ПРИКАЗ
от 30 июля 2010 года N 346
Об утверждении методических и иных документов для реализации программы пилотных проектов в субъектах Российской Федерации по формированию федеральной контрактной системы
В целях формирования методической, правовой и организационной базы для реализации программы пилотных проектов в субъектах Российской Федерации по формированию федеральной контрактной системы
приказываю:
1. Утвердить:
Программу пилотных проектов в субъектах Российской Федерации по формированию федеральной контрактной системы (приложение N 1);
Показатели мониторинга реализации пилотных проектов по формированию федеральной контрактной системы (приложение N 2);
Примерное соглашение об участии субъекта Российской Федерации в программе пилотных проектов по формированию федеральной контрактной системы (приложение N 3).
2. Поручить советнику Министра экономического развития Российской Федерации О.В.Анчишкиной:
осуществлять организацию работы в Министерстве по реализации программы пилотных проектов в субъектах Российской Федерации по формированию федеральной контрактной системы (далее также - программа пилотных проектов);
до 15 августа 2010 года представить на утверждение порядок организации работы в Министерстве по реализации программы пилотных проектов, включая создание межведомственной рабочей группы.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Программа пилотных проектов в субъектах Российской Федерации по формированию федеральной контрактной системы
Программа пилотных проектов в субъектах Российской Федерации направлена на разработку и апробацию технологий формирования федеральной контрактной системы (ФКС) на региональном уровне.
В итоге её реализации будут созданы различные региональные модели контрактной системы, разработаны и приняты нормативные правовые акты, обеспечивающие их внедрение, работоспособность и эффективность, а также создана современная методическая база и инструменты контрактования. Будут также предложены способы организации необходимых технических, технологических и информационных ресурсов для формирования автоматизированной информационной системы ФКС (АИС ФКС).
В целом, это позволит создать в субъектах Российской Федерации единый технологический цикл закупок для государственных нужд, включающий прогнозирование поставок товаров, работ и услуг, формирование государственными заказчиками планов обеспечения государственных нужд, бюджетирование и размещение заказов на поставку товаров, работ и услуг, исполнение, мониторинг государственных контрактов и оценку результатов обеспечения государственных нужд в интересах планирования будущих периодов.
Будет также осуществлено методологическое руководство и нормативное правовое регулирование процессов использования продукции, закупаемой по государственным контрактам, в частности - управлению гарантийным периодом.
Наряду с развитием в регионах закупочной деятельности, представляется возможным наметить подходы к формированию региональных контрактных систем по продаже движимого и недвижимого государственного имущества, его аренде, лизингу, залогу и др.
Взаимная увязка контрактных процессов по поставкам продукции и обеспечению её жизненного цикла позволит разработать подходы к оптимизации структуры государственного заказа. В дальнейшем накопленный проектный опыт будет востребован для разработки предложений по оптимизации структуры и порядка распоряжения государственным имущественным комплексом в интересах оказания государственных услуг и реализации государственных полномочий.
Кроме того, работа в пилотном режиме станет одной из форм повышения квалификации государственных служащих субъектов Российской Федерации, распространения современных стандартов и передового опыта контрактной деятельности.
В ходе проектной работы необходимо определить:
- набор обязательных процессов ФКС,
- набор специфических (дополнительных) процессов ФКС,
- виды и способы взаимосвязи и общей координации процессов,
- архитектуру ФКС,
- состав обязательных инструментов ФКС (электронные торговые площадки, библиотека типовых контрактов, реестры закупаемой продукции, цен, добросовестных и недобросовестных поставщиков, контрактов и др.),
- состав дополнительных инструментов ФКС (реестры инновационной продукции (активов),
- органы досудебного разрешения споров, др.,
- потенциал ФКС для целей оптимизации и инновационной модернизации структуры государственного заказа,
- необходимый перечень и модельное содержание нормативно-правовых актов по формированию ФКС,
- объем финансовых, материально-технических, кадровых, информационных, методических ресурсов, необходимых для ФКС,
- потенциал автоматизации ФКС, технические требования к АИС, состав и структуру информационных ресурсов АИС ФКС;
- необходимый перечень и модельное содержание регламентов применения и работы в АИС ФКС.
Проектная работа строится на принципах:
- единства конечных целей пилотных проектов для всех регионов-участников,
- учета различий в состоянии сферы государственных закупок на старте пилотного проекта,
- учета различий в состоянии сферы продажи, аренды и иного использования государственного имущества,
- учета различий в имущественном комплексе регионов, его использовании для оказания государственных услуг,
- самостоятельности регионов в определении этапов и мероприятий по достижению общих целей пилотных проектов,
- обязательности осуществления регионами-участниками проектной работы,
- синхронизации и сопоставления хода проектной работы в регионах-участниках,
- аудита входа регионов в пилотный проект, хода проектной работы и ее результатов,
- единого ввода и многократного дальнейшего использования информации и данных в АИС ФКС;
- максимального использования механизмов автоматической генерации информации, данных и электронных документов в АИС ФКС;
- использования в АИС ФКС электронного юридически значимого документооборота.
