О докладе в Правительство Российской Федерации о результатах мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей за 2009 год

Рисунок 2.15. Характеристика жилищных условий граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей


Данные Мониторинга - 2009, в %

     


Продолжает действовать в интересах военнослужащих, уволенных в запас (отставку), подпрограмма жилищных сертификатов ФЦП "Жилище". Число семей бывших военнослужащих, получивших жилищные сертификаты с 1998 по 2009 год, составило 104016 (в том числе в 2009 году - 1968). Однако подпрограмма все заметнее не пользуется популярностью среди уволенных в запас военнослужащих. Главная причина - большой разрыв (своеобразные "ножницы") между компенсируемой стоимостью жилья и реальными ценами на жилье, особенно в больших городах и таких отдаленных регионах, какими являются, например, Сахалинская область, Камчатский и Приморский края, Республика Саха (Якутия). Так, для Якутии по состоянию на I квартал 2010 года норматив стоимости 1 кв. метра жилой площади установлен Минрегионом России в размере 29800 руб., а средняя рыночная стоимость 1 кв. метра жилья в этой республике составляет 49418 рублей (по информации Минтрудсоцразвития РС(Я)).

Несмотря на большие квоты по предоставлению ГЖС бесквартирным офицерам в Москве, Санкт-Петербурге и других мегаполисах, значительная их часть (в основном по вышеназванным причинам) остается нереализованной. В обеих столицах установленный Минрегионом России норматив стоимости 1 кв. метра жилой площади, приобретаемой по государственному жилищному сертификату, также не соответствует средней рыночной стоимости 1 кв. метра жилья (в Москве - 73800 руб., в С.-Петербурге - 44300 руб.).

В результате вышеизложенных нормативных "нестыковок" обладателям ГЖС приходится доплачивать из личных накоплений (которых чаще всего не имеется, а система банковского кредитования на этот счет и не отлажена, и существенно затратна) значительные денежные средства при получении жилья или отказываться от реализации сертификата.

В субъектах Российской Федерации по-прежнему наблюдается огромный "разброс" по количеству полученных (реализованных) государственных жилищных сертификатов, целевым порядком предназначенных для граждан, уволенных с военной службы, семей погибших военнослужащих: если, к примеру, в 2009 году Калининградской области было выделено (и реализовано) - 190 сертификатов, Пермскому краю - 185, Краснодарскому краю - 78, Красноярскому краю - 75, Москве - 59, Липецкой области - 50, Республике Бурятия - 49, Белгородской области - 48, Кировской области и Республике Коми - по 47, Челябинской области - 45, Тульской области - 41, Омской и Новосибирской областям - по 38, Псковской области - 37, Приморскому краю - 35, Республике Мордовия - 34, то Курганской и Сахалинской областям - лишь по 8, Ставропольскому краю и Владимирской области - по 7, Республике Северная Осетия - Алания и Карачаево-Черкесской Республике - по 6, Республике Алтай - 5, Республике Хакасия - 4, Астраханской области и Республике Адыгея - по 3, Республике Калмыкия - 1, а Томской области не поступило ни одного ГЖС. Вместе с тем, в указанных субъектах Российской Федерации в очереди на ГЖС состоят (вставших как до 1 марта 2005 года, так и после этой даты) многие десятки и даже сотни нуждающихся в жилье бывших военнослужащих.

Всего по состоянию на 31 декабря 2009 года 11838 семей бывших военнослужащих находились в "общероссийской" очереди на получение жилищных сертификатов (например, в 2004 году такая очередь была несравнимо больше - 68543 семьи).

По данным исследования установлено, что в подпрограмме "ГЖС" ФЦП "Жилище" участвует лишь 3,1 процента от общего числа бесквартирных военнослужащих запаса (в отставке) и менее 10 процентов от общего количества семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В то же время, по-прежнему высоким остается количество семей, проживающих в оставленных войсками бывших военных городках - 6046 (а это порядка 17,5 тыс.чел.). Почти 90 процентов из них - семьи военных пенсионеров. Каждая десятая семья имеет в своем составе инвалидов или несовершеннолетних детей. Если учесть, что многие такие городки лишены нормальной инженерной и социальной инфраструктуры, ряд из них не полностью приняты или совсем не приняты на баланс муниципальных образований, не везде работают школы, налицо высокая безработица. Кроме того, в "таежных" гарнизонах проживают 69 семей погибших военнослужащих, а за последний год, как явствует из региональных докладов, поступивших в Минздравсоцразвития России, отселено лишь 12 таких семей.

Фактически отселение из таких брошенных на произвол местных властей поселений фактически застопорилось. Аналогичная ситуация сложилась и с отселением семей военнослужащих, утративших связь с армией, и из действующих военных городков, причем еще в больших масштабах (например, в Московской, Мурманской областях, как сообщают руководители ряда районных и городских отделений РСОЗ, из года в год не выполняются планы по отселению тысяч семей из действующих военных городков и закрытых административно-территориальных образований оборонного значения (далее - ЗАТО), расположенных на территории этих областей).

Как и в случае с финансовым наполнением реальной стоимости ГЖС, выдаваемого бесквартирному офицеру запаса или семье погибшего при исполнении обязанностей военной службы солдата, образовались своеобразные "ножницы" с неудовлетворительным, как считают многие респонденты, проживающие в ЗАТО, финансированием практического выполнения требований постановления Правительства Российской Федерации от 11 января 2001 года N 23 "Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из ЗАТО на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам". Как, в частности, считает Минздравсоцразвития Мурманской области, здесь также "необходимо повысить норматив стоимости 1 кв. метра жилой площади, приобретаемого по государственному жилищному сертификату" и, в целом, обеспечить ресурсное финансирование подпрограммы "ГЖС" ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы, дальнейшее пролонгирование подпрограммы (или Программы в целом) или разработку новой аналогичной Программы сроком действия до 2015 года.

По мнению организаторов и участников Мониторинга-2009, законодательная и нормативная практика в данной сфере рождает новые проблемы. Помимо недостаточного финансирования решение жилищной проблемы "действующих" и уволенных в запас военнослужащих усугубляется и другими факторами. Сформированный в результате передачи жилья из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность жилищный сектор не позволяет в полной мере обеспечить эффективное использование жилого фонда в интересах военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы. Теперь с учетом жилых помещений, переданных ранее в муниципальную собственность, значительная часть бывшего ведомственного жилищного фонда (около 70 процентов) не может быть гарантированно использована для повторного заселения военнослужащими (как действующими, так и уволенными в запас).

Кроме того, с принятием в 2004-2007 годах и позже ряда новых законов военные ветераны, семьи погибших военнослужащих оказались фактически лишенными возможности получать бесплатное жилье от государства, поскольку в новой редакции Федерального закона "О статусе военнослужащих" фактически оказалась изъятой из оборота норма о сроках и обязательности предоставления жилья военнослужащим запаса, которые уволились из силовых ведомств до 2005 года и до сих пор не получили от государства квартиры. Имеются факты затягивания предоставления квартир таким очередникам, отказов в постановке в очередь на улучшение жилищных условий и исключения из данной очереди по так называемым "вновь выясненным обстоятельствам".

В развитие выводов, изложенных в разделе 2.5, представляется необходимым подчеркнуть, что 48,5 процента опрошенных военнослужащих запаса назвали полностью или частично несправедливыми правовые нормы, действующие в отношении их права на жилье. 20,4 процента респондентов лично сталкивались в последние два года с нарушением своих прав при получении жилья. Это выражалось в нарушении очередности, затягивании решений и предоставлении необходимых документов, давлении со стороны должностных лиц при получении смотрового ордера, несоблюдении норм предоставления жилой площади, игнорировании пожеланий и требований потенциальных новоселов.

Не случайно более половины респондентов, ранее проходивших кадровую военную службу, назвали механизмы реализации и предоставления гарантий, прав и льгот военнослужащим и членам их семей в сфере реального предоставления права на жилье неэффективными.

Значительное число респондентов отмечало, что, несмотря на обязательства государства сразу по увольнении предоставить бесплатное жилье семьям нуждающихся в нем военнослужащих, практика сводилась и сводится к многолетнему "стоянию" в очереди, которая формируется по представлению военных комиссариатов, а ведется и контролируется местными органами власти (рис.2.16).