Целью Программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;
приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;
развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.
Иные варианты определения цели и постановки адекватных ей задач модернизации образования могли бы быть следующими.
Первый вариант. Обеспечение доступности образования в соответствии с социально ориентированным развитием Российской Федерации.
Второй вариант. Обеспечение инновационного характера системы образования в соответствии с социально-экономическими вызовами, инновационным характером экономики.
В случае первого варианта система образования будет в значительной степени удовлетворять сегодняшним социальным ожиданиям граждан, будут созданы необходимые условия для комфортного получения образования.
Однако уже в среднесрочной перспективе такой сценарий неизбежно приведет к постепенно наращивающемуся отставанию образования от потребностей инновационной экономики. Новые потребности, вызванные обновлением технологий, не найдут адекватного отражения в системе образования. Это также приведет к отставанию уровня заработных плат работников образования от уровня средней заработной платы в экономике.
Второй вариант может привести к тому, что в системе образования будут созданы "точки" инновационного развития - сеть образовательных учреждений, решающих задачи опережающего инновационного развития.
Однако основная часть учебных заведений будет работать по-старому, что неизбежно со временем приведет к социальному расслоению в обществе. Появится и социальное напряжение, когда уровни и условия труда обособившихся инновационных учреждений будут недостижимы для основной массы участников системы образования. Со временем инновационные образовательные учреждения станут элитными, не имеющими серьезных стимулов к развитию в конкурентных условиях.
Целевые индикаторы и показатели Программы приведены в приложении N 1. В основу методологии формирования и расчета таких индикаторов и показателей положены подходы, учитывающие цели и задачи Программы.
При этом также учитывались:
возможность оценки целевых индикаторов и показателей Программы на основании данных Федеральной службы государственной статистики;
соответствие целевых индикаторов и показателей Программы индикаторам и показателям Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, проекта "Образование" и инициативы "Наша новая школа";
возможность регулярной оценки значений и динамики изменения целевых индикаторов и показателей Программы;
сопоставимость целевых индикаторов и показателей Программы с принятыми и используемыми международными индикаторами и показателями оценки систем образования;
возможность дополнительной оценки достоверности значений целевых индикаторов и показателей Программы за счет данных, предоставляемых субъектами Российской Федерации;
обеспечение преемственности целевых индикаторов и показателей Программы по отношению к индикаторам и показателям Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы;
обеспечение эффективной оценки результатов мероприятий и проектов Программы.
Все представленные целевые индикаторы и показатели Программы соответствуют ее цели и задачам. Они являются достоверными и доступными для определения.
Базовые значения целевых индикаторов и показателей Программы рассчитаны исходя из:
анализа текущей ситуации в системе российского образования, в том числе на уровне субъектов Российской Федерации;
текущих значений индикаторов и показателей Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы;
текущих значений индикаторов и показателей Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, проекта "Образование" и инициативы "Наша новая школа";
анализа и экстраполяции данных Федеральной службы государственной статистики.
Динамика значений целевых индикаторов и показателей Программы представлена на вариантной основе в соответствии с экспертной оценкой хода реализации мероприятий Программы в приложении N 1 к настоящей Концепции. Методика сбора исходной информации и расчета целевых индикаторов и показателей Программы представлена в приложении N 2.