ПРИКАЗ
от 31 августа 2010 года N 337
(с изменениями на 29 января 2019 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2021 года на основании
приказа Минприроды России от 22 октября 2020 года N 845
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минприроды России от 29 января 2019 года N 54 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.02.2019, N 0001201902220006).
____________________________________________________________________
В соответствии с частью 8 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст.2381; N 50, ст.5279; 2007, N 26, ст.3075; 2008, N 29, ст.3418; N 30, ст.3616; 2009, N 30, ст.3735; N 52, ст.6441) и пунктом 5.2.46 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года N 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст.2581; N 42, ст.4825; N 46, ст.5337; 2009, N 3, ст.378; N 6, ст.738; N 33, ст.4088; N 34, ст.4192; N 49, ст.5976; 2010, N 5, ст.538; N 10, ст.1094; N 14, ст.1656; N 26, ст.3350; N 31, ст.4251, 4268),
приказываю:
Врио Министра
С.Р.Леви
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
7 октября 2010 года,
регистрационный N 18648
Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации
(с изменениями на 29 января 2019 года)
1. В соответствии со статьей 26 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 года N 74-ФЗ (далее - Водный кодекс Российской Федерации) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации (далее - водные объекты). Перечень таких водоемов установлен распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 2054-р.
________________
Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст.2381; N 50, ст.5279; 2007, N 26, ст.3075; 2008, N 29, ст.3418; N 30, ст.3616; 2009, N 30, ст.3735; N 52, ст.6441.
Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 2, ст.335.
2. В соответствии со статьей 1 Водного кодекса Российской Федерации к негативному воздействию вод относятся: затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты.
3. Настоящие Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (далее - Методические указания), предназначены для использования уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при реализации ими переданного Российской Федерацией отдельного полномочия в области водных отношений, и направлены на выработку и реализацию мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
4. Передаваемые полномочия обеспечиваются финансированием из федерального бюджета, представляемого бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенций. Размер субвенции зависит от общего объема субвенций, предоставляемых для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также коэффициента водохозяйственной обстановки на территории субъекта Российской Федерации, при расчете которого учитываются:
объем забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов на территории субъекта Российской Федерации;
количество жителей, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, подверженной негативному воздействию вод;
протяженность береговой линии водных объектов в границах поселений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений из федерального бюджета распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 668. Федеральное агентство водных ресурсов (далее - Росводресурсы) проводит сверку с органом государственной власти субъектов Российской Федерации исходных данных для проведения расчетов распределения субвенций в сроки, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации.
________________
Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 47, ст.4899; 2007, N 39, ст.4665; 2010, N 32, ст.4338.
В соответствии с Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 года N 629, целевые прогнозные показатели, характеризующие осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, определяются расчетным методом в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 1 августа 2008 года N 168 и включают в себя:
________________
Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 45, ст.4707; 2007, N 53, ст.6628; 2009, N 6, ст.737; N 18, ст.2248; N 41, ст.4784.
Приказ Минприроды России от 1 августа 2008 года N 168 "Об утверждении целевых прогнозных показателей и формы представления отчета о расходовании предоставленных субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений и о достижении целевых прогнозных показателей" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 сентября 2008 года, регистрационный N 12210; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2008, N 38).
долю населения, проживающего на защищенной в результате проведения противопаводковых мероприятий территории, в общей численности населения, проживающего на территориях субъекта Российской Федерации, подверженных вредному воздействию вод;
долю протяженности участков русел рек, на которых осуществлены работы по оптимизации их пропускной способности, к общей протяженности участков русел рек, нуждающихся в увеличении пропускной способности.
Плановые значения целевых прогнозных показателей рассчитываются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия, согласовываются Росводресурсами и утверждаются, при необходимости, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
5. Для реализации переданных полномочий в части осуществления мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия, необходимо:
а) выделить из общего числа водных объектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, водные объекты и/или их участки, наиболее опасные с точки зрения негативного воздействия вод, которые находятся в федеральной собственности и полностью расположены на территории субъекта Российской Федерации (далее - Перечень водных объектов);
б) определить площади территорий, подверженных затоплению для паводков 5-, 10-, 25-процентной обеспеченности, с определением количества населения проживающего на этих территориях, объектов экономики и культуры с определением материального ущерба в случае их затопления и подтопления;
в) принять решение по дальнейшей эксплуатации, защите или выносу объектов, попадающих в зону возможного затопления, подтопления паводковыми водами, а также берегообрушения, совместно с органами местного самоуправления и руководителями организаций;
г) провести анализ причин и сроков возможного возникновения негативного воздействия вод на населенные пункты, объекты хозяйственной и иной деятельности, включая возникновение затопления, подтопления, образование ледовых заторов и зажоров на водных объектах;
д) разработать перечень мероприятий, направленных на предотвращение и снижение негативного воздействия вод, а также ликвидацию его последствий в отношении водных объектов, определить сроки проведения мероприятий и необходимые объемы финансирования;
е) согласовать значения целевых прогнозных показателей осуществления субъектами Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений и перечень мероприятий, направленных на их достижение в Росводресурсы для получения бюджетного финансирования в сроки, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 года N 629;
ж) обеспечить выполнение планируемых в рамках утвержденных мероприятий работ и достижение целевых прогнозных показателей;
з) подготовить отчетность о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субвенция, и о достижении целевых прогнозных показателей.
