РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 7 мая 2008 года N 681-р
(с изменениями на 10 марта 2009 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 219 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 12, 23.03.2009).
____________________________________________________________________
1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах".
2. Определить:
государственным заказчиком - координатором федеральной целевой программы "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 - 2013 годах" (далее - Программа) - Росрыболовство (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 219 - см. предыдущую редакцию);
государственными заказчиками Программы - Росрыболовство и ФСБ России (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 219 - см. предыдущую редакцию).
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 32439,3 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
4. Росрыболовству обеспечить разработку проекта Программы и Минэкономразвития России представить его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 219 - см. предыдущую редакцию).
Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Российской Федерации
В.Зубков
КОНЦЕПЦИЯ
федеральной целевой программы
"Повышение эффективности использования и развитие
ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса
в 2009-2013 годах"
(с изменениями на 10 марта 2009 года)
Освоение пространств и ресурсов Мирового океана - одно из главных направлений развития мировой цивилизации в третьем тысячелетии. Сущность национальной политики ведущих морских держав и большинства государств в обозримом будущем составят самостоятельная деятельность и сотрудничество в освоении Мирового океана, а также неизбежное соперничество на этом пути.
Пространственные и геофизические особенности нашей страны, ее роль в глобальных и региональных отношениях делают Российскую Федерацию ведущей морской державой.
Данное положение Российской Федерации объясняется также наличием значительного потенциала в виде запасов водных биологических ресурсов, что является естественным конкурентным преимуществом в глобальной экономике и представляет собой не только основу для развития экономики и социальной сферы, но и гарантию нормальной жизнедеятельности будущих поколений.
Состояние и тенденции развития рыбного хозяйства в мире в настоящее время характеризуются усилением соперничества среди стран, осуществляющих промысел водных биологических ресурсов, за право их использования.
Рыбное хозяйство в Российской Федерации является комплексным сектором экономики, включающим в себя широкий спектр видов деятельности - от прогнозирования сырьевой базы отрасли до организации торговли рыбной продукцией в стране и за рубежом.
При этом рыбохозяйственный комплекс является не только поставщиком продукции для сельского хозяйства, медицинской, космической, химической, кожевенной, меховой и обувной промышленности, торговли и других секторов экономики, но и потребителем продукции судостроения и машиностроения, услуг радиосвязи, космической, электронной и химической промышленности, сферы транспорта, обеспечивая занятость около 3 млн. человек в смежных отраслях экономики.
Многие страны рассматривают рыбное хозяйство как компонент стратегического значения, обеспечивающего безопасность, поскольку рыболовство способствует заселенности отдельных прибрежных регионов и их социально-экономическому развитию.
В этой связи большинством государств, имеющих береговую линию большой протяженности, проводится протекционистская политика по отношению к рыболовству и обеспечивается создание таких правовых и экономических условий, которые бы позволяли рыбному хозяйству эффективно функционировать и быть защищенным от внешней конкуренции.
До 80-х годов прошлого столетия рыболовство было одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики нашей страны. По объему добычи рыбы СССР был лидером мирового рыболовства. Однако с начала 90-х годов в результате воздействия целого ряда политических, общеэкономических и внутриотраслевых причин в рыбохозяйственном комплексе сложилась кризисная ситуация.
К 2006 году сократились по сравнению с 1991 годом в 2,2 раза добыча водных биологических ресурсов и в 1,2 раза производство пищевой рыбной продукции, что привело к тому, что среднедушевое потребление рыбных продуктов в Российской Федерации сократилось по сравнению с 80-ми годами прошлого века почти в 2 раза и составляет 12,6 кг при рекомендуемом Российской академией медицинских наук объеме потребления 23,7 кг.
При этом среднедушевое потребление рыбных продуктов ведущих мировых рыболовных держав характеризуется следующими показателями: Япония - 64,7 кг, США - 22,6 кг, Китай - 25,7 кг, Норвегия 47,4 кг.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что в настоящее время потенциал страны используется недостаточно эффективно.
