Вопрос 1.
Какие нормативные правовые акты должны быть приняты органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Порядком аттестации педагогических работников?
Ответ.
Принимая во внимание, что Порядок аттестации педагогических работников является федеральным нормативным правовым актом прямого действия, который регулирует вопрос компетенции исключительно федерального уровня, предусмотренный пунктом 12 статьи 28 Закона Российской Федерации "Об образовании", органы государственной власти субъектов Российской Федерации (как и органы местного самоуправления) не вправе принимать свои нормативные правовые акты, устанавливающие порядок проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Вместе с тем, с учетом установленного пунктом 16.1 статьи 29 Закона Российской Федерации "Об образовании" полномочия по проведению аттестации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие вопросы, связанные с организацией и проведением аттестации, т.е. о предоставлении государственных услуг в рамках проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений в соответствии с порядком, установленным федеральным законодательством. Порядок предоставления таких услуг регулируется административным регламентом соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут приниматься только по вопросам, связанным с проведением аттестации педагогических работников, которые не должны противоречить федеральному законодательству, в т.ч. Порядку аттестации педагогических работников, утвержденному приказом Минобрнауки России от 24 марта 2010 года N 209.
Вопрос 2.
Какие сведения и документы, образующиеся при проведении аттестации педагогических работников, относятся к персональным данным работника?
Ответ.
Применительно к данному вопросу следует иметь в виду, что общие положения о защите персональных данных граждан содержатся в Федеральном законе от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных". Вместе с тем в части обеспечения соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных в сфере трудовых отношений следует руководствоваться специальными положениями Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ) по этому вопросу, содержащимися в главе 14 "Защита персональных данных работника" (статьи 85-90).
В соответствии со статьей 85 ТК РФ к персональным данным работника относится информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника.
Согласно порядку документального оформления в сфере трудовых отношений на каждого работника работодателем заводится личное дело, в котором хранятся сведения, относящиеся к персональным данным работника.
К ним, в том числе, относятся документы о прохождении работником аттестации, собеседования, повышения квалификации.
Таким образом, аттестационный лист и выписка из распорядительного акта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, хранящиеся в личном деле педагогического работника (абзац 2 пункта 15 Порядка аттестации), а также аттестационные материалы, находящиеся в аттестационных комиссиях, относятся к персональным данным педагогического работника и подлежат защите в установленном трудовым законодательством порядке.
Вопрос 3.
Распространяется ли Порядок аттестации педагогических работников на педагогических работников образовательных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере культуры, здравоохранении и других сфер экономической деятельности.
Ответ.
Да, распространяется. На основе Порядка аттестации, утвержденного приказом от 24 марта 2010 года N 209, аттестуются педагогические работники государственных и муниципальных образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности.
Вопрос 4.
Распространяется ли действие Порядка аттестации педагогических работников на педагогических работников негосударственных образовательных учреждений?
Ответ.
В соответствии с пунктом 12 статьи 28 Закона Российской Федерации "Об образовании" к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относится только установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Вопрос о возможности распространения Порядка аттестации педагогических работников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года N 209, на педагогических работников негосударственных образовательных учреждений требует дополнительной проработки.
Вопрос 5.
Допускается ли при аттестации педагогических работников установление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, иных квалификационных категорий, званий, ступеней к квалификационным категориям и др.?
Ответ.
Установление органом исполнительной власти, осуществляющим управление в сфере образования, иных квалификационных категорий, ступеней, званий и требований к ним не допускается, поскольку в соответствии с Порядком аттестации педагогических работников, утвержденным приказом от 24 марта 2010 года N 209, проведение аттестации осуществляется в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым только к первой или высшей квалификационной категории.
Вопрос 6.