Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 года N 606

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 июля 2010 года N 505

     

Изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 года N 606



1. В наименовании и пункте 1 постановления слова "в 2009-2013 годах" заменить словами "в 2009-2014 годах".

2. Федеральную целевую программу, утвержденную указанным постановлением, изложить в следующей редакции:

"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 августа 2008 года N 606
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 5 июля 2010 года N 505
)

     

Федеральная целевая программа "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2014 годах"

     
Паспорт федеральной целевой программы "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2014 годах"

Наименование Программы

-

федеральная целевая программа "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2014 годах"

Основание для принятия решения о разработке Программы

-

поручение Президента Российской Федерации от 22 сентября 2007 года N Пр-1681, распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 681-р

Государственный заказчик - координатор Программы

-

Федеральное агентство по рыболовству

Государственные
заказчики
Программы

-

Федеральное агентство по рыболовству, Федеральная служба безопасности Российской Федерации

Разработчики Программы

-

Федеральное агентство по рыболовству, закрытое акционерное общество "Международный центр развития регионов"

Цель Программы

-

обеспечение устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса для удовлетворения растущего спроса населения Российской Федерации на рыбную продукцию при опережающем росте предложения отечественной продукции с высокой долей добавленной стоимости и максимальном приближении к состоянию продовольственной достаточности

Задачи Программы

-

увеличение ресурсной базы рыболовства путем искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов и повышения эффективности проведения комплексных рыбохозяйственных исследований состояния запасов водных биологических ресурсов в районах промысла, включая исключительные экономические зоны иностранных государств и открытые районы Мирового океана;

повышение эффективности добычи водных биологических ресурсов;

повышение эффективности государственного контроля за выполнением пользователями водных биологических ресурсов законодательства Российской Федерации в области рыболовства;

расширение видового состава водных биологических ресурсов и тиражирование технологий культивирования их ценных видов;

увеличение объемов доставки рыбной продукции и сырья на территорию Российской Федерации путем повышения пропускной способности (грузооборота) рыбных терминалов морских портов в Российской Федерации;

удовлетворение растущего спроса населения Российской Федерации на рыбную продукцию за счет увеличения объема производства товарной пищевой рыбной продукции

Целевые индикаторы
Программы

-

прирост выпуска молоди ценных промысловых видов рыб в естественные водоемы и водохранилища;

прирост объема разведанных запасов и потенциала добычи водных биологических ресурсов;

прирост объема добычи водных биологических ресурсов;

обеспечение контроля за акваторией внутренних вод Российской Федерации в целях пресечения нарушений законодательства Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;

обеспечение контроля береговой линии в целях пресечения нарушений в области добычи водных биологических ресурсов;

доля проконтролированных объемов добычи водных биологических ресурсов;

прирост объема перевалки грузов рыбными терминалами морских портов в Российской Федерации;

прирост объема отгруженной рыбной продукции в стоимостном выражении;

среднедушевое потребление товарной пищевой рыбной продукции;

доля отечественной пищевой рыбной продукции на внутреннем рынке;

степень освоения водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации

Показатели Программы

-

объем добычи водных биологических ресурсов;

объем производства товарной пищевой рыбной продукции, включая продукцию расширенного ассортимента;

количество внедренных технологий производства товарной пищевой рыбной продукции;

количество новых методов и технологий, повышающих эффективность воспроизводства и акклиматизации ценных видов водных биологических ресурсов

Сроки реализации Программы

-

2009-2014 годы

Объемы и источники финансирования Программы

-

прогнозируемый объем финансирования мероприятий Программы (в ценах соответствующих лет) составит 61349,5 млн. рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 32001,9 млн. рублей (52,16 процента);

за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 255,8 млн. рублей (0,42 процента);

за счет средств внебюджетных источников (средств организаций рыбохозяйственного комплекса, банковских кредитов и других средств) - 29091,8 млн. рублей (47,42 процента)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-
экономической эффективности

-

приближение в 2013 году к рекомендуемым научно обоснованным нормам потребления рыбной продукции и к продовольственной достаточности страны по этой группе продовольственных товаров;

улучшение состояния сырьевой базы, приведение объема выделяемых водных биологических ресурсов в соответствие с производственными характеристиками флота;

увеличение объемов и глубины переработки водных биологических ресурсов на территории Российской Федерации;

повышение эффективности внешней торговли рыбной продукцией (увеличение средней стоимости 1 тонны экспортируемой пищевой рыбной продукции по сравнению с 2006 годом на 11 процентов, экспортно-импортного сальдо - на 63 процента);

создание дополнительных рабочих мест в прибрежных регионах Российской Федерации;

повышение доходности рыбохозяйственной деятельности для государства и бизнеса:

дополнительные поступления налогов за время реализации Программы - 16,62 млрд. рублей (начиная с 2015 года они ежегодно будут превышать 20,6 млрд. рублей);

чистый дисконтированный доход (при ставке дисконтирования 9 процентов) в 2016 году - более 14 млрд. рублей, а внутренняя норма доходности - более 27,4 процента;

обеспечение в 2013 году бюджетной окупаемости Программы

     

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Состояние и потенциал развития рыбохозяйственного комплекса


Рыбное хозяйство Российской Федерации является комплексным сектором экономики, включающим в себя широкий спектр видов деятельности - от прогнозирования сырьевой базы до организации торговли рыбной продукцией в стране и за рубежом.

