Изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 года N 606
1. В наименовании и пункте 1 постановления слова "в 2009-2013 годах" заменить словами "в 2009-2014 годах".
2. Федеральную целевую программу, утвержденную указанным постановлением, изложить в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 августа 2008 года N 606
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 5 июля 2010 года N 505)
Федеральная целевая программа "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2014 годах"
Паспорт федеральной целевой программы "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2014 годах"
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2014 годах" |
Основание для принятия решения о разработке Программы | - | поручение Президента Российской Федерации от 22 сентября 2007 года N Пр-1681, распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 681-р |
Государственный заказчик - координатор Программы | - | Федеральное агентство по рыболовству |
Государственные | - | Федеральное агентство по рыболовству, Федеральная служба безопасности Российской Федерации |
Разработчики Программы | - | Федеральное агентство по рыболовству, закрытое акционерное общество "Международный центр развития регионов" |
Цель Программы | - | обеспечение устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса для удовлетворения растущего спроса населения Российской Федерации на рыбную продукцию при опережающем росте предложения отечественной продукции с высокой долей добавленной стоимости и максимальном приближении к состоянию продовольственной достаточности |
Задачи Программы | - | увеличение ресурсной базы рыболовства путем искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов и повышения эффективности проведения комплексных рыбохозяйственных исследований состояния запасов водных биологических ресурсов в районах промысла, включая исключительные экономические зоны иностранных государств и открытые районы Мирового океана; |
увеличение объемов доставки рыбной продукции и сырья на территорию Российской Федерации путем повышения пропускной способности (грузооборота) рыбных терминалов морских портов в Российской Федерации; | ||
Целевые индикаторы | - | прирост выпуска молоди ценных промысловых видов рыб в естественные водоемы и водохранилища; |
Показатели Программы | - | объем добычи водных биологических ресурсов; |
количество внедренных технологий производства товарной пищевой рыбной продукции; | ||
Сроки реализации Программы | - | 2009-2014 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | - | прогнозируемый объем финансирования мероприятий Программы (в ценах соответствующих лет) составит 61349,5 млн. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально- | - | приближение в 2013 году к рекомендуемым научно обоснованным нормам потребления рыбной продукции и к продовольственной достаточности страны по этой группе продовольственных товаров; |
повышение доходности рыбохозяйственной деятельности для государства и бизнеса: |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Состояние и потенциал развития рыбохозяйственного комплекса
Рыбное хозяйство Российской Федерации является комплексным сектором экономики, включающим в себя широкий спектр видов деятельности - от прогнозирования сырьевой базы до организации торговли рыбной продукцией в стране и за рубежом.
Рыбохозяйственный комплекс является не только поставщиком продукции для сельского хозяйства, медицинской, космической, химической, кожевенной промышленности, торговли и других секторов экономики, но и потребителем продукции судостроения и машиностроения, услуг радиосвязи, космической, электронной, химической промышленности и транспорта, обеспечивая занятость около 3 млн. человек в смежных отраслях экономики.
До 80-х годов прошлого века рыболовство было одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики страны. С начала 90-х годов в результате воздействия целого ряда политических, общеэкономических и внутриотраслевых причин в рыбохозяйственном комплексе сложилась кризисная ситуация.
Объем добычи водных биологических ресурсов с 1990 по 2006 год сократился более чем в 2 раза (с 7,82 до 3,3 млн. тонн). Снижение уловов обусловило уменьшение общего выпуска рыбной продукции (пищевой и непищевой) с 5,27 до 3,04 млн. тонн (на 43 процента). При этом выпуск пищевой рыбной продукции, включая консервы, сократился с 4,1 млн. тонн в 1990 году до 2,97 млн. тонн в 2006 году (на 27,6 процента), в том числе производство рыбных консервов уменьшилось в 4 раза. Выпуск непищевой продукции сократился в 15,7 раза.
Темпы сокращения производства продукции в стоимостном выражении значительно превысили темпы уменьшения уловов водных биологических ресурсов. Несмотря на рост цен на рыбную продукцию, в 1990 году добавленная стоимость на единицу таких уловов была выше, чем в 2006 году. В последние годы основой производства является продукция низкой степени переработки (рыба живая и охлажденная, мороженая, включая сельдь), составляющая около 91 процента.
В увеличении валового регионального продукта отдельных субъектов Российской Федерации рыбохозяйственная деятельность является определяющей. Так, вклад рыбохозяйственного комплекса (без рыбопереработки) в увеличение валового регионального продукта Камчатского края (до 1 июля 2007 года - Камчатская область) составил 20 процентов, Приморского края и Мурманской области - по 7,7 процента, Сахалинской области - 6,9 процента, Чукотского автономного округа - 4,1 процента, Калининградской области - 2,3 процента.
С 1990 по 2006 год в результате перехода к рыночным условиям общая численность работников в рыбном хозяйстве уменьшилась на 203 тыс. человек (на 35,9 процента), а численность плавсостава - на 53 процента. Обострилась конкуренция на рынке труда, особенно в удаленных прибрежных районах Севера и Дальнего Востока.
Производительность труда одного работника, занятого в рыбном хозяйстве, в стоимостном выражении за последние 15 лет сократилась более чем в 3 раза, при этом по уловам - в 1,6 раза.
Экспорт рыбной продукции в последние годы стабилизировался на уровне 1,3 млн. тонн. Более 90 процентов экспорта составляет рыбная продукция низкой степени переработки. Это уменьшает эффективность внешнеэкономической деятельности отрасли.
Одновременно с этим резко увеличился импорт рыбной продукции (пищевой и непищевой), составив в 2006 году 910 тыс. тонн, что почти в 1,6 раза выше уровня 1990 года (552,2 тыс. тонн). Это привело к тому, что доля импортируемой пищевой рыбной продукции на внутреннем рынке России составила в 2006 году 37,5 процента (в 2000 году - 24,4 процента).
Рост импортозамещения привел к резкому росту цен на импортируемую рыбную продукцию - с 480 долларов США за 1 тонну продукции в 2000 году до 1570 долларов США за 1 тонну продукции в 2006 году, или в 3,3 раза.
Потребление рыбной продукции в год на душу населения в регионах Российской Федерации различное, в частности от 3 килограммов в Республике Ингушетия до 30 килограммов в Сахалинской и Архангельской областях, в Центральном федеральном округе - 11 килограммов, Северо-Западном федеральном округе - 18 килограммов, Южном федеральном округе - 10 килограммов, Приволжском федеральном округе - 9 килограммов, Сибирском федеральном округе - 11 килограммов, Дальневосточном федеральном округе - 22 килограмма.
С 1990 по 2006 год резко снизилась активность воспроизводственного процесса основных фондов рыбного хозяйства. Инвестиции в основной капитал не превышали 18 процентов уровня 1990 года. В результате физический и моральный износ основных фондов отрасли достигает критического уровня.
Высокий уровень физического и морального износа основных фондов привел к снижению уровня конкурентоспособности вырабатываемой продукции и услуг, что не позволяет улучшить финансовые показатели работы рыбохозяйственных организаций.
Российский рыбопромысловый флот составляет основу материально-технической базы отрасли. Использование морально устаревших судов в рыночных условиях ограничивает возможности их эффективной промысловой работы, особенно за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации. В результате основная часть флота сосредоточена в исключительной экономической зоне Российской Федерации и близлежащих районах на добыче наиболее рентабельных объектов промысла водных биологических ресурсов.
Низкая экономическая эффективность работы действующего флота не позволяет изъять более 1 млн. тонн нерентабельных объектов промысла водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
С 1990 по 2006 год значительно изменилась структура сырьевой базы отрасли.