ПРИКАЗ
от 3 июня 2010 года N 209
Об утверждении Методологических указаний по оценке общей численности населения
В соответствии с п.5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 года N 420 и во исполнение приказа Росстата от 01.03.2010 N 100 "О внесении изменений в приказ Росстата от 31.12.2009 N 333 "Об утверждении Плана научно-методологических работ Федеральной службы государственной статистики на 2010 год"
приказываю:
Утвердить прилагаемые Методологические указания по оценке общей численности населения (согласовано с Минэкономразвития России, письмо от 6 апреля 2010 года N ДОЗ-323).
Руководитель
А.Е.Суринов
Методологические указания по оценке общей численности населения
В период между переписями данные о численности населения получают расчетным путем, опираясь на данные последней прошедшей переписи и текущего учета движения населения. Расчет осуществляется на начало каждого следующего за переписью года.
Поскольку переписи населения практически никогда не проводятся по состоянию на начало года, расчету предшествует передвижка итогов переписи на начало года. Критические моменты всех прошедших в России во второй половине XX века переписей приходились на январь года переписи, поэтому было проще передвинуть итоги переписи на начало года переписи. Переписи 2002 года и 2010 года проходят в октябре, и передвигать ее итоги можно как на начало, так и на конец соответствующего года. Расчет изменения общей численности населения за целый год или за часть года практически не различается.
Статистические органы осуществляют расчет общей численности населения Российской Федерации, всех субъектов Федерации и всех районов, с разбивкой на городское и сельское население, а также по городам и поселкам городского типа. Следует подчеркнуть, что это весьма трудоемкая работа: в состав России по состоянию на 1 января 2010 года входило 86 субъектов Федерации, 1866 районов, 1095 городов и 1348 поселков городского типа.
Численность населения на 1 января каждого года определяется, исходя из данных на 1 января предыдущего года, с учетом естественного и миграционного приростов, а также изменений численности населения в результате административно-территориальных преобразований в течение предыдущего года. Реальный расчет осуществляется по формуле:
S(t +1) = S(t) + B(t) - M(t) + U(t) - V(t) + T(t),
где S(t) - численность на начало года t, B(t) - число родившихся в году t, M(t) -число умерших, U(t) - число прибывших на данную территорию (в данную страну) и V(t) - выбывших из нее в году t, а Т(t) - изменение численности населения территории в результате изменения ее границ. Эта величина может входить в уравнение с плюсом или с минусом, в зависимости от того, были ли границы расширены или сужены.
Следует отметить, что это общий вид формулы для любой административно-территориальной единицы. При расчете численности по всему населению субъекта Российской Федерации член T(t) = 0. В том случае, если в регионе были административно-территориальные преобразования, например, некоторый сельский населенный пункт был включен в черту города, то для городского и сельского населения это слагаемое будет отлично от нуля. В нашем примере для сельского населения оно будет со знаком "минус", а для городского - со знаком "плюс".
Общая численность населения субъекта Российской Федерации меняется только в результате административно-территориальных изменений границ между субъектами Федерации. Такое преобразование затрагивает как минимум два региона. В этом случае в течение 2 месяцев производится специальный пересчет численности населения обоих субъектов Российской Федерации.
До недавнего времени расчеты общей численности населения производились по двум категориям - наличное и постоянное. Но с 2002 года Росстат перешел на расчет численности только постоянного населения.
Текущий расчет численности населения осуществляется с помощью специальной разработочной таблицы. При этом должны выполняться следующие соотношения:
гр.6 - гр.1 - гр.2 = 0 - по всем строкам;
гр.2 - гр.3 - гр.4 - гр.5 = 0 - по всем строкам;
стр.1 - стр.2 - стр.3 = 0 - по всем графам.