Для целей реализации пилотных проектов и координации проектной работы в Минэкономразвития России формируется рабочая группа. В состав рабочей группы входят ответственные и заинтересованные в реализации концепции ФКС представители заинтересованных департаментов Минэкономразвития России, Федерального казначейства, Аппарата Правительства Российской Федерации, Минобрнауки России, Минпромторга России, Росстата, поддерживающие концепцию ФКС руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководители органов, уполномоченных на размещение государственного заказа субъектов Российской Федерации - участников пилотных проектов, эксперты.
Пилотные проекты проводятся в регионах-участниках в течение 2010-2011 годов в один этап.
Программа пилотных проектов предусматривает проведение регламентированных процедур всесторонней оценки состояния и динамики развития сферы государственных закупок региона-участника. Будут намечены отдельные подходы к анализу продажи, аренды и иных способов распоряжения движимым и недвижимым имуществом, а также формирования в регионе государственного имущественного комплекса.
Для регламентации проектной работы по формированию ФКС между Минэкономразвития России и органом исполнительной власти региона-участника, осуществляющим функции в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, заключается двустороннее соглашение. За Минэкономразвития России закрепляются функции по координации проектной работы, ее научно-методическому и информационному обеспечению.
После заключения указанного соглашения "на входе" в проект проводится аудит состояния сферы закупок региона-участника по установленному перечню критериев. По итогам аудита регион самостоятельно определяет этапы и мероприятия по формированию ФКС, учитывающий выявленную специфику региона и предложения рабочей группы. Такой план проектной работы должен обеспечивать решение задач по формированию ФКС.
Выполнение плана работы является основанием к завершению пилотного проекта в данном регионе-участнике. По завершении проекта проводится аудит состояния сферы закупок регионов-участников по установленному перечню критериев, направленный на анализ и оценку результатов проекта, возможности их использования другими регионами.
На основе обобщения данных "входа" в проект, выполнения регионами-участниками планов проектных работ, анализа и оценки результатов проекта вырабатываются общие рекомендации по технологии формирования ФКС в субъектах Российской Федерации.
В итоге определяются перечень и содержание модельных нормативных правовых актов и необходимая методическая база для формирования ФКС в субъектах Российской Федерации, степень автоматизации, структура информационных ресурсов, функциональные требования к АИС ФКС, а также необходимый перечень и модельное содержание регламентов применения и работы в АИС ФКС.
Регионы-участники отбираются на основе критериев, соответствие которым должно гарантировать достижение ими проектных результатов и определение технологий формирования ФКС на региональном уровне. Состав отбираемых регионов-участников обеспечивает возможность типизации результатов в целях использования технологий формирования ФКС другими субъектами Российской Федерации.
Обязательные критерии:
1. Решение об участии в пилотном проекте должно приниматься на уровне высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.
2. Руководители региональных органов исполнительной власти, уполномоченных в сфере организации и осуществления закупок и поставок продукции для государственных нужд, должны поддерживать концепцию формирования ФКС в Российской Федерации.
3. В регионах-участниках должны быть созданы отдельные элементы ФКС, получены первые результаты по формированию ФКС.
4. В регионе-участнике должен функционировать протопит автоматизированной информационной системы (АИС) ФКС.
5. Регион-участник должен быть готов предпринять практические действия к модернизации методологии и структуры системы размещения государственного заказа на основе повышения обоснованности, открытости, снижения влияния человеческого фактора, качества обеспечения государственных нужд и увеличения доли инновационных методов размещения государственного заказа.
Регионы-участники могут представлять различные по уровню бюджетной обеспеченности и отраслевой специфике субъекты Российской Федерации. Однако в своей совокупности выборка регионов-участников должна быть репрезентативна для обобщения и типизации полученных по итогам проекта результатов.
Дополнительные критерии:
1. В регионах-участниках приняты (находятся на рассмотрении законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации) нормативные правовые акты, устанавливающие порядок реализации отдельных процессов ФКС.
2. В регионах-участниках создана единая интегрированная информационная система или ее отдельные элементы.
3. В регионах-участниках разработаны подходы к нормированию обеспечения государственных нужд, обоснованию начальной (стартовой) цены контракта.
4. Регионы-участники готовы предпринять практические действия к модернизации структуры государственного заказа на основе повышения качества обеспечения государственных нужд и увеличения доли инновационной продукции.
5. В регионах-участниках осуществлена централизация государственных закупок (проведение совместных торгов), созданы специализированные организации.
6. В регионах участниках разработаны детальные классификаторы, реестры и иные базы данных по закупаемой продукции.
7. Регионы участники имеют опыт развития государственно-частного партнерства в сфере государственных закупок.
Процедура "входа" в пилотный проект регламентирована и происходит в два шага.
Первый шаг.
После подписания соглашения регионы-участники направляют пакет законов и подзаконных актов субъекта Российской Федерации, характеризующих действующую нормативно-правовую базу сферы закупок, проекты законов, находящиеся на рассмотрении законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Регионы-участники также представляют:
- описание действующих процессов ФКС (в формате презентации),
- описание информационной системы (информационных систем) ФКС, отражающее, в том числе уровень автоматизации процессов ФКС, справочные системы, аналитические возможности,
- статистические данные за 2008-2010 годы, отражающие объем и структуру государственного заказа, динамику заключения и исполнения контрактов по месяцам, долю малого бизнеса, практически участвующего в реализации государственного заказа, уровень конкуренции при размещении заказов.
Второй шаг.