Недействующий

Об утверждении отраслевой целевой программы "Развитие маслоделия и сыроделия России на 2011-2013 годы" (фактически утратил силу в связи с истечением срока действия)

Раздел 4. Инфраструктура, исследование рынка (маркетинг), логистика


Формирование современной инфраструктуры, маркетинга и логистики является одним из необходимых институциональных условий экономического роста в маслоделии и сыроделии.

Производственная инфраструктура маслоделия и сыроделия с учетом современных требований рыночного хозяйствования должна развиваться и совершенствоваться, обеспечивая тем самым справедливую ценовую конъюнктуру и устойчивое товародвижение на рынке данной продукции без торговых посредников.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в реализации инвестиционных проектов в рамках Программы, будут оказывать содействие в создании необходимой инфраструктуры при строительстве и техническом перевооружении предприятий с выделением земельных участков под строительство новых объектов, прокладке дорог, подведении газа, электричества, воды, а также в создании очистных сооружений.

Инфраструктурные объекты предприятий маслоделия и сыроделия, к которым относятся складские производственные комплексы, предусматривающие наличие охладительной зоны для хранения сыров (от 0 до +4 градусов) и сливочного масла (от 0 до -18 градусов), другие вспомогательные сооружения подлежат модернизации в контексте программных мероприятий.

Маркетинг играет важную роль в управлении производственно-сбытовой деятельности предприятий. Развитие маркетинга сектора маслосыродельной отрасли находится под влиянием факторов производства и сбыта готовой продукции, ценовой конъюнктуры рынка и создания условий равной конкуренции различным поставщикам продукции. Постоянный мониторинг оптимизации указанных факторов на рост производства включен в контекст программных мероприятий.

Структура каналов сбыта оказывает значительное влияние на объемы реализации продукции и должна совершенствоваться по мере роста объемов внутреннего производства сыра и сливочного масла.

Развитие торговых сетей и появление гипер- и супермаркетов, а также крупных общенациональных компаний изменили каналы маркетинга и стимулировали прямую реализацию продукции маслосыродельной отрасли. В настоящее время продажа продукции маслосыродельной отрасли через торговые сети, супермаркеты и дискаунтеры достигает 40% и это необходимо учитывать региональным производителям в своих программах деятельности.

Одним из важных механизмов реализации готовой продукции маслосыродельной отрасли является поставка ее государственным потребителям и учреждениям социальной сферы (учебные заведения учреждения здравоохранения, дома отдыха и санатории и др.), и это принимается во внимание при реализации Программы.

Анализ потребительского спроса среди различных социальных групп населения с учетом возрастных категорий определяет объемы и ассортимент вырабатываемой продукции, и эти факторы должны учитываться в региональных программах развития маслосыродельной отрасли.

Неравные природные, экономические и территориальные условия должны учитываться государством при определении мер государственной поддержки по продвижению продукции на рынке, отраслевые союзы и ассоциации должны способствовать решению этих вопросов.

В наиболее уязвимом положении находятся производители сыров Алтайского края, территориально удаленного от основных рынков сбыта, расположенных в европейской части страны. Администрация края выступила инициатором создания некоммерческого партнерства "Союз сыроделов Алтайского края", призванного отстаивать интересы участников союза по продвижению продукции алтайских сыроделов и защите алтайских брендов.

Позитивное влияние на объемы поставок продукции отечественного производства в розничные сети окажет Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Особенностью отечественного рынка сыров является доминирование на нем сортовой продукции, которая продвигается под традиционными названиями - "Российский", "Костромской" и т.д. Вес стандартных упаковок сыров предусматривает их дальнейшую фасовку, в результате конечный потребитель видит на полках магазина куски сыра. Один из путей преодоления этой трудности - наклейки специальных фирменных стикеров, помогающих производителям выделить свою продукцию в общей массе сыров.

Снижение производства сыров и сливочного масла привело к недозагрузке части складов на предприятиях отрасли. Поэтому планируемое увеличение производства сыра до 2013 года на 51,5 тыс. тонн и сливочного масла на 32,4 тыс. тонн не приведет к дефициту складских помещений, с учетом возведения на вновь строящихся и реконструируемых заводах современных, полностью механизированных складов, позволяющих наиболее полно использовать пространства, повышать грузооборот и осуществлять качественный контроль за соблюдением сроков годности продукции. Что касается действующих предприятий маслоделия и сыроделия, то основной проблемой является не дефицит площадей, а необходимость их реконструкции и модернизации для снижения энергопотребления, повышения уровня механизации погрузочно-разгрузочных работ. Роботизированные склады дают возможность быстро и без сбоев проводить отгрузку, но требуют значительных инвестиций и не окупаются на небольших предприятиях, составляющих преобладающее число в маслоделии и сыроделии.

