Сектор информационных технологий продолжает развиваться опережающими по сравнению с другими отраслями темпами, его объем в 2010 году составил 1919,1 млрд. рублей, что на 8,4 процента больше показателя 2009 года. Направления инновационного развития отраслей связи и информационных технологий представляются следующим образом:
государственная технологическая политика инновационного развития отраслей;
государственное управление инновационной системой отраслей;
государственное нормативно-правовое регулирование инновационного развития отраслей.
Уровень развития информационного общества определяется порогами доступа к информации - техническим, экономическим, бюрократическим и культурным. Технические, или инфраструктурные, пороги доступа - непосредственный предмет подпрограммы "Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе", но системные организационные решения (например, формирование объединенного "Ростелекома", устраняющее в том числе и проблему дублирования инфраструктуры) - предмет подпрограммы "Информационное государство". Экономические пороги, то есть стоимость доступа к информации, устраняются в ходе работы с операторами по таким актуальным вопросам, как установление:
цены на роуминг;
системы учета трафика в реальном времени;
предупредительных сообщений;
социальных тарифов на доступ к сети Интернет;
стоимости абонентского терминала высокоскоростного спутникового доступа к сети Интернет и так далее.
Бюрократические пороги последовательно снимаются по мере формирования электронного правительства. Например, по состоянию на начало 2011 года на Едином портале опубликованы сведения о 13771 услуге (575 - федеральные), и уже полтора миллиона человек воспользовались этими возможностями для получения государственных услуг. Для снижения культурного порога доступа к информации и новым технологиям ее получения интерфейс инфомата ориентирован на пожилого человека, работает "горячая линия" Единого портала.
В настоящее время создана инфраструктура электронного правительства как комплекс вычислительных и телекоммуникационных средств, программного обеспечения, нормативно-правового и методического обеспечения, однако:
базы данных учетной информации о ключевых объектах государственного управления отрывочны и охватывают незначительный временной горизонт;
в незначительном количестве органов государственной власти развернуты и используются комплексные системы электронного документооборота;
несовместимость программно-технических решений и невозможность обмена данными существуют между различными государственными информационными системами;
не сформирована инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой, с населением и организациями, отсутствуют доступные механизмы обеспечения "цифрового доверия", не реализованы инфраструктурные услуги (нотариат, официальные публикации и др.);
не автоматизированы процедуры сбора и обработки информации;
недостаточными темпами развиваются средства информационно-справочной поддержки и обслуживания населения;
неконтролируемый рост объемов информации о гражданах, организациях и объектах хозяйственного оборота, содержащейся в государственных информационных системах, может создавать угрозу нарушения прав граждан;
остается по-прежнему низким уровень компьютерной грамотности государственных и муниципальных служащих.
Таким образом, реализация подпрограммы "Информационное государство" (далее - подпрограмма) нацелена на разрешение следующих проблем:
отставание темпов развития отрасли информационных технологий от мирового уровня, сохранение невысокой (менее 1 процента) доли Российской Федерации на мировом рынке электроники;
наличие низкого уровня конкуренции на российском рынке информационных технологий, в том числе за счет существенных административных барьеров;
наличие невысокой доли качественного отечественного телекоммуникационного оборудования, в том числе в отраслях связи, телекоммуникаций и цифрового телерадиовещания;
наличие высокого уровня различия в использовании информационных технологий регионами, различными слоями общества, органами государственной власти;
внедрение средств информационных технологий в государственном управлении, имеющее преимущественно локальный, ведомственный характер;
недостаточно быстрое развитие инфраструктуры доступа населения к сайтам органов государственной власти и другим средствам информационно-справочной поддержки и обслуживания населения;
низкий уровень навыков использования информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе среди государственных служащих;