ПРИКАЗ
от 29 сентября 2008 года N 158
Об утверждении Программы противодействия коррупции в Министерстве транспорта Российской Федерации на 2008-2011 годы
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минтранса России от 26 июля 2012 года N 273
____________________________________________________________________
Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 15 августа 2008 года N ВП-П16-5044
приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу противодействия коррупции в Министерстве транспорта Российской Федерации на 2008-2011 годы.
2. Возложить полномочия по координации мероприятий по противодействию коррупции в Министерстве на отдел государственной службы, кадров и организационно-методического обеспечения кадровой работы Административного департамента.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Министра С.А.Аристова.
Министр
И.Е.Левитин
Программа противодействия коррупции в Министерстве транспорта Российской Федерации на 2008-2011 годы
Наименование Программы | Программа противодействия коррупции в деятельности Министерства транспорта Российской Федерации | |||
Основание для разработки Программы | ||||
Разработчик Программы | Министерство транспорта Российской Федерации | |||
Исполнитель | Министерство транспорта Российской Федерации | |||
Цели Программы | Предупреждение коррупции при исполнении Министерством транспорта Российской Федерации государственных функций, устранение причин и условий, порождающих коррупцию | |||
Задачи Программы | Оценка существующих рисков коррупционных действий и потерь от их совершения для должностных лиц. | |||
Сроки и этапы реализации Программы | 2008-2011 годы | |||
Основные мероприятия Программы | 1. Образование в Министерстве транспорта Российской Федерации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 3 марта 2007 года N 269 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов" и обеспечение ее деятельности, возложение полномочий по противодействию коррупции на подразделение по вопросам государственной службы и кадров, проведение иных подготовительных мероприятий. | |||
6. Внедрение механизмов дополнительного внутреннего контроля деятельности государственных гражданских служащих, исполняющих должностные обязанности, в наибольшей мере подверженные риску коррупционных проявлений, в том числе применение технических средств контроля деятельности должностных лиц в процессе предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, связанных с непосредственным взаимодействием с гражданами и организациями. | ||||
Источники финансирования Программы | Средства федерального бюджета, выделяемые Министерству. | |||
Ожидаемые результаты реализации Программы | Предотвращение коррупции при исполнении государственных функций, уменьшение издержек бизнеса на преодоление административных барьеров, укрепление доверия граждан к деятельности Министерства | |||
Контроль за реализацией Программы | Координацию и контроль реализации программных мероприятий осуществляет Министерство транспорта Российской Федерации |
Согласно положениям Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р, необходимым условием для достижения заявленных в административной реформе целей является ликвидация коррупции в федеральных органах исполнительной власти, которая стала важнейшей проблемой, препятствующей повышению эффективности государственного управления.
Разработка и внедрение правовых, организационных и иных механизмов противодействия коррупции являются необходимыми элементами реализации административной реформы.
Министерство относится к федеральным органам исполнительной власти, в деятельности которых возникают условия для развития коррупции, а именно:
наличие полномочий, связанных с распределением значительных финансовых средств и иных ресурсов, имеющих материальную оценку;
осуществление контрольных и надзорных полномочий;
осуществление лицензионно-разрешительных, а также регистрационных действий;
высокая степень свободы действий должностных лиц;
высокая интенсивность контактов должностных лиц с гражданами и организациями.
В сферах с повышенным риском коррупции целесообразно применение дополнительных механизмов ограничения возможности коррупционных проявлений.
Целями Программы являются:
предупреждение коррупции при исполнении Министерством транспорта Российской Федерации государственных функций;
устранение причин и условий, способствующих появлению коррупции в Министерстве.
Для достижения указанной цели требуется решение следующих задач:
оценка предполагаемого уровня коррупции;
повышение риска коррупционных действий и потерь от их совершения для должностных лиц;
формирование антикоррупционного общественного сознания, характеризующегося нетерпимостью государственных гражданских служащих к коррупционным действиям;
предупреждение коррупционных правонарушений;
обеспечение ответственности за коррупционные правонарушения в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства;
мониторинг коррупционных факторов и эффективности мер антикоррупционной политики;
вовлечение гражданского общества в реализацию антикоррупционной политики;
содействие реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о фактах коррупции и коррупционных факторах, а также на их свободное освещение в средствах массовой информации.