6. До утверждения в установленном порядке Схем комплексного использования водных объектов мероприятия, направленные на предотвращение негативного воздействия вод и ликвидацию его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, рассматриваются Росводресурсами на основании предложений субъектов Российской Федерации, согласованных территориальными органами Росводресурсов с учетом рекомендаций бассейновых советов соответствующих бассейновых округов.
При подготовке предложений по мероприятиям, направленным на предотвращение негативного воздействия вод и ликвидацию его последствий в отношении водных объектов, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, используют:
а) данные государственного водного реестра для установления водных объектов, полностью расположенных на территории субъекта Российской Федерации, общегеографические карты Российской Федерации, изданные Федеральной службой по геодезии и картографии России, данные Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
б) статистические данные о частоте и периодичности повторения негативного воздействия;
в) ретроспективные гидрометеорологические данные, включая: температурный и ветровой режим, количество и характер распределения осадков; интенсивность развития половодья, последовательность вскрытия участков реки, распределение толщины льда, интенсивность ослабления прочности льда;
г) имеющиеся на территории данные о возможных местах образования заторов (зажоров) и динамике их формирования на водных объектах и/или их участках;
д) фактический ущерб от негативного воздействия вод;
е) данные расчетов возможного ущерба населению и объектам хозяйственной и иной деятельности от негативного воздействия вод на этих водных объектах и/или их участках.
7. При анализе причин и сроков возникновения негативного воздействия вод учитываются факторы их возникновения, к которым относятся;
половодье, представляющее собой регулярно повторяющуюся и сопровождаемую длительным и значительным повышением водности фазу режима водного объекта;
паводок, представляющий собой относительно кратковременную фазу водного режима и характеризующийся поднятием уровня воды водного объекта (в отличие от половодья может возникать в любое время года);
заторные и зажорные явления, наледь;
нагонные явления.
8. Половодье характеризуется резким подъемом уровня воды в реках и затоплением пойм. К числу факторов, определяющих характер половодья на территории, относятся:
величины запасов воды в снеге в бассейне реки к началу таяния и характера их распределения по бассейну;
интенсивность и одновременность весеннего таяния снега на территории бассейна;
интенсивность осадков в период снеготаяния;
степень промерзания почв в бассейне реки и насыщенности их водой перед таянием снега и др.
Для равнинных рек умеренного и субарктического поясов причиной половодья является весеннее таяние снега (весеннее половодье). На реках с верхним течением в высокогорьях - таяние снега и ледников (летнее половодье).
9. При паводках подъем уровня воды в водном объекте обеспечивается за счет интенсивного выпадения атмосферных осадков или таяния снега при установлении оттепелей в зимний период, а также таяния ледников в горах.
К факторам, определяющим характер паводка на территории, относятся:
количество выпавших в бассейне реки осадков;
температура воды и воздуха;
величина запасов воды в снеге в бассейне реки;
расходы воды;
подъем уровня воды над среднемноголетним уровнем;
рельеф бассейна и др.
10. Образование заторов (нагромождение льдин в русле реки и на ее берегах) характерно для:
крупных рек, текущих с юга на север;
рек, верховья которых являются горными и полугорными, а низовья равнинными;
рек, где ниже большого по длине участка реки со значительной скоростью течения воды расположен участок с малой скоростью течения (в первом участке вскрытие происходит намного раньше, чем на втором).
Места образования заторов льда могут быть как постоянными, так и случайными. К постоянным местам образования заторов относятся места перелома генерального продольного профиля реки от участка с большим уклоном к участку с малым уклоном, зоны выклинивания подпора, устья рек при впадении в море или озеро, зоны перехода от порожистого участка реки к равнинному, крутые повороты в сочетании с сужением русла, а также многорукавные участки рек с малой скоростью течения, часто затор льда образуется в месте впадения крупного притока, если этот приток вскрывается раньше основной реки.