Министерство образования и науки Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБРАЗОВАНИИ


ПИСЬМО


от 12 мая 2010 года N 03-940


[О подготовке Публичных докладов образовательных учреждений всех уровней]



Департамент государственной политики в образовании направляет для общественного и профессионального обсуждения материалы по подготовке Публичных докладов образовательных учреждений всех уровней, а также региональных и муниципальных органов, осуществляющих функции по управлению образованием, с целью их дальнейшего утверждения на федеральном уровне.

Материалы разработаны в рамках проекта Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы "Внедрение требований к форматам обязательной публичной информации образовательных организаций, ориентированной на потребителей образовательных услуг" при участии учреждения Российской академии образования "Институт управления образованием" и Государственного университета - Высшей школы экономики.

Результаты обсуждения прошу представить в Департамент до 21 июня 2010 года в письменном виде или по электронной почте по адресу: Popov@mon.gov.ru.

Контактное лицо: Попов Михаил Сергеевич, тел. (495) 629-64-92.

Директор
И.М.Реморенко

     

     

Приложение 1

     

Общие рекомендации по подготовке Публичных докладов региональных (муниципальных) органов управления образованием и образовательных учреждений

     

I. Общие положения


Публичный доклад - аналитический публичный документ в форме периодического отчета органа управления образованием или образовательного учреждения перед обществом, обеспечивающий регулярное (ежегодное) информирование всех заинтересованных сторон о состояния и перспективах развития системы образования или образовательного учреждения.

Публичный доклад адресован широкому кругу читателей: представителям органов законодательной и исполнительной власти, учащимся и/или их родителям, работникам системы образования, представителям средств массовой информации, общественным организациям и другим заинтересованным лицам.

Основными целями Публичного доклада являются:

обеспечение информационной основы для организации диалога и согласования интересов всех участников образовательного процесса, включая представителей общественности;

обеспечение прозрачности функционирования региональной (муниципальной) системы образования и образовательных учреждений;

информирование потребителей образовательных услуг о приоритетных направлениях развития региональной (муниципальной) системы образования или образовательного учреждения, планируемых мероприятиях и ожидаемых результатах деятельности.

Особенности Публичного доклада:

аналитический характер текста, предполагающий представление фактов и данных, а также их оценку и обоснование тенденций развития;

ориентация на широкий круг читателей, что определяет доступный стиль изложения и презентационный тип оформления;

регулярность предоставления Публичного доклада (раз в год).

II. Основные требования к Публичному докладу


Решение о подготовке Публичного доклада принимается руководителем органа управления образованием (образовательного учреждения), либо вышестоящим органом, либо учредителем.

Порядок подготовки Публичного доклада регламентируется:

для органов, осуществляющих управление в сфере образования, -соответствующим законодательным актом органа законодательной власти, либо нормативным правовым актом вышестоящего органа государственной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления), либо локальным нормативным правовым актом органа, осуществляющего управление в сфере образования, согласованным с организацией (органом) общественного участия;

_______________

Организацией (органом) общественного участия в Российской Федерации признается не имеющее членства образование, созданное гражданами Российской Федерации на основе Федерального закона "Об общественных объединениях" или уполномоченными органами государственной власти на основании Федерального закона, законов субъектов Российской Федерации, местных законов и (или) Положений об этих органах. Организация (орган) общественного участия помимо иных целей, предусмотренных ее учредительными документами, создается в целях участия граждан Российской Федерации в деятельности органов государственной власти.


для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, - нормативным правовым актом государственного органа, осуществляющего управление в сфере образования, либо локальным нормативным правовым актом образовательного учреждения, согласованным с органом государственно-общественного управления общеобразовательным учреждением, зарегистрированным в его уставе (совет общеобразовательного учреждения, попечительский совет, управляющий совет, родительский комитет и т.д.), ученым советом (для учреждений высшего профессионального образования);

для муниципальных образовательных учреждений - нормативным правовым актом органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, согласованным с муниципальным советом по образованию, либо локальным нормативным правовым актом образовательного учреждения, согласованным с управляющим советом, советом образовательного учреждения.

Регламентирующие подготовку и публикацию Публичного доклада локальные нормативные правовые акты должны включать следующие основные позиции:

утверждение состава рабочей (редакционной) группы по подготовке Публичного доклада;

утверждение сетевого графика по подготовке Публичного доклада, включающего разработку структуры доклада и ее утверждение, сбор и обработку необходимых для доклада данных, написание доклада, обсуждение проекта доклада, доработку проекта доклада по результатам обсуждения и его утверждение;

утверждение перечня мероприятий, связанных с распространением Публичного доклада.