Числен- | Изменения за t год (+;-) | Численность населения | |||||
населения на 1 января t года | общий прирост | естест- | мигра- | админист- | на 1 января t+1 года | в среднем за t год | |
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Все население | |||||||
Городское население | |||||||
Сельское население |
При заполнении таблицы для оценки численности постоянного населения на 1 января используются следующие данные, содержащиеся в годовых выходных таблицах КЭОД:
1. о естественном приросте - в годовой таблице А12 - срочная "Естественное движение населения" за t год КЭОД "Естественное движение населения":
- по городскому и сельскому населению суммарно - графа 3;
- по городскому населению - графа 6;
- по сельскому населению - графа 9.
2. о миграционном приросте - в годовой таблице МТ1 "Общие итоги миграции населения за t год" КЭОД "Миграция населения":
- по городскому и сельскому населению суммарно - строка 1 графа 7;
- по городскому населению - строка 9 графа 7;
- по сельскому населению - строка 17 графа 7.
3. изменение численности населения в результате административно-территориальных преобразований (АТП) предполагает изменения между городским и сельским населением в результате преобразований сельских населенных пунктов (частично или полностью) в городские, включение их в черту городских поселений, а также преобразование городских поселений в сельские населенные пункты.
Для расчета среднегодовой численности населения при наличии административно-территориальных преобразований используется следующий порядок:
1. Оценка численности на 1 января t+1 года по территориям, входящим в состав субъекта Российской Федерации, производится без учета административно-территориальных преобразований.
2. Рассчитывается среднегодовая численность населения по входящим территориям без учета АТП. Эта численность используется для расчетов относительных показателей по естественному движению населения, в частности для ввода в таблицу А-12 КЭОД "Естественное движение населения", и по миграции населения.
3. Производится перераспределение численности населения в связи с АТП за год. В результате получается оценка численности на 1 января t + 1 года в границах на эту дату.
4. Рассчитывается среднегодовая численность населения по входящим территориям с учетом АТП. Эта численность характеризует среднее число человеко / дней, прожитых в населенных пунктах за данный период. В таблице для представления на федеральный уровень в графе 7 указывается среднегодовая численность населения с учетом АТП.
Публиковать можно как среднегодовую численность без учета АТП, так и с учетом АТП с обязательным пояснением.
При оценке численности населения на федеральном уровне данные о миграционном приросте могут корректироваться за счет сведений национальных статистических служб государств - участников СНГ, а также данных о потоках "срочных" международных миграций.
Разработка данных о внутренней миграции населения осуществляется на основе сведений о прибывших. В период до внедрения действующей версии КЭОД расчету населения предшествовала увязка данных о миграции.
Цель увязки - обеспечить нулевой миграционный прирост по России в целом для потока "внутренняя миграция". В самом деле, было бы достаточно странно, если бы миграция из одного региона России в другой вела к росту или убыли населения не только отдельных регионов, но и России в целом. В то же время до внедрения о КЭОД такая ситуация была типичной.
Отметим, что несовпадение численности прибывших и выбывших сохранилось и после внедрения нового КЭОД. Начиная с 1997 года оно заметно уменьшилось и целиком связано с отсутствием данных по Чеченской Республике.
С 2005 года территориальный орган Росстата по Чеченской Республике разрабатывает данные о миграции населения в полном объеме. В результате миграционный прирост внутрироссийской миграции стал равен нулю.
Нельзя также исключить, что появится необходимость других мотивированных поправок в данные о миграции. Например, с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2002 года за 1989-2002 годы в Россию прибыло, по крайней мере, на 1,8 млн. человек больше, чем по данным текущего учета миграции. Причем возможность недоучета числа выбывших из России в другие страны при этом не учитывалась.
В последние годы принято считать, что в России достигнут полный учет родившихся и умерших. По крайней мере, нет необходимости корректировать эти данные при текущем расчете населения.