Российский рыбопромысловый флот на сегодняшний день насчитывает более 3000 судов различного назначения: добывающие, обрабатывающие, транспортные, научно-исследовательские и другие. Флот обеспечивает около 90 процентов общего объема вылова водных биологических ресурсов. На судах сосредоточено более 75 процентов производственных мощностей отрасли по выпуску пищевой рыбной продукции.
Сложившийся к настоящему времени типовой состав и эксплуатационно-экономические параметры рыбопромысловых судов не обеспечивают их эффективную работу, особенно за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации. Физический износ рыбопромыслового флота составляет 68 процентов и подходит к критическим отметкам.
Около 33 процентов внутреннего потребления рыбных товаров обеспечивается за счет импорта, существенная часть которого является фактически реэкспортом водных биологических ресурсов, выловленных российскими рыбопромысловыми судами и поставленных зарубежным компаниям в виде сырья. Тем самым увеличиваются трансграничные издержки, связанные с обеспечением страны рыбной продукцией. При сохранении преимущественно сырьевого характера экспорта рыбных товаров рентабельность внешней торговли снижается.
Несмотря на сохранение общей обеспеченности водными биологическими ресурсами, наблюдается обострение проблем, связанных с воспроизводством водных биологических ресурсов, промысел которых характеризуется наиболее высокой рентабельностью. Под угрозой исчезновения находятся осетровые виды рыб.
При этом государственная политика заключается в пополнении сырьевой базы естественных и искусственных водоемов ценными промысловыми видами водных биологических ресурсов. За счет искусственного воспроизводства обеспечивается более 90 процентов запасов осетровых видов рыб бассейнов Каспийского и Азовского морей и около 60 процентов запасов тихоокеанских лососей.
Основными проблемами отечественного берегового рыбоперерабатывающего сектора являются исчерпание потенциальных возможностей материально-технической базы и отсутствие достаточного количества сырья для дальнейшего производства отечественной рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью.
Инвестиции в основной капитал в последние годы не превышают 18 процентов уровня 1990 года. Физический износ основных производственных фондов приближается к 60 процентам.
Уровень использования береговых объектов рыбоперерабатывающего производства в целом по стране остается низким. Так, производственные мощности задействованы по консервному производству на 44,8 процента, кулинарному производству - на 42,1 процента, коптильному производству - на 23,4 процента, морозильному производству - на 26 процентов.
В целях комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота портовое хозяйство в настоящее время объединяет 16 терминалов, 7 из которых имеют глубоководные причалы, способные обрабатывать крупнотоннажные суда. Общая протяженность причального фронта рыбных терминалов в морских портах в Российской Федерации составляет более 20 км (глубина воды у причалов - до 12 м).
Основная масса гидротехнических сооружений терминалов (причалы, молы и т. п.) построены в 50-60-х годах прошлого века и имеют значительную изношенность или находятся в аварийном состоянии, что не позволяет увеличить пропускную способность причалов и грузооборот терминалов, обеспечить безопасную эксплуатацию причалов, применение современного погрузо-разгрузочного оборудования.
Данные обстоятельства способствуют переориентации поставок продукции российских рыбохозяйственных организаций в морские порты зарубежных стран.
Среди негативных явлений, присущих рыбохозяйственному комплексу, особняком стоит проблема, связанная с незаконным промыслом водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, без кардинального решения которой говорить об экономическом оздоровлении отрасли в ближайшей перспективе сложно.
Несмотря на предпринимаемые в последние годы меры по предотвращению браконьерства, масштабы его не снижаются, что наносит ощутимый вред деловой и политической репутации Российской Федерации на мировом уровне и противоречит экономическим интересам страны.
Наше государство несет огромные потери как финансовые - от недополучения налогов и сборов в бюджеты всех уровней, сокрытия валютной выручки, так и связанные с сокращением или почти полным уничтожением наиболее ценных запасов водных биологических ресурсов.
По оценкам экспертов, ежегодно Российская Федерация теряет за счет незаконного вылова и вывоза рыбной продукции за рубеж до 1 млрд. долларов США.