Рыбохозяйственный комплекс является не только поставщиком продукции для сельского хозяйства, медицинской, космической, химической, кожевенной промышленности, торговли и других секторов экономики, но и потребителем продукции судостроения и машиностроения, услуг радиосвязи, космической, электронной, химической промышленности и транспорта, обеспечивая занятость около 3 млн. человек в смежных отраслях экономики.

До 80-х годов прошлого века рыболовство было одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики страны. С начала 90-х годов в результате воздействия целого ряда политических, общеэкономических и внутриотраслевых причин в рыбохозяйственном комплексе сложилась кризисная ситуация.

Объем добычи водных биологических ресурсов с 1990 по 2006 год сократился более чем в 2 раза (с 7,82 до 3,3 млн. тонн). Снижение уловов обусловило уменьшение общего выпуска рыбной продукции (пищевой и непищевой) с 5,27 до 3,04 млн. тонн (на 43 процента). При этом выпуск пищевой рыбной продукции, включая консервы, сократился с 4,1 млн. тонн в 1990 году до 2,97 млн. тонн в 2006 году (на 27,6 процента), в том числе производство рыбных консервов уменьшилось в 4 раза. Выпуск непищевой продукции сократился в 15,7 раза.

Темпы сокращения производства продукции в стоимостном выражении значительно превысили темпы уменьшения уловов водных биологических ресурсов. Несмотря на рост цен на рыбную продукцию, в 1990 году добавленная стоимость на единицу таких уловов была выше, чем в 2006 году. В последние годы основой производства является продукция низкой степени переработки (рыба живая и охлажденная, мороженая, включая сельдь), составляющая около 91 процента.

В увеличении валового регионального продукта отдельных субъектов Российской Федерации рыбохозяйственная деятельность является определяющей. Так, вклад рыбохозяйственного комплекса (без рыбопереработки) в увеличение валового регионального продукта Камчатского края (до 1 июля 2007 года - Камчатская область) составил 20 процентов, Приморского края и Мурманской области - по 7,7 процента, Сахалинской области - 6,9 процента, Чукотского автономного округа - 4,1 процента, Калининградской области - 2,3 процента.

С 1990 по 2006 год в результате перехода к рыночным условиям общая численность работников в рыбном хозяйстве уменьшилась на 203 тыс. человек (на 35,9 процента), а численность плавсостава - на 53 процента. Обострилась конкуренция на рынке труда, особенно в удаленных прибрежных районах Севера и Дальнего Востока.

Производительность труда одного работника, занятого в рыбном хозяйстве, в стоимостном выражении за последние 15 лет сократилась более чем в 3 раза, при этом по уловам - в 1,6 раза.

Экспорт рыбной продукции в последние годы стабилизировался на уровне 1,3 млн. тонн. Более 90 процентов экспорта составляет рыбная продукция низкой степени переработки. Это уменьшает эффективность внешнеэкономической деятельности отрасли.

Одновременно с этим резко увеличился импорт рыбной продукции (пищевой и непищевой), составив в 2006 году 910 тыс. тонн, что почти в 1,6 раза выше уровня 1990 года (552,2 тыс. тонн). Это привело к тому, что доля импортируемой пищевой рыбной продукции на внутреннем рынке России составила в 2006 году 37,5 процента (в 2000 году - 24,4 процента).

Рост импортозамещения привел к резкому росту цен на импортируемую рыбную продукцию - с 480 долларов США за 1 тонну продукции в 2000 году до 1570 долларов США за 1 тонну продукции в 2006 году, или в 3,3 раза.

Потребление рыбной продукции в год на душу населения в регионах Российской Федерации различное, в частности от 3 килограммов в Республике Ингушетия до 30 килограммов в Сахалинской и Архангельской областях, в Центральном федеральном округе - 11 килограммов, Северо-Западном федеральном округе - 18 килограммов, Южном федеральном округе - 10 килограммов, Приволжском федеральном округе - 9 килограммов, Сибирском федеральном округе - 11 килограммов, Дальневосточном федеральном округе - 22 килограмма.

С 1990 по 2006 год резко снизилась активность воспроизводственного процесса основных фондов рыбного хозяйства. Инвестиции в основной капитал не превышали 18 процентов уровня 1990 года. В результате физический и моральный износ основных фондов отрасли достигает критического уровня.

Высокий уровень физического и морального износа основных фондов привел к снижению уровня конкурентоспособности вырабатываемой продукции и услуг, что не позволяет улучшить финансовые показатели работы рыбохозяйственных организаций.

Российский рыбопромысловый флот составляет основу материально-технической базы отрасли. Использование морально устаревших судов в рыночных условиях ограничивает возможности их эффективной промысловой работы, особенно за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации. В результате основная часть флота сосредоточена в исключительной экономической зоне Российской Федерации и близлежащих районах на добыче наиболее рентабельных объектов промысла водных биологических ресурсов.

Низкая экономическая эффективность работы действующего флота не позволяет изъять более 1 млн. тонн нерентабельных объектов промысла водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

С 1990 по 2006 год значительно изменилась структура сырьевой базы отрасли.