В прошлом при расчете численности населения использовались данные о числе родившихся и умерших, полученные не в ходе годовой разработки, а на основе месячной отчетности. То есть в расчете использовались числа событий не происшедших, а зарегистрированных в соответствующем году. Различие невелико. Так естественный прирост населения России с 1960 года по 1989 год по данным статистики естественного движения составил 28008 тысяч человек, а при расчете населения он был принят равным 28335 тысячам. Целью такой подмены было сокращение сроков расчета, так как разработка годовых данных заканчивалась в мае - июне. С начала систематической и подробной публикации демографических данных подобная практика стала вызывать много вопросов читателей. С середины 1990-х, после внедрения действующего в настоящее время КЭОД "Естественное движение населения" в расчете используются непосредственно данные годового отчета.
Изменение границ субъектов Федерации - очень редкое явление. Но изменение границ районов, городов и поселков городского типа (пгт) происходит достаточно часто. В результате может меняться и численность городского и сельского населения субъектов федерации.
Исходя из того, что итоги переписей населения 1989 и 2002 годов опубликованы в административных границах на дату соответствующей переписи, т.е. без пересчетов в связи с изменениями административно-территориального деления (Протокол заседания рабочей группы по подготовке итогов Всероссийской переписи населения 2002 года к официальному опубликованию от 29 декабря 2003 года N 5 п.6) принято решение, что начиная с преобразований за 2004 год пересчеты численности населения в связи с административно-территориальными преобразованиями внутри субъектов Российской Федерации проводиться не будут.
При публикации сведений о численности населения по входящим в субъект Российской Федерации территориям необходимо указывать, что данные приведены в границах соответствующих лет, а в сносках - за счет каких административно-территориальных преобразований изменена численность административной единицы.
Численность населения городских поселений, преобразованных в сельские, определяется исходя из их численности на начало предыдущего года с учетом естественного и миграционного прироста за год. Численность сельских населенных пунктов, преобразованных в городские, определяется исходя из данных по их численности по данным похозяйственного учета (по спискам сельских населенных пунктов).
Изменение численности городского и сельского населения административных районов и населения отдельных городов может происходить также в результате передачи населенных пунктов из одного района в другой или (в случае районов) смены подчиненности городских поселений.
Общий прирост населения представляет собой алгебраическую сумму естественного прироста, миграционного прироста и объема административно-территориальных изменений.
Росстат доводит до сведения каждого территориального органа утвержденную оценку численности населения по всему населению субъекта Федерации, городскому и сельскому населению.
Оценка численности населения по городам, поселкам городского типа и административным районам относится к компетенции территориальных органов Росстата.
Таблица, предназначенная для расчета по районам и другим территориям, выглядит так же, как таблица, приведенная в примере, за исключением графы 5, где указывается численность всех преобразований. В расчете по городам и поселкам городского типа в большинстве случаев участвует одна графа - городское население.
Аналогично расчет проводится по территориям, входящим в перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и по территориям, входящим в перечень районов проживания коренных малочисленных народов Севера.
Ежегодно Росстат направляет в свои территориальные органы макеты таблиц, предназначенных для записи результатов расчета. Эти таблицы объединяются в два Excel файла с учетом сроков их представления в Росстат. В настоящее время установлены два срока - 12 марта и 10 апреля.
Запрашиваются данные по численности населения и компонентам изменения численности населения в разрезе субъектов Федерации, областных центров, городов с населением 100000 и более, а также территорий районов Крайнего Севера (для субъектов Федерации, в которых такие территории имеются). По административным районам, всем городам и поселкам городского типа, а также по территориям проживания коренных малочисленных народов Севера (для субъектов Федерации, в которых такие территории имеются) представляются только данные о численности населения.
Заполненные файлы направляются по электронной почте в адрес Управления статистики населения и здравоохранения. При этом весьма важно не менять формат таблиц, так как дальнейшая обработка собранной информации осуществляется автоматически. Изменение формата ведет к ошибкам.
Приложения: макеты таблиц, используемых при подготовке оценки численности населения.
Родившиеся, умершие и естественный прирост населения за_______год
Форма А12 - срочная | Городское и сельское население | Городское население | Сельское население | ||||||
Число ро- | Число | Есте- | Число ро- | Число | Есте- | Число ро- | Число | Есте- | |
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Субъект Российской Федерации |