Недостаточная оснащенность современных судов, осуществляющих государственный контроль в сфере охраны водных биологических ресурсов, не позволяет эффективно противостоять браконьерству.
Кризисные тенденции в развитии рыбохозяйственного комплекса приобрели свойства самоподдерживающегося процесса и предопределяют в перспективе возникновение следующих факторов:
рост упущенной выгоды;
обострение социально-экономической ситуации в прибрежных регионах страны;
увеличение импорта на внутреннем рынке рыбных товаров с высокой добавленной стоимостью и актуализация угрозы продовольственной недостаточности;
сужение внутренних рынков для судостроения и судоремонта, а также ряда отраслей, производящих продукцию материально-технического снабжения и снаряжения рыбопромыслового флота.
Необходимость преодоления проблем, связанных с развитием рыбохозяйственного комплекса, отражена в поручениях Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, в решениях Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации.
Основы формирования и реализации единой государственной политики в области развития рыбохозяйственного комплекса на долгосрочный период определены Морской доктриной Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 27 июля 2001 г., и Концепцией развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2003 года N 1265-р.
Сводным докладом о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на 2008-2010 годы основными направлениями деятельности в части рыбохозяйственного комплекса определены:
развитие материально-технической базы, включая развитие береговых рыбоперерабатывающих организаций;
приведение стандартов качества продукции в соответствие с международной практикой;
развитие инфраструктуры в морских портах в Российской Федерации и снижение административных барьеров при ввозе и вывозе рыбного сырья и продукции из указанного порта;
развитие промысла в районах Мирового океана и в исключительных экономических зонах иностранных государств, включая развитие аквакультуры;
реконструкция и модернизация рыбоводных заводов.
По результатам рассмотрения вопросов развития рыбохозяйственного комплекса Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации дано поручение о разработке и принятии Концепции федеральной целевой программы "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах" (далее Программа).
Программа направлена на повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации, реализацию комплексного и системного подхода к решению проблем в соответствии со стратегическими приоритетами развития рыбохозяйственного комплекса.
Целесообразность решения проблемы развития рыбохозяйственного комплекса программно-целевым методом определяется следующими факторами:
масштабность и государственная значимость проблемы;
ресурсоемкость решения проблемы;
федеральное значение проблемы, что определяется наличием актуальных социально-экономических задач, относящихся к компетенции органов государственной власти федерального уровня, решение которых прямо или косвенно связано с эффективным развитием рыбохозяйственного комплекса (обеспечение продовольственной безопасности страны, рост благосостояния и снижение дифференциации населения по уровню жизни, выравнивание уровней экономического развития субъектов Российской Федерации, подъем экономики стратегически значимых приграничных регионов, эффективное включение страны в мировую торговлю);
нахождение основной части водных биологических ресурсов в федеральной собственности;
определенные органами государственной власти федерального уровня условия функционирования рыбохозяйственного комплекса, в том числе:
режим доступа к водным биологическим ресурсам (режим квотирования, режим контроля за рыбопромысловой деятельностью);
режим обслуживания судов рыбопромыслового флота в морских портах в Российской Федерации;
режим налогообложения и налогового администрирования;
режим регулирования внешнеторговой деятельности;
режим экономической и политической поддержки российских производителей рыбной продукции на внутреннем и внешнем рынке;
тарифы на услуги инфраструктурных отраслей (прежде всего портового хозяйства, железнодорожного транспорта);
необходимость системного подхода к решению проблемы и согласования отдельных направлений политики в сфере рыболовства по содержанию, технологиям реализации и по времени осуществления;
потребность в комплексной взаимоувязке мероприятий по развитию рыбохозяйственного комплекса.
Результаты прогнозно-аналитических исследований позволяют сделать выводы о неприемлемости принятия инерционного сценария развития отрасли (без реализации Программы).
Реализация мероприятий по развитию рыбохозяйственного комплекса с применением программно-целевого метода предусматривает создание механизма их координации, а также формирование системы индикаторов и показателей, позволяющих оценить эффективность реализации этих мероприятий.