Анализ структуры затрат при производстве сыра и масла показывает, что в отдельных случаях затраты на логистику сопоставимы с затратами на выработку готовой продукции. От того, как организована логистика, зависит конечная цена продукта и его доступность для населения.

С началом рыночных реформ перестала функционировать система планового распределения произведенной продукции и это внесло коррективы в формирование товарных потоков, но главный принцип распределения сохранился - основные объемы продукции распределяются в близлежащих регионах. Проблема перемещения крупных партий сыра и сливочного масла на значительные расстояния характерна лишь для небольшой группы предприятий.

Анализ системы сбыта сыра показал, что в регионах, где объемы их производства не превышают 1,5 тыс. тонн, практически вся продукция реализуется на региональном рынке и в близлежащих населенных пунктах соседних областей. В регионах с объемами производства от 1,5 до 3 тыс. тонн этот показатель составляет 25-40%. Если объемы производства превышают 3 тыс. тонн, то вывоз сыра из региона составляет от 40% и выше, в отдельных регионах он может достигать 80% всей произведенной продукции. Около сорока регионов относятся к вывозящим сыр за свои пределы, по сливочному маслу - 10-12 регионов.

Доля поставок по одноуровневым каналам распределения (включающим одного посредника - розничного продавца) на рынке сыра оценивается на уровне 19% всего товарного предложения, сливочного масла - до 40%.

Прохождение по логистическим цепочкам основных объемов продукции контролируется оптовыми компаниями. Успешное продвижение отечественной продукции возможно в двух случаях: во-первых, если производитель имеет собственные логистические центры, что характерно только для крупных компаний; во-вторых, если дистрибьютору выгодно работать с его продукцией.

Компании, занимающиеся логистикой, должны иметь или арендовать склады с морозильными камерами определенного температурного режима и использовать специальный транспорт для организации поставок в регионы. Обеспечить это могут лишь крупные специализированные компании. Доля "случайных" компаний, работающих с сырами спонтанно, невелика.

Основные холодильные мощности по хранению, действующие в настоящее время, построены еще до начала экономической реформы и не отвечают современным требованиям по энергопотреблению и экологическим требованиям.

С появлением на рынке специализированных логистических компаний, предлагающих полный комплекс услуг, стал возможен аутсорсинг (передача части работы или отдельных функций компаниям, специализирующимся в данной области). Спрос на полный аутсорсинг логистических услуг на молочном рынке хоть и растет быстро (до 20% в год), но все еще остается небольшим в натуральном выражении. Из-за экономического кризиса текущее развитие логистических сетей практически прекратилось.

Ожидается, что строительство новых холодильных складов за счет активности самих компаний - дистрибьюторов начнется через 2-3 года по мере роста спроса и формирования экономических предпосылок их окупаемости, что обеспечит современными логистическими услугами увеличение объемов производства сливочного масла и сыров, предусмотренных Программой.

Важным фактором, стимулирующим создание брендов, может стать рост продаж фасованных сыров в нарезке. Такая тенденция появилась, и со стабилизацией платежеспособного спроса объемы поставок в розничную торговлю фасованных сыров (в упаковках "флоу-пак" и "термоформаж") будут расти. В таких странах, как Франция, Германия, Польша, доля фасованного продукта в нарезке ломтиками с фиксированным весом занимает более 50% всего продаваемого в розницу сыра, в Англии этот показатель еще выше - до 90%.

Реклама и другие мероприятия, направленные на увеличение потребления населением страны молока и молочных продуктов, должны также содержать информацию о пользе сыра и сливочного масла. Культура потребления сыров в России находится на стадии формирования, и для ее дальнейшего развития необходимо использовать все имеющиеся маркетинговые инструменты, среди которых особое значение придается отраслевым выставкам, ярмаркам, проведению Дня молока, Праздника сыра и других аналогичных мероприятий.