БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

     

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПИСЬМО


от 11 июня 2010 года N 30-5/10/2-4905


[О докладе в Правительство Российской Федерации о результатах мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей за 2009 год]



В соответствии с пунктом 3 статьи 29 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 года N 232 "Об организации ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей" Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации подготовлен и направлен доклад в Правительство Российской Федерации о результатах данного мониторинга за 2009 год (извлечение в отношении граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей прилагается).

В целях осуществления мониторинга в 2010 году Минздравсоцразвития России просит осуществить в субъектах Российской Федерации необходимые организационно-методические мероприятия по проведению соответствующих социологических исследований, обобщению аналитических материалов по тематике мониторинга (с выделением проблем инвалидов военной травмы и семей, потерявших кормильца-военнослужащего) и представить в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации:

до 1 октября 2010 года - статистические сведения о социально-экономическом положении граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, проживающих на территории субъекта Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2009 года (форма статсведений прилагается - см. приложение 8);

до 1 марта 2011 года - информацию о социально-экономическом положении граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, за 2009 год (по вопросам их пенсионного, медицинского и жилищного обеспечения, профессиональной переподготовки и трудоустройства, состояния среднедушевых доходов, обеспеченности услугами и средствами реабилитации (в отношении инвалидов), осуществления ежемесячных денежных выплат (ЕДВ), предоставления набора социальных услуг (НСУ) в соответствии с законодательством о государственной социальной помощи), а также предложения по совершенствованию практики социальной поддержки указанной категории граждан с учетом возложения на органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по социальной защите ветеранов военной службы как лиц, приравненных по состоянию на 31 декабря 2004 года к ветеранам труда (с возможным приложением соответствующих статистических данных).

Контактные телефоны: 606-18-04, 606-18-02.

Адрес электронной почты: SheverdinaOI@rosminzdrav.ru, DemidovVP@rosminzdrav.ru.

М.А.Топилин

     

     

Извлечение из доклада в Правительство Российской Федерации


О результатах мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей за 2009 год



Доклад подготовлен в соответствии со статьей 29 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 года N 232 межведомственной рабочей группой в составе представителей Минздравсоцразвития России (Беренда В.П., Демидов В.П., Шевердина О.И.), Минобороны России (Певень Л.В., Бычков П.И.), ФСБ России (Гурьянов Ю.Н.), Главкомата ВВ МВД России (Назаренко О.А., Раков С.А.), ФСО России (Сальный М.П.), МЧС России (Икрамов Д.Б., Петелин С.А.).

При подготовке доклада использованы статистические сведения, материалы научных исследований и социологических опросов, представленных администрациями и органами социальной защиты населения всех 83 субъектов Российской Федерации и гор.Байконура (Республика Казахстан), Российским союзом офицеров запаса (Ельчанинов В.Б., Ларьков А.Ф., Скрыпник Е.И.), Общероссийской общественной организацией инвалидов войны в Афганистане (Чепурной А.Г., Кибакин М.В.), а также выводы научно-исследовательских работ по рассматриваемой тематике, выполненных Институтом экономики и социальной политики (Сидоренко С.В.), исследовательской организацией ООО "ПРиМ - Консалт" (Соловьев С.С.) и Фондом "Российский общественно-политический центр" (Махлай А.А.).

Введение


Мониторинг социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (далее - мониторинг, Мониторинг-2009, мониторинговые исследования), осуществлен в 2009 году в соответствии со статьей 29 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 года N 232. Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, Главкоматом Внутренних войск МВД России, МЧС России, другими федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, с участием общественных объединений ветеранов войн, локальных боевых действий и военной службы, - в частности, Российского союза офицеров запаса, Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане.

В 2009 году в обобщении мониторинговых исследований по социальным проблемам граждан, уволенных с военной службы, и их семей использованы результаты соответствующей научно-исследовательской работы, выполненной по заказу Минздравсоцразвития России в августе - ноябре 2009 года Институтом экономики и социальной политики (далее - ИЭСП), а также проведенных в июле - августе 2009 года Фондом "Российский общественно-политический центр" (далее - Фонд РОПЦ) опросов кадровых и уволенных в запас военнослужащих и сугубо гражданских лиц на тему "Российская армия и общество".

