Действующий

Методические рекомендации по организации, проведению и обработке данных зимнего маршрутного учета охотничьих животных в России (с алгоритмами расчета численности)

2. Рекомендации по организации учетных работ в субъекте РФ


Зимний маршрутный учет охотничьих животных проводится ежегодно.

Перед началом учетных работ специально уполномоченный орган, ответственный за проведение учетных работ в субъекте РФ (далее - специально уполномоченный орган), определяет общий норматив маршрутных учетов в субъекте РФ в соответствии с приложением 1 и рекомендациями, предусмотренными разделом 1.5.

При распределении объема маршрутов по административным районам необходимо принимать во внимание, как площадь самого района, так и плотность населения основных видов охотничьих животных, обитающих в данном районе. В случаях, когда площадь района большая, а плотность населения основных видов охотничьих животных существенно ниже, чем в других районах, закладка большого числа маршрутов (исходя только из площади района) нецелесообразна, лучше их перераспределить на другие районы с более высокой плотностью населения основных учитываемых видов зверей.

В случаях, если произошли изменения, связанные с расположением маршрутов, или изменилась их протяженность, проводится дополнительное согласование. Плановая ревизия маршрутной сети проводится не реже 1 раза в 3 года.

Специально уполномоченный орган обязан выслать разработанную схему размещения маршрутов на территории субъекта РФ с прилагающимся реестром в федеральный орган исполнительной власти на согласование.

Специально уполномоченный орган планирует контрольные проверки проведенных маршрутных учетов в объеме не менее 10% от запланированного норматива и распределяет их по административным районам в тех же пропорциях, что и маршруты.

Специально уполномоченный орган определяет общий объем троплений и распределяет их по районам с указанием количества троплений по каждому виду учитываемых охотничьих животных. Примерно половину от этого количества троплений, необходимо запланировать на тропления копытных животных, которые рекомендуется проводить с использованием спутникового навигатора. Использование навигатора существенно уменьшит трудозатраты, связанные с определением длины суточного хода вытрапливаемого животного.

Перед началом учетов специально уполномоченный орган тиражирует карточки маршрутных учетов и троплений и направляет их ответственным за учеты в районах. На оборотной стороне бланков карточек маршрутных учетов может быть впечатан фрагