Недействующий

О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)" (с изменениями на 26 декабря 2013 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 313)

I. Характеристика сферы реализации подпрограммы


Сектор информационных технологий продолжает развиваться опережающими по сравнению с другими отраслями темпами, его объем в 2010 году составил 1919,1 млрд. рублей, что на 8,4 процента больше показателя 2009 года. Направления инновационного развития отраслей связи и информационных технологий представляются следующим образом:

государственная технологическая политика инновационного развития отраслей;

государственное управление инновационной системой отраслей;

государственное нормативно-правовое регулирование инновационного развития отраслей.

Уровень развития информационного общества определяется порогами доступа к информации - техническим, экономическим, бюрократическим и культурным. Технические, или инфраструктурные, пороги доступа - непосредственный предмет подпрограммы "Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе", но системные организационные решения (например, формирование объединенного "Ростелекома", устраняющее в том числе и проблему дублирования инфраструктуры) - предмет подпрограммы "Информационное государство". Экономические пороги, то есть стоимость доступа к информации, устраняются в ходе работы с операторами по таким актуальным вопросам, как установление:

цены на роуминг;

системы учета трафика в реальном времени;

предупредительных сообщений;

социальных тарифов на доступ к сети Интернет;

стоимости абонентского терминала высокоскоростного спутникового доступа к сети Интернет и так далее.

Бюрократические пороги последовательно снимаются по мере формирования электронного правительства. Например, по состоянию на начало 2011 года на Едином портале опубликованы сведения о 13771 услуге (575 - федеральные), и уже полтора миллиона человек воспользовались этими возможностями для получения государственных услуг. Для снижения культурного порога доступа к информации и новым технологиям ее получения интерфейс инфомата ориентирован на пожилого человека, работает "горячая линия" Единого портала.

В настоящее время создана инфраструктура электронного правительства как комплекс вычислительных и телекоммуникационных средств, программного обеспечения, нормативно-правового и методического обеспечения, однако:

базы данных учетной информации о ключевых объектах государственного управления отрывочны и охватывают незначительный временной горизонт;

в незначительном количестве органов государственной власти развернуты и используются комплексные системы электронного документооборота;

несовместимость программно-технических решений и невозможность обмена данными существуют между различными государственными информационными системами;

не сформирована инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой, с населением и организациями, отсутствуют доступные механизмы обеспечения "цифрового доверия", не реализованы инфраструктурные услуги (нотариат, официальные публикации и др.);

не автоматизированы процедуры сбора и обработки информации;

недостаточными темпами развиваются средства информационно-справочной поддержки и обслуживания населения;

неконтролируемый рост объемов информации о гражданах, организациях и объектах хозяйственного оборота, содержащейся в государственных информационных системах, может создавать угрозу нарушения прав граждан;

остается по-прежнему низким уровень компьютерной грамотности государственных и муниципальных служащих.

Таким образом, реализация подпрограммы "Информационное государство" (далее - подпрограмма) нацелена на разрешение следующих проблем:

отставание темпов развития отрасли информационных технологий от мирового уровня, сохранение невысокой (менее 1 процента) доли Российской Федерации на мировом рынке электроники;

наличие низкого уровня конкуренции на российском рынке информационных технологий, в том числе за счет существенных административных барьеров;

наличие невысокой доли качественного отечественного телекоммуникационного оборудования, в том числе в отраслях связи, телекоммуникаций и цифрового телерадиовещания;

наличие высокого уровня различия в использовании информационных технологий регионами, различными слоями общества, органами государственной власти;

внедрение средств информационных технологий в государственном управлении, имеющее преимущественно локальный, ведомственный характер;

недостаточно быстрое развитие инфраструктуры доступа населения к сайтам органов государственной власти и другим средствам информационно-справочной поддержки и обслуживания населения;

низкий уровень навыков использования информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе среди государственных служащих;