Авиастроительными предприятиями Приволжского федерального округа в 2001-2009 годах было выпущено 49 гражданских самолетов (без легких) и 478 гражданских вертолетов, что составило 55,7 процента количества всех выпущенных предприятиями авиационной промышленности гражданских самолетов и 57,3 процента выпущенных гражданских вертолетов.
На территории Приволжского федерального округа сосредоточен крупнейший в стране комплекс из 64 предприятий, на которых занято более 80 тыс. работающих, 6 высших и средних учебных заведений авиастроительной направленности. По своей специализации они обеспечивают полный цикл авиастроения, включая фундаментальные и прикладные исследования, разработку, производство летательных аппаратов, авиационных тренажеров, поддержку эксплуатации и утилизации, образовательный процесс.
В Республике Башкортостан, Республике Татарстан и Оренбургской области выпускаются вертолеты семейства "Ка" и "Ми", в которых используются агрегаты и комплектующие, изготовленные на предприятиях гг.Перми, Уфы, Ульяновска, Чебоксары и Энгельса.
Авиастроение Нижегородской области представлено 9 предприятиями и организациями, обладающими высоким научным и производственным потенциалом. Предприятиями Нижегородской области производится авиационная техника военного (самолеты семейства "МиГ") и гражданского назначения, запущен в серийное производство новый учебно-боевой самолет Як-130, разрабатываются и производятся гидроцилиндры, шасси и компоненты шасси летательных аппаратов всех типов.
В г.Ульяновске расположены предприятия, на которых осуществляется серийный выпуск магистральных пассажирских самолетов Ту-204, а также предприятия, производящие авионику для различных типов воздушных судов.
В предыдущие годы появилось множество проблем и факторов, препятствующих успешному развитию предприятий отрасли. К их числу можно отнести недозагрузку имеющихся производственных мощностей, износ оборудования, дефицит квалифицированных кадров и финансовых ресурсов, низкую рентабельность производства, а также устаревшую систему управления предприятиями.
Необходимо принятие ряда мер по оздоровлению и повышению эффективности работы предприятий авиастроительной отрасли. Авиационная промышленность требует организационной, технологической и кадровой модернизации.
Одной из перспективных форм развития авиационной промышленности Приволжского федерального округа является создание авиастроительного кластера, а также кластера по созданию авиационных двигателей нового поколения как для гражданской, так и для военной авиации, способных существенно увеличить скорость и экономическую эффективность эксплуатации летательных аппаратов.
Основной научной базой создания таких кластеров являются государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П.Королева" и институт авиационного двигателестроения и газотурбинных технологий на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Пермский государственный технический университет", в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет".
Пермскими предприятиями разработаны и производятся новые авиационные двигатели ПС-90 для гражданской авиации и их модификации, в том числе ПС-90А2. Ряд пермских предприятий входит в число лидеров по применению современных композиционных материалов в авиационных двигателях.
Предприятия авиапрома, расположенные в округе, продолжат участие в реализации проекта нового десятилетия по созданию семейства магистральных пассажирских самолетов МС-21.
В Ульяновской области реализуется проект по развитию авиационного кластера, объединяющего предприятия по производству и ремонтному обслуживанию самолетов, разработке и производству различных агрегатов для авиационных заводов и аэродромного оборудования, прикладным исследованиям и разработкам в конструировании узлов летательных аппаратов и в создании новых материалов и технологических процессов, а также высшие и средние специальные образовательные учреждения.
Создание в г.Кирове участка крупногабаритного магниевого литья и проведение технологического перевооружения мощностей литейного производства до уровня технологического центра по литью позволит создать мощности по изготовлению крупногабаритного магниевого и алюминиевого литья для нужд оборонной и авиационной промышленности Российской Федерации на высоком научно-техническом уровне с использованием передовых технологий, обеспечивающих снижение себестоимости выпускаемой предприятиями продукции.
На базе международного аэропорта Ульяновск-Восточный планируется создание особой экономической зоны портового типа, резидентами которой будут осуществляться ремонт, техническое обслуживание, модернизация авиационной техники, производство авиакомплектующих, предоставляться аэропортовые и транспортно-логистические услуги.
На федеральном уровне приняты и реализуются такие определяющие программные документы, как Стратегия развития авиационной промышленности на период до 2015 года, федеральная целевая программа "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года", а также проект "Развитие авиационной промышленности и двигателестроения" по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.
Результатами развития авиастроения в Приволжском федеральном округе станут:
создание современной конкурентоспособной авиастроительной отрасли в Приволжском федеральном округе;
организационная, технологическая и кадровая модернизация авиационного (гражданского) машиностроения с привлечением стратегических (включая иностранных) инвесторов при обязательном условии использования новейших производственно-технологических решений.