Актуальность исследований в рамках Мониторинга-2009 вызвана продолжающимся реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации, приданием им нового облика, масштабными сокращениями офицерского состава (предполагается до 2012 года уволить из рядов Вооруженных Сил России до 200 тыс. офицеров), упразднением во многих воинских формированиях (за исключением ВМФ и ВДВ) в 2009-2010 годах института прапорщиков и мичманов, существенными организационными преобразованиями в военной медицине.

Обострилась военно-пенсионная проблема. По выводам многих участников и организаторов мониторинга, начиная с 2010 года, впервые за последние 80 лет размер средней военной пенсии будет соизмерим или ниже размера средней трудовой пенсии. Такой же вывод можно сделать и в отношении многих пенсионеров военных ведомств, получающих пенсии по случаю потери кормильца-военнослужащего.

Мониторинговые исследования выполнялись по единой методике и утвержденной ранее системе показателей, что позволило осуществить обобщение и сравнительный анализ результатов мониторинга, проведенного в различных министерствах и ведомствах, региональных органах социальной защиты населения, а также обосновать предложения, направленные на совершенствование социальной политики в отношении военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Проведение мониторинга осуществлялось в определенной взаимосвязи с практическим осуществлением Стратегии социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации до 2020 года (утверждена Коллегией Минобороны России 28 марта 2008 года), аналогичных программных документов, принятых в других "силовых" структурах (далее - Стратегия).

Особенностью проведения мониторинга в отчетном году стала качественно новая социально-экономическая и правовая ситуация в стране, вызванная мерами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по смягчению последствий мирового экономического кризиса, сохранению ранее достигнутого уровня жизни населения. При этом продолжено изучение отношения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей к замене натуральных социальных льгот денежными выплатами и компенсациями в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

При подготовке итогового доклада использовались данные Федеральной службы государственной статистики (Росстата), сведения ведомственной статистики, итоги социологических исследований.

________________

Социально-экономическое положение Российской Федерации, 2009 год, а также другие материалы Росстата.


Социологические опросы различных категорий действующих и бывших военнослужащих и членов их семей, проведенные по стандартной (квотной, случайной) всероссийской выборке в воинских соединениях и частях Минобороны России, во Внутренних (МВД России) и Пограничных (ФСБ России) войсках, в иных структурных подразделениях ФСБ России, ФСО России, Спецстроя России, МЧС России, в военных комиссариатах, среди военных пенсионеров и бывших военнослужащих, не получающих пенсию, учитывали распределение респондентов по видам Вооруженных Сил Российской Федерации, округам и флотам, родам войск и сил, должностным категориям и воинским званиям, месту проживания, семейному положению и образовательному уровню.

Всего в ходе мониторинга опрошено 98216 респондентов, включая:

- военнослужащих - 59599, в том числе:

проходящих военную службу по контракту - 36402;

проходящих военную службу по призыву - 23197;

- членов семей военнослужащих по контракту - 11201;

- граждан, уволенных с военной службы, - 28001, в т.ч. 5175 инвалидов военной травмы или заболевания, полученного в период прохождения военной службы, 2321 ветерана Великой Отечественной войны;

- членов семей граждан, уволенных с военной службы по контракту, - 3144;

- членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, - 271.

Основным объектом наблюдения и изучения при проведении мониторинга было среднестатистическое домохозяйство военнослужащего кадра и запаса (в отставке), проходящего (проходившего) военную службу по контракту, исследуемое в контексте социально-экономических и правовых отношений, возникающих в ходе выполнения им должностных и иных обязанностей, в сравнении со среднестатистическими величинами, характеризующими социально-экономическое положение населения Российской Федерации.

________________

Домохозяйство - единица наблюдения, принятая ООН в международной социальной статистике. Используется в российской статистике с 1994 года в соответствии с рекомендациями ООН вместо ранее используемой - "семья". Ведущими признаками выделения домохозяйства выступают совместное ведение домашнего хозяйства и проживание в квартире, доме и т.п., а также количество членов семьи. В 2009 году размер среднестатистического домохозяйства в Российской Федерации составил 2,52, а в Вооруженных Силах и других войсках Российской Федерации - 2,65 (в 2008 году - 2,53; в 2007 году - 2,5; в 2006 году - 2,36; в 2005 году - 2,42; в 2004 году - 2,57; в 2003 году - 2,39; в 2002 году - 2,5; в 2001 году - 2,74; в 2000 году - 2,75; в 1999 году - 2,81).


Кроме того, в качестве основных источников проведенных социологических наблюдений, позволивших интегрировать выводы и предложения участников и авторов Мониторинга-2009, явились:

- итоги анкетирования 2354 военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, а также представителей других категорий населения, проживающих в 12 субъектах Российской Федерации, проведенного работниками и активистами Фонда РОПЦ;

- статистические сведения о социально-экономическом положении граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, проживающих на территории всех 83 субъектов Российской Федерации, а также гор.Байконур на территории Республики Казахстан, по состоянию на 31 декабря 2009 года;

- материалы заседания Координационного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по социальной защите военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей на тему "Семья военнослужащего в условиях формирования нового облика Вооруженных Сил Российской Федерации" от 1 декабря 2009 года.

Проведенные аналитические исследования, по мнению авторов, дают достаточные основания, чтобы говорить об оптимальной репрезентативности и объективности полученных наблюдений и выводов.

2. Социально-экономическое и правовое положение граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей

     

2.1. Анализ проведения Мониторинга-2009 в субъектах Российской Федерации


За 11 лет проведения мониторинга органами государственной власти субъектов Российской Федерации накоплен определенный опыт этой работы. Наиболее полными исследованиями, конкретными выводами и предложениями в 2009 году отличаются итоговые аналитические материалы, поступившие в Минздравсоцразвития России из г.Москвы, Республики Адыгея, Республики Коми, Республики Саха (Якутия), Краснодарского, Красноярского, Ставропольского, Хабаровского краев, Белгородской, Волгоградской, Ивановской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Курской, Московской, Мурманской, Омской, Оренбургской, Новосибирской, Самарской, Свердловской, Тамбовской, Томской, Тульской, Ульяновской областей.

Администрациями Камчатского, Приморского, Ставропольского краев, Амурской, Волгоградской, Ивановской, Кемеровской, Московской, Мурманской, Новосибирской, Саратовской, Свердловской, Тамбовской областей были приняты нормативно-правовые акты о проведении и финансовом обеспечении мониторинга социально-экономического и правового положения семей бывших военнослужащих.

В 2008-2009 годах социальными работниками ряда субъектов Российской Федерации проведены массовые социологические опросы, исследован большой объем статистических сведений в отношении офицеров и прапорщиков (мичманов) запаса (в отставке), проходивших службу в органах ФСБ России, СВР России и ФСО России.

Результаты Мониторинга-2009 позволяют, несмотря на отдельные недостатки, положительно оценить деятельность многих региональных органов государственной власти, прежде всего, по социальной поддержке семей, потерявших кормильца-военнослужащего.

На протяжении ряда лет отмечается стремление органов социальной защиты Ивановской, Оренбургской, Саратовской, Свердловской, Тверской областей, а в последние два года - Республики Татарстан проводить мониторинг по изучаемым вопросам с привлечением научных сил, сосредоточенных в местных вузах. Несколько лет подряд рабочую группу по проведению мониторинга в Московской области возглавляет Министр социальной защиты населения, кандидат социологических наук В.И.Лагункина.

В то же время, некоторые информационные материалы, поступившие в Минздравсоцразвития России, не содержат убедительного анализа социально-экономического положения семей военнослужащих, уволенных в запас или отставку, членов семей офицеров и прапорщиков, погибших при исполнении воинского долга, инвалидов военной травмы. В той или иной мере это характерно для материалов, поступивших из Республики Ингушетия, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Калмыкия, Удмуртской Республики, Брянской, Магаданской, Нижегородской, Челябинской, Ярославской областей.

Исследовательские материалы, поступившие из целого ряда регионов, подготовлены без должного участия ученых и общественных организаций военных ветеранов (Российский союз офицеров запаса, Российский союз ветеранов Афганистана, Общероссийская общественная организация инвалидов войны в Афганистане, ВООВ "Боевое братство" и др.). Из Брянской области поступил доклад, практически не содержащий аналитических сведений о социально-экономических и правовых проблемах ветеранов военной службы, военных пенсионеров.

На полноту и качество социологических исследований отрицательно повлияло то, что в некоторых субъектах Российской Федерации упразднены межведомственные комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, ранее плодотворно решавшие социальные проблемы данных категорий населения.

Отдельные региональные органы социальной защиты (Удмуртская Республика, Республика Ингушетия, Воронежская, Смоленская, Челябинская области) ограничились лишь направлением в Минздравсоцразвития России сугубо цифрового материала, вне связи с социологическим анализом и предложениями по рассматриваемым проблемам.

Тем не менее, несмотря на указанные недочеты, полнота и качество социологических наблюдений, статистических сведений, аналитических выводов и предложений, поступивших из подавляющего большинства субъектов Российской Федерации, позволили обеспечить надлежащую репрезентативность обобщенного материала по исследуемым вопросам.

2.2. Общая характеристика предпринимаемых в российских регионах мер по улучшению социально-экономического положения военнослужащих запаса (в отставке) и их семей


Мониторинг-2009, проведенный заинтересованными федеральными и региональными органами исполнительной власти с участием ветеранских объединений, отличается от предыдущих мониторинговых исследований двумя характерными особенностями:

1. Проводимая в течение 2009 года работа в рамках мониторинга проходила под влиянием развернувшейся подготовки к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

2. Отчетный год явился годом радикального реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации, придания им нового, перспективного облика, а также обеспечения подготовки к существенной модернизации других воинских формирований страны. Продолжалось массовое увольнение военнослужащих, проходивших военную службу по контракту.

Из 546490 участников Великой Отечественной войны, проживавших в Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2009 года (вместе с 17826 военнослужащими, проходившими военную службу в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года, но не участвующими в реальных боевых действиях), 144016 - это инвалиды вследствие военной травмы, 364760 - инвалиды вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы, и по общему заболеванию.

По состоянию на 31 декабря 2009 года 39316 участников Великой Отечественной войны являлись военными пенсионерами (на конец 2008 года - 49165). Продолжается увеличение разрыва между количеством военных пенсионеров из числа участников Великой Отечественной войны (которых становится все меньше) и числом военных пенсионеров - участников боевых действий на территориях других государств, Чеченской Республики и на прилегающих к ней территориях (в 2009 году вторых было 136962).

Кроме того, по состоянию на 31 декабря 2009 года военную пенсию получали 9462 ветерана подразделений особого риска, 18465 участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, в т.ч. 31 инвалид вследствие аварии на ПО "Маяк" (р.Теча), а также 209167 человек из числа вдов, несовершеннолетних детей и родителей военнослужащих (в т.ч. и проходивших службу по призыву), погибших (умерших) при исполнении воинского долга.

Всего среди опрошенных в ходе мониторинга: участников Великой Отечественной войны - 0,2 процента, воевавших в Афганистане - 8,7 процента, в первой и второй "чеченских кампаниях" - 13,8 процента, в других "горячих точках" - 5,8 процента. Остальные респонденты не имеют боевого опыта и не пользуются льготами, установленными для участников войны и боевых действий. Кроме названных, 2,7 процента респондентов - участники ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" уже по состоянию на 31 декабря 2009 года из 34160 вставших до 1 марта 2005 года на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны улучшили свои жилищные условия 22737 человек (69%). По состоянию на 1 мая 2010 года жилищная проблема ветеранов войны, вставших на учет до 1 марта 2005 года, решена. До конца 2010 года будут обеспечены жильем и ветераны войны, вставшие на учет нуждающихся в жилье после 1 марта 2005 года.

В течение 2008-2009 годов полностью решен вопрос обеспечения спецавтотранспортом инвалидов военной травмы, имевших на это право до 1 января 2005 года.