ПРИКАЗ
от 20 мая 2010 года N 546
Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 270100 Архитектура (квалификация (степень) "бакалавр")
(с изменениями на 31 мая 2011 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 сентября 2016 года на основании
приказа Минобрнауки России от 21 апреля 2016 года N 463
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минобрнауки России от 31 мая 2011 года N 1975 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 29, 18.07.2011). .
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст.1110),
приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 270100 Архитектура (квалификация (степень) "бакалавр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего приказа.
________________
Федеральные государственные образовательные стандарты, являющиеся приложениями к приказам об их утверждении, опубликованным на стр.7-31 данного номера Бюллетеня, не приводятся. Они размещены на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации: www.mon.gov.ru. - Прим.ред.
Министр
А.Фурсенко
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
4 августа 2010 года,
регистрационный N 18066
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 270100 Архитектура (квалификация (степень) "бакалавр")
(с изменениями на 31 мая 2011 года)
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 270100 Архитектура образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
________________
* Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников
Наименование | Квалификация (степень) | Нормативный | Трудоемкость | |
ООП | код в соответствии с принятой классификацией ООП | наименование | срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая последипломный отпуск | (в зачетных единицах) |
ООП бакалавриата | 62 | бакалавр | 5 лет | 300** |
________________
** Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Освоение основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 270100 Архитектура предусматривается только по двум формам обучения - очной и очно-заочной (вечерней).
Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) форме обучения, а также в случае сочетания очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников включает деятельность в сфере материальной и духовной культуры, синтезирующая результаты и средства науки, техники, искусства, ориентированная на создание целостной искусственной материально-пространственной среды для комфортной жизнедеятельности человека и общества, и включающая:
исследование и проектирование (создание, преобразование, сохранение, адаптация, использование) гармоничной, комфортной и безопасной искусственной среды и ее компонентов, контроль реализации проектов;
выполнение коммуникативных, посреднических функций в отношениях между заказчиком, строительным подрядчиком, местным сообществом и другими заинтересованными сторонами по формулированию, разъяснению и продвижению проектных решений;
участие в управлении процессом проектирования, организации деятельности проектной фирмы, администрировании архитектурно-проектной отрасли и процессе создания искусственной среды обитания на местном и региональном уровнях;
теоретическое осмысление, критический анализ и оценку предпосылок, методов, результатов и последствий архитектуры как сферы знания и отрасли деятельности, экспертизу проектных решений;
архитектурную педагогику, реализацию целей архитектурного образования.
4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются искусственная материально-пространственная среда жизнедеятельности человека и общества с ее компонентами (населенными местами, городской средой, зданиями, сооружениями и их комплексами с системами жизнеобеспечения, безопасности, ландшафтами) и процессы ее моделирования, создания и использования человеком и обществом.
4.3. Бакалавр по направлению подготовки 270100 Архитектура готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
проектная;
научно-исследовательская;
коммуникативная;
организационно-управленческая;
критическая и экспертная;
педагогическая.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Бакалавр по направлению подготовки 270100 Архитектура должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
проектная:
разработка творческих проектных решений, выполнение проектной и проектно-строительной документации;
научно-исследовательская:
участие в разработке заданий на проектирование, в проведении прикладных научных исследований (предпроектных, проектных, постпроектных);
коммуникативная:
визуализация и презентация проектных решений, участие в защите проектных материалов перед общественностью и заказчиком;
организационно-управленческая:
участие в координации деятельности специалистов и участников проектного процесса;
участие в администрировании проектной деятельности;
критическая и экспертная:
участие в проведении оценки и экспертиз проектных решений и построенных объектов;
педагогическая:
участие в программах архитектурного образования, в популяризации архитектуры в обществе.
5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
готовностью к кооперации с коллегами, работе в творческом коллективе, знает принципы и методы организации и управления малыми коллективами, знать основы взаимодействия со специалистами смежных областей (ОК-3);
способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);
уметь использовать нормативно-правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
стремится к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства, умеет ориентироваться в быстроменяющихся условиях (ОК-6);
уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
осознанием социальную значимость своей будущей профессии, наличием высокой мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности, к повышению уровня профессиональной компетенции (ОК- 8);
использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);
способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, понимать роль творческой личности в устойчивом развитии полноценной среды жизнедеятельности и культуры общества (ОК-10);
использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-11);
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознанием опасностей и угроз, возникающих в этом процессе, соблюдением основных требований информационной безопасности, защиты государственной тайны (ОК-12);
владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, уметь работать с традиционными и графическими носителями информации (ОК-13);
способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14);
владеть одним из иностранных языков международного общения на уровне, обеспечивающем устные и письменные межличностные и профессиональные коммуникации (ОК-15);
владеть основными профессиональными знаниями и методами защиты человека от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-16);
готовностью уважительно и бережно относиться к архитектурному и историческому наследию, культурным традициям, терпимо воспринимать социальные и культурные различия (ОК-17);