания человека и разработки механизмов поэтапного приведения экологической ситуации в населенных пунктах в соответствие с нормативными требованиями.
Преодоление последствий радиационных аварий является приоритетной задачей социально-экономического развития Российской Федерации. Главным образом это связано с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, в результате которой подверглись радиоактивному загрязнению территории 14 субъектов Российской Федерации (Брянская, Калужская, Тульская, Орловская, Рязанская, Пензенская, Ленинградская, Ульяновская, Воронежская, Курская, Белгородская, Липецкая, Тамбовская области и Республика Мордовия). Радиационное воздействие на население оказали испытания ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, затронувшие территории Алтайского края и Республики Алтай, авария в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросы радиоактивных отходов в реку Теча в период 1949-1956 годов, что привело к загрязнению территорий Челябинской, Свердловской и Курганской областей.
Обязательства Российской Федерации в отношении преодоления последствий радиационных аварий зафиксированы в Законе Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральном законе "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", Федеральном законе "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" и Федеральном законе "О радиационной безопасности населения".
Актуальность решения задач преодоления последствий радиационных аварий и катастроф подтверждается резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 2007 года "Укрепление международного сотрудничества и координации усилий в деле изучения, смягчения и минимизации последствий чернобыльской катастрофы".
В период 1991-2000 годов в результате реализации ряда программ по решению проблем преодоления последствий радиационного воздействия удалось в значительной мере нормализовать радиационно-гигиеническую обстановку на большинстве загрязненных территорий. Это было обеспечено в основном за счет проведения комплекса защитных и реабилитационных мероприятий в сельском хозяйстве (применение специальных технологий обработки почвы, внесение дополнительных доз минеральных удобрений, известкование и коренное улучшение сенокосно-пастбищных угодий, применение в животноводстве препаратов, поглощающих радиоцезий, и др.).
Исключение составляют территории Брянской, Калужской, Тульской, Орловской, Челябинской, Свердловской и Курганской областей, где неблагополучная радиационно-гигиеническая ситуация является серьезным тормозом социально-экономического развития.
На территории еще двух субъектов Российской Федерации (Алтайский край и Республика Алтай) остро стоят социальные проблемы, связанные с неадекватным восприятием последствий радиационного воздействия вследствие испытаний ядерного оружия и беспокойством за здоровье детей.
В настоящее время к зонам радиоактивного загрязнения отнесены территории общей площадью более 30 тыс. кв. км, на которых проживает около 1,6 млн. человек.
В целом долговременный характер и масштабы последствий радиационных аварий не позволяют говорить о полном решении всех проблемных социально значимых вопросов.
При наличии специфики каждой аварии они имели общие черты, определяемые следующими факторами:
наличие повышенных радиационных рисков и негативных последствий для здоровья населения;
загрязнение долгоживущими радионуклидами цезия и стронция с периодом полураспада около 30 лет, что негативно сказывается на радиационно-гигиенической ситуации (сверхнормативное загрязнение продукции сельского и лесного хозяйства радионуклидами);
наличие масштабов и неоднородности радиоактивного загрязнения территорий.
В этих условиях требуют продолжения работы, связанные с обеспечением безопасных условий проживания населения:
мониторинг радиационной обстановки и уточнение перечней населенных пунктов, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
повышение готовности органов управления и сил к действиям по минимизации последствий радиационных аварий на основе совершенствования технической, технологической, нормативно-методической и организационной базы;
развитие инфраструктуры, необходимой для обеспечения условий безопасной жизнедеятельности, включая полный охват населения, проживающего на территориях, подвергшихся радиационному воздействию, устойчивыми источниками газоснабжения, водоснабжения и канализацией;
совершенствование системы радиационного контроля сельскохозяйственной продукции и лесных ресурсов промышленного, культурно-бытового и пищевого назначения на основе обязательной сертификации по радиационному признаку;
обеспечение населения, проживающего в зонах радиоактивного загрязнения, экологически чистыми продуктами питания.
Повышение эффективности мер по оказанию специализированной медицинской помощи гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, должно быть обеспечено выполнением следующих работ:
совершенствование организационно-методического и аналитического обеспечения Регистра, а также медико-дозиметрических регистров и банков данных на федеральном и региональном уровнях;
разработка новейших технологий определения групп радиационного риска на основе международных стандартов и результатов прямых радиационно-эпидемиологических исследований, включая прогнозирование медицинских радиологических последствий;
внедрение системы и этапов оказания специализированной медицинской помощи населению территорий, подвергшемуся радиационному воздействию, в том числе детскому населению;
разработка и реализация комплекса мероприятий по оказанию адресной медицинской помощи в специализированных медицинских центрах, включая лиц, входящих в группы радиационного риска;
разработка методической документации по оказанию современной высокотехнологичной специализированной медицинской помощи населению при радиационных воздействиях.
В целях оптимизации мер социальной защиты в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимо обеспечить поддержку деятельности межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан с последствиями воздействия радиации.
Снижение уровня социальной напряженности на загрязненных территориях должно быть обеспечено комплексом информационных мероприятий по вопросам преодоления последствий радиационных аварий и формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения, обеспечения свободного доступа к информации и повышения радиологической грамотности населения.
Федеральная целевая программа "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года" (далее - Программа) направлена на достижение следующих целей: