О докладе в Правительство Российской Федерации о результатах мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей за 2009 год

Рисунок 2.10. Динамика индекса уровня жизни военнослужащих запаса (в отставке) и населения России в 2000-2009 годах

          

          

На основе приведенных соотношений возможно спрогнозировать отрицательный характер изменения уровня жизни семей различных групп военнослужащих запаса (в отставке) в случае изменения (в худшую сторону) социально-экономической ситуации в стране, роста безработицы и принятия (непринятия) различных законодательных актов.

Таким образом, у более чем 80 процентов семей военнослужащих запаса уровень средних доходов домохозяйств превышает прожиточный минимум. В наиболее бедственном положении находятся не получающие военную пенсию военнослужащие запаса, проходившие контрактную службу на должностях рядового и сержантского (старшинского) состава.

В целом, сравнение доходов семей военнослужащих запаса (в отставке) со среднестатистическими показателями по России говорит о неблагоприятных тенденциях, сложившихся в наполнении бюджетов людей, отдавших военной службе лучшие годы. Даже с учетом получаемых пенсий, пособий и заработной платы работающих, уровень жизни среднестатистического военнослужащего запаса (в отставке) ниже среднероссийского, составляя из года в год 80-90 процентов от него. Лишь семьи получающих военные пенсии и работающих старших офицеров запаса (в отставке) приближаются к "среднему" уровню жизни населения Российской Федерации. Определенная часть из них превышает данный уровень.

В ходе мониторинговых исследований специально изучалась структура потребительских расходов семей лиц, уволенных с военной службы. Как показали социологические исследования, структура потребления граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей отличается от структуры потребления семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и более приближена к стандартам, характерным для гражданского населения страны в целом. Прежде всего, эти отличия характеризуют повышенные расходы на приобретение продуктов питания, а также высокий уровень расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, лечения и лекарств.

Немногим менее половины (41,4%) семейного бюджета граждан, уволенных с военной службы, уходит на приобретение продуктов питания, что выступает косвенным свидетельством их невысокого уровня жизни (рис.2.11).

________________

Мировая практика исследований бюджетов семей (домохозяйств) позволяет отнести к бедным слоям населения те из них, в которых на питание тратится свыше 50% семейного бюджета. Для сравнения: в 1989 году средняя советская семья расходовала на питание 34,3% совокупного дохода, а оптимальным в мире считается уровень в 32%.


Другая существенная часть их денежных расходов связана с оплатой жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). После "монетизации" льгот в 2005 году военнослужащие запаса (в отставке) сумели оценить реальную стоимость данных затрат в своем семейном бюджете. Сейчас расходы на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) достигают 16 процентов семейного бюджета бывших военнослужащих. К сожалению, данный показатель заметно повысился с 1 января 2010 года. Более того, по заключению Комитета по тарифам Федеральной антимонопольной службы (ФАС), в 21 субъекте Российской Федерации тарифы по ЖКУ значительно выше установленных общероссийских тарифов (по состоянию на 1 марта 2010 года). Председателем Правительства Российской Федерации Путиным В.В. даны поручения Минрегиону России тщательно разобраться с ситуацией и определиться в конкретных мерах по ее нормализации, что полностью поддерживается участниками и организаторами мониторинговых исследований в данной сфере.

________________

Среднемировая социальная норма по оплате жилищно-коммунальных услуг, признанная ООН, составляет 12% от ежемесячного совокупного дохода на душу населения. В Российской Федерации - 22%.