Основными информационными каналами для публикации Публичного доклада являются:

официальный сайт исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

официальный сайт органа управления образованием;

сайт образовательного учреждения;

отдельное (печатное или электронное) издание;

средства массовой информации.

Наряду с распространением Публичного доклада должно быть организовано его обсуждение с привлечением общественных организаций и объединений.

С целью совершенствования качества Публичных докладов на региональном (муниципальном) уровне целесообразно вводить в практику мероприятия по оценке опубликованных докладов с привлечением потребителей образовательных услуг (конкурсы Публичных докладов, сайтов образовательных учреждений).

Требованиями к качеству информации, включаемой в Публичный доклад, являются:

актуальность - информация должна соответствовать интересам и информационным потребностям целевых групп, способствовать принятию решений в сфере образования;

достоверность - информация должна быть точной и обоснованной. Сведения, содержащиеся в докладе, подкрепляются ссылками на источники первичной информации. Источники информации должны отвечать критерию надежности;

необходимость и достаточность - приводимые данные и факты должны служить исключительно целям обоснования или иллюстрации определенных тезисов и положений публичного доклада. Дополнительная информация может быть приведена в приложении.

Решение о том, является ли та или иная информация актуальной, основывается на консультациях с потребителями образовательных уст и выборе вопросов, представляющих общественный интерес.

Публичный доклад должен включать аналитическую информацию, основанную на показателях, содержательно характеризующих состояние и тенденции развития системы образования или образовательного учреждения.

Основными источниками информации для Публичного доклада являются: государственная статистическая отчетность сферы образования и смежных областей, официальные региональные и муниципальные мониторинговые исследования, репрезентативные социологические и психологические исследования, данные внутреннего мониторинга образовательных учреждений.

_______________

Орган управления образованием субъекта Российской Федерации должен обеспечить органы управления образованием нижестоящего уровня и образовательные учреждения сведениями о наличии информации, в первую очередь статистических данных и данных о результате различных обследований, а также обеспечить доступ к информации, имеющейся в распоряжении органа управления образованием.


Представляемые в публичном докладе данные должны быть интерпретированы и прокомментированы с точки зрения их значения для участников образовательного процесса. При этом необходимо использовать как динамические сравнения (в том числе по месяцам и годам), так и самую актуальную на момент составления доклада информацию о деятельности системы образования или образовательного учреждения.

Одним из важных требований к Публичному докладу является доступность изложения - соответствие характера предоставления информации (язык, стиль, оформление и др.) возможностям восприятия потенциальных читателей.

Структура Публичного доклада включает в себя два основных блока:

обязательную часть (приложение N 2 к настоящим рекомендациям);

вариативную часть, содержание которой диктуется спецификой региона (муниципалитета) или образовательного учреждения.

Объем печатного издания Публичного доклада не должен превышать 2,5 печатных листов (без учета приложений).

III. Использование опыта подготовки публичных докладов региональными (муниципальными) органами управления образованием, a также образовательными учреждениями


Одним из условий обеспечения качественной подготовки Публичных докладов является использование имеющихся разработок в данной области, прошедших успешную апробацию и получивших одобрение со стороны органов государственной власти и экспертного сообщества. В частности, заслуживают внимания разработки, которые велись под руководством А.А.Пинского, а также методические рекомендации по функциям, организации и работе управляющих советов общеобразовательных учреждений (приложение к письму Минобразования России от 14.05.2004 N 14-51-1).

_______________

Пинский А.А. Общественное участие в управлении школой: Школьные советы. - М.: Альянс Пpecc, 2004.


Эффективный опыт разработки, обсуждения и представления публичных докладов имеется у ряда общеобразовательных учреждений, например, красноярской университетской гимназии "Универс" (www.gimnaz.univers.krasu.ru), муниципального образовательного учреждения г.Екатеринбурга гимназии N 210 "Корифей" (www.koriphey.ru), центра образования N 548 "Царицыно" г.Москва (www.mhs548.ru) и др.

В рамках проекта Министерства образования и науки Российской Федерации и Всемирного Банка "Поддержка реформы системы образования", реализованного Национальным фондом подготовки кадров, в 2006 году были подготовлены "Методические рекомендации по разработке, публикации и распространению аналитических докладов о состоянии и развитии систем образования национального, регионального и субрегионального уровней на основе статистики".

