ПРИКАЗ
от 20 апреля 2010 года N 399
Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 130405.02 Машинист электровоза (на горных выработках)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 сентября 2013 года на основании
приказа Минобрнауки России от 2 августа 2013 года N 650
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 года N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст.2562; 2005, N 15, ст.1350; 2006, N 18, ст.2007; 2008, N 25, ст.2990; N 34, ст.3938; N 42, ст.4825; N 46, ст.5337; N 48, ст.5619; 2009, N 3, ст.378; N 6, ст.738; N 14, ст.1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст.1110),
приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 130405.02 Машинист электровоза (на горных выработках) и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего приказа.
________________
Федеральные государственные образовательные стандарты, являющиеся приложениями к приказам об их утверждении, опубликованным на стр.10-24 данного номера Бюллетеня, не приводятся. Они размещены на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации: www.mon.gov.ru. - Прим.ред.
Министр
А.Фурсенко
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
3 июня 2010 года,
регистрационный N 17456
Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 130405.02 Машинист электровоза (на горных выработках)
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 130405.02 Машинист электровоза (на горных выработках) всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
НПО - начальное профессиональное образование;
ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;
ОУ - образовательное учреждение;
ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.
Образовательная база приема | Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94) | Нормативный срок освоения ОПОП при очной форме получения образования |
на базе среднего (полного) общего образования | Машинист электровоза шахтного | 10 месяцев |
на базе основного общего образования | 2 года 5 месяцев |
________________
ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.
Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетам профиля получаемого профессионального образования.
3.2. Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:
на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования не более чем на 1,5 года.
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: управление, техническое обслуживание и ремонт электровоза; формирование составов и выполнение маневровых работ.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
подземные горные выработки;
электровозы, гировозы, дизелевозы, вагоны;
железнодорожные пути, контактные сети;
устройства коммутации и питания энергией;
системы тормозных устройств, устройства стрелочных переводов, компрессоры автоторможения вагонов;
приспособления, применяемые для подъема сошедших с рельсов электровозов и вагонов;
аккумуляторные батареи, оборудование зарядных камер;
устройства заземления и подвески контактной сети, средства сигнализации, централизации и блокировки;
системы смазки и применяемые смазочные материалы.
4.3. Обучающийся по профессии Машинист электровоза (на горных выработках) готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Техническое обслуживание поездов.
4.3.2. Управление шахтными локомотивами.
4.3.3. Формирование составов и выполнение маневровых работ.
5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
5.2.1. Техническое обслуживание поездов.
ПК 1.1. Проводить наблюдение за показаниями средств измерений.
ПК 1.2. Проводить профилактический осмотр и опробование механизмов управления и ходовых частей.
ПК 1.3. Выявлять и устранять неисправности в работе обслуживаемого оборудования.
ПК 1.4. Проводить экипировку электровозов и заправку песочниц.
5.2.2. Управление шахтными локомотивами.
ПК 2.1. Регулировать скорость движения шахтного локомотива в зависимости от профиля пути и веса состава.
ПК 2.2. Осуществлять дистанционное управление локомотивом при погрузке горной массы из люков-дозаторов и при разгрузке на опрокидывателе.
ПК 2.3. Осуществлять вывозку грузов и завоз порожних вагонов.
ПК 2.4. Доставлять людей к месту работы и обратно.
ПК 2.5. Управлять вентиляционными дверями, толкателями, лебедками и другими механизмами погрузочных и разгрузочных пунктов.
5.2.3. Формирование составов и выполнение маневровых работ.
ПК 3.1. Проводить расстановку вагонов в местах погрузки и разгрузки.
ПК 3.2. Сцеплять и расцеплять вагоны.
ПК 3.3. Осуществлять подъем и постановку электровозов и вагонов, сошедших с рельсов.
ПК 3.4. Переводить стрелки в пути.
6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального;
и разделов:
физическая культура;
учебная практика (производственное обучение);
производственная практика;
промежуточная аттестация;