Программа основывается на реализации мероприятий по следующим основным направлениям.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 3 марта 2007 года N 269 для противодействия коррупции создан коллегиальный орган - Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Министерства транспорта Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов (далее - Комиссия). Полномочия по противодействию коррупции в федеральном органе исполнительной власти возлагаются на подразделение по вопросам государственной службы и кадров (далее - уполномоченное структурное подразделение).
Основной деятельностью уполномоченного структурного подразделения является координация антикоррупционной политики и контроль за ее проведением, в том числе осуществление служебных проверок, что предполагает выработку и реализацию системы мер, направленных на устранение причин и условий, порождающих коррупцию.
Комиссия и уполномоченное структурное подразделение осуществляют следующие функции:
выявление причин и условий коррупции, в том числе способствующих незаконному расходованию бюджетных средств, выработка мероприятий по их устранению;
обеспечение участия в реализации Программы представителей гражданского общества, в том числе экспертных и научных организаций;
информирование правоохранительных органов о возможных фактах коррупции в Министерстве;
проведение детального анализа исполнения процедур размещения государственного заказа на поставки товаров, выполнение работ и на оказание услуг для государственных нужд, в том числе проведение сопоставительного анализа закупочных цен со среднерыночными на товары, работы и услуги аналогичного качества;
анализ должностных обязанностей государственных гражданских служащих, исполнение которых в наибольшей мере подвержено риску коррупционных проявлений;
организация системы внутреннего контроля, основанной на механизме служебных проверок в Министерстве;
сбор и анализ информации о признаках и фактах коррупционной деятельности, юридическая оценка и выработка мер по их устранению;
обеспечение внедрения технических мер контроля за деятельностью должностных лиц, включая систему передачи информации в правоохранительные органы;
проверка персональных данных, представляемых кандидатами на должности государственной гражданской службы, соответствия действительности декларации о доходах, наличия конфликта интересов;
обеспечение взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти по вопросам реализации Программы.
В целях реализации данного направления в Министерстве должна быть продолжена работа по оптимизации процедур закупок для государственных нужд. В частности, необходимо реализовать:
меры по установлению процедур, позволяющих проводить мониторинг отклонения цен заключения договоров от среднерыночного уровня;
меры по использованию всех возможных процедур, не противоречащих федеральному и региональному законодательству, в целях развития свободной конкуренции среди поставщиков продукции для государственных нужд;
меры по устранению случаев участия на стороне поставщиков продукции для государственных нужд близких родственников должностных лиц, ответственных за подготовку и принятие решений по размещенным государственным заказам, а также лиц, которые могут оказать прямое влияние на процесс формирования, размещения и контроля за проведением государственных закупок, исключение иных возможных предпосылок конфликта интересов государственных гражданских служащих.
Мониторинг соблюдения требований Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" осуществляется уполномоченным структурным подразделением. Должны быть разработаны методика и административный регламент проведения мониторинга такого рода, в том числе проведения сопоставительного анализа закупочных и среднерыночных цен на закупаемую продукцию и услуги.
Информация о результатах мониторинга соблюдения требований закона должна размещается на официальном Интернет-сайте Министерства.
Антикоррупционная экспертиза ведомственных нормативных правовых актов и их проектов, а также проектов нормативных правовых актов, вносимых в Правительство Российской Федерации, осуществляется Департаментом правового обеспечения и законопроектной деятельности в соответствии с Методикой проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них положений, способствующих проявлению коррупции, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Антикоррупционная экспертиза проектов ведомственных нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, вносимых в Правительство Российской Федерации, проводится на стадии разработки и/или согласования указанных проектов.
Наиболее актуальной представляется антикоррупционная экспертиза в отношении тех нормативных правовых актов, которые регулируют контрольные, разрешительные, регистрационные, юрисдикционные полномочия государственных гражданских служащих во взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами, а также порядок и сроки реализации данных полномочий.
В Министерстве должен быть проведен анализ должностных обязанностей государственных гражданских служащих, исполнение которых в наибольшей мере подвержено риску коррупционных проявлений, а также формирование их перечня. В частности исполнение таких должностных обязанностей может быть связано с:
непосредственным предоставлением государственных услуг, а также иными непосредственными контактами с гражданами и организациями;
подготовкой и принятием решений о распределении бюджетных средств, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределением ограниченного ресурса;
подготовкой и принятием решений, связанных с осуществлением государственных закупок;
подготовкой и принятием решений по федеральным целевым программам, федеральной адресной инвестиционной программе и другим программам, предусматривающим выделение бюджетных средств;