_______________

Методические рекомендация по разработке, публикации и распространению аналитических докладов о состоянии и развитии систем образования национального, регионального и субрегионального уровней на основе статистики/М.Л.Агранович и др. - М.: Аспект Пресс, 2006, 133 с. (ISBN 5-7567-0419-1 УДК 37 (470 + 571) (БКК 74.04). С полным текстом можно ознакомиться на сайте www.mamso.ru.


Важным стимулом к внедрению публичной отчетности стал Приоритетный национальный проект "Образование" (ПНПО), а затем региональные комплексные проекты модернизации образования (КПMO). В результате их реализации в большинстве субъектов Российской Федерации было утверждено примерное положение о публичных докладах, подготовленное в соответствии с рекомендациями Минобрнауки России участникам КПМО (письмо Минобрнауки России от 13.11.2006 N МОН-П-2333).

В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Пензенской области, Республике Саха (Якутия) и Астраханской области публичная отчетность получила закрепление в региональных школах о государственно-общественном управлении в системе образования.

С успешной практикой внедрения публичных докладов всех уровней образования можно ознакомиться на портале "Общественное участие в управлении образованием" (www.gouo.ru).

Приложение 2

     

Информация для включения в Публичный доклад регионального (муниципального) органа управлением образования

Название раздела

Содержание

Введение

Общая социально-экономическая характеристика региона (муниципалитета) как фактор, определяющий условия функционирования территориальной образовательной системы и внешний запрос к системе образования.

Демографическая ситуация (возрастная структура, миграция, динамика численности населения по возрастам).

Занятость населения (уровень и структура безработицы по возрастам, по уровню образования, по сфере занятости, динамика) и другие социально-экономические показатели, оказывающие влияние на систему образования.

1. Цели и задачи региональной (муниципальной) системы образования

Роль системы образования в социально-экономическом развитии региона.

Общая характеристика системы образования региона (муниципального образования) вне зависимости от системы подчинения и формы собственности.

Соответствие основным направлениям и приоритетам образовательной политики в стране (в чем особенности реализации федеральной и региональной образовательной политики в регионе, что наиболее важно и актуально дня данного региона).

2. Доступность образования

Структура сети образовательных учреждений и динамика ее изменений.

Контингент обучающихся и охват образованием детей соответствующего возраста образованием (по программам, по форме получения образования).

Образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инклюзивное образование, дистанционное образование).

Обеспечение равного доступа к качественному образованию (дошкольный  уровень: обеспеченность местами в ДОУ, очередность в сфере дошкольного образования, развитие альтернативных форм, способствующих повышению доступности дошкольного образования.
Школьный уровень: распределение общеобразовательных учреждений на территории региона (муниципального образования), обеспечение транспортной доступности. Уровень профессионального образования: структура сети с позиции удовлетворения запроса населения и экономики региона, вариативность образовательных программ и форм получения образования).

3. Результаты деятельности системы образования

Участие в международных сопоставительных исследованиях.

Учебные результаты (результаты сдачи ЕГЭ, государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов, результаты региональных (муниципальных) мониторинговых исследований образования).

Внеучебные достижения обучающихся (участие в конкурсах и олимпиадах).

Социализация (доля детей и возрасте 7-15 лет, не посещающих школы, трудоустройство, преступность, безнадзорность и беспризорничество).

Востребованность выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда.

4. Условия обучения и эффективность использования ресурсов

Финансирование образования (используемые методы и механизмы финансирования образовательных учреждений, динамика, структура по направлениям и источникам финансирования; расходы на одного учащегося в динамике).

Условия обучения (состояние зданий образовательных учреждений, учебные площади и расчете на одного обучающегося, наполняемость, организация питания, медицинское обслуживание и т.д.).

Оснащенность современным оборудованием и использование современных информационных технологий.

Кадровый потенциал - качественный и количественный состав (возраст, образование, переподготовка, освоение новых технологий), динамика изменений, вакансии, соотношение обучающихся и работников образования.

5. Меры по развитию системы образования

Принятые за последние 2-3 года меры по развитию системы образования в рамках федеральных, региональных, муниципальных программ развития, их фактическая и ожидаемая результативность.

Заключение.

Выводы по проведенному анализу и перспективы развития: по результатам сравнительного анализа данных по разделам 2-4 формируется набор приоритетных задач по улучшению региональной (муниципальной) системы образования с учетом ключевых направлений развития системы образования.

     

     

Информация для включения в Публичный доклад дошкольного образовательного учреждения

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»