Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 21 апреля 2010 года N 412

Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 270809.02 Оператор технологического оборудования в производстве стеновых и вяжущих материалов

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 сентября 2013 года на основании
приказа Минобрнауки России от 2 августа 2013 года N 655
____________________________________________________________________



В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 года N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст.2562; 2005, N 15, ст.1350; 2006, N 18, ст.2007; 2008, N 25, ст.2990; N 34, ст.3938; N 42, ст.4825; N 46, ст.5337; N 48, ст.5619; 2009, N 3, ст.378; N 6, ст.738; N 14, ст.1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст.1110),

приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 270809.02 Оператор технологического оборудования в производстве стеновых и вяжущих материалов и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего приказа.

________________

Федеральные государственные образовательные стандарты, являющиеся приложениями к приказам об их утверждении, опубликованным на стр.10-24 данного номера Бюллетеня, не приводятся. Они размещены на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации: www.mon.gov.ru. - Прим.ред.


Министр
А.Фурсенко



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

3 июня 2010 года,

регистрационный N 17458

     

Приложение

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 21 апреля 2010 года N 412

     

Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 270809.02 Оператор технологического оборудования в производстве стеновых и вяжущих материалов

     

     

I. Область применения

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 270809.02 Оператор технологического оборудования в производстве стеновых и вяжущих материалов всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

II. Используемые сокращения


В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

НПО - начальное профессиональное образование;

ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;

ОУ - образовательное учреждение;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

III. Характеристика подготовки по профессии

3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.

Таблица 1

Образовательная база приема

Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94)

Нормативный срок освоения ОПОП при очной форме получения образования

на базе среднего (полного) общего образования

Оператор пульта управления оборудованием в производстве строительных изделий

10 мес.

на базе основного общего образования

2 года 5 мес.

на базе основного общего образования

10 месяцев (без получения среднего (полного) общего образования)

_______________

ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.

Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования.

3.2. Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.

IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: управление, регулировка и наблюдение за работой оборудования по производству стеновых и вяжущих материалов, контроль качества продукции.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

технологическое оборудование;

сырье для изготовления стеновых и вяжущих материалов;

контрольно-измерительные приборы.

4.3. Обучающийся по профессии оператор технологического оборудования в производстве стеновых и вяжущих материалов готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Управление с пульта оборудованием для производства строительных изделий.

4.3.2. Участие в наладке и текущем ремонте автоматической линии и/или конвейера.

V. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

5.2.1. Управление с пульта оборудованием для производства строительных изделий.

ПК 1.1. Регулировать технологические и теплотехнические режимы печных агрегатов.

ПК 1.2. Обеспечивать бесперебойную работу механизмов питания сырьевой смесью и топливом, теплообменных устройств и другого вспомогательного оборудования.

ПК 1.3. Контролировать качество процесса производства стеновых и вяжущих материалов.

5.2.2. Участие в наладке и текущем ремонте автоматической линии и/или конвейера.

ПК 2.1. Регулировать узлы и механизмы автоматической линии (конвейера).

ПК 2.2. Обслуживать и ремонтировать оборудование автоматической линии (конвейера).

VI. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы

6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общепрофессионального;

профессионального;

и разделов:

физическая культура;

учебная практика (производственное обучение);

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная (итоговая) аттестация.

6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.

6.3. Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет два часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

Структура основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования

     
Таблица 2

Индекс

Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего макси-
мальной учебной нагрузки обучаю-
щегося

В т.ч. часов обяза-
тельных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды форми-
руемых компе-
тенций

Обязательная часть циклов ОПОП и раздел "Физическая культура"

864

576

ОП.00

Общепрофессиональный цикл

182

128

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

уметь:

     выполнять чертежи в ручной и машинной графике;

     читать чертежи;

знать:

     масштабы;

     вычерчивание контуров технических деталей;

     основы начертательной геометрии (точка и прямая, плоскость, поверхность и тела, аксонометрические проекции)

ОП.01. Черчение

ОК 1-7
ПК 1.1-2.2

уметь:

     решать задачи на переменный и постоянный ток;

знать:

     основы электротехники;

     электрические цепи постоянного тока;

     однофазные цепи переменного тока;

     трехфазные цепи;

     электрические измерения;

     электрооборудование: трансформаторы, электрические машины постоянного тока, электропривод;

     основы электроники;

     электронные приборы

ОП.02. Основы электротехники

ОК 1-7
ПК 1.1-2.2

уметь:

     соблюдать общие требования безопасности труда и производственной санитарии при изготовлении строительных материалов, правила охраны труда;

знать:

     законодательство в области охраны труда;

     общие вопросы охраны труда;

     противопожарные мероприятия;

     электробезопасность;

     общие требования безопасности на территории организации и в производственном помещении;

     правила безопасности труда при выполнении работ по производству цемента

ОП.03. Охрана труда

ОК 1-7
ПК 1.1-2.2

уметь:

     организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

     предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту;

     использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

     применять первичные средства пожаротушения;

     ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

     применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

     владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

     оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

32

ОП.04.
Безопасность жизнедеятельности

ОК 1-7
ПК 1.1-2.2

     принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

     основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации;

     основы военной службы и обороны государства;

     задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

     способы защиты населения от оружия массового поражения;

     меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

     организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

     основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО;

     область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

     порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

П.00

Профессиональный цикл

602

408

ПМ.00

Профессиональные модули

602

408

ПМ.01

Управление с пульта оборудованием для производства строительных изделий

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

МДК.01.01. Машины и оборудование для производства стеновых и вяжущих материалов

МДК.01.02. Контрольно-
измерительные

ОК 1-7
ПК 1.1-1.3

иметь практический опыт:

     регулировки технологических и теплотехнических режимов печных агрегатов;

     обеспечения бесперебойной работы механизмов питания сырьевой смесью и топливом, теплообменных устройств и другого вспомогательного оборудования;

     контроля качества процесса производства стеновых и вяжущих материалов;

уметь:

     составлять схемы автоматизации технологических процессов;

     пользоваться контрольно-измерительной аппаратурой;

знать:

     принципы измерения, контроля, регулирования и автоматического управления параметрами технологического процесса, контрольно-измерительную аппаратуру, автоматизированные системы управления и автоматизированные системы управления технологическими процессами;

     применение микропроцессорной техники в производстве

приборы

МДК.01.03.
Электроприводы и управление работой технологического оборудования

ПМ.02

Участие в наладке и текущем ремонте автоматической линии и/или конвейера

     В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

     регулировки узлов и механизмов автоматической линии (конвейера);

     обслуживания и ремонта оборудования автоматической линии (конвейера);

уметь:

     производить наладку и ремонт оборудования по производству стеновых изделий и вяжущих материалов;

     производить теплотехнические расчеты оборудования, установок периодического и непрерывного действия при производстве стеновых и вяжущих материалов;

МДК.02.01.
Подготовительные работы

МДК.02.02. Основы технологии приготовления сырьевой смеси

ОК 1-7
ПК 2.1-2.2

знать:

     разметку плоскостную, дефекты при выполнении разметки, рубку металла, дефекты при рубке, правку и гибку металла, резку и опиливание металла, сверление, нарезание резьбы, клепку, шабрение, притирку, пайку, лужение, клеи, подбор клеев;

     основное сырье для производства стеновых и вяжущих материалов;

     сущность физико-химических процессов, происходящих при обжиге клинкера, конструкции, кинематические схемы вращающихся печей, мельниц, оборудования для стеновых материалов, технологический и теплотехнический режимы, государственные стандарты

ФК.00

Физическая культура

уметь:

     использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

     о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

     основы здорового образа жизни

80

40

ОК 2
ОК 3
ОК 6
ОК 7

Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением)

216

144

Итого по обязательной части ОПОП, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ОПОП

1080

720

УП.00

Учебная практика (производственное обучение)

19 нед.

684

ОК 1-7
ПК 1.1-2.2

ПП.00

Производственная практика

ПА.00

Промежуточная аттестация

1 нед.

ГИА.00

Государственная (итоговая) аттестация

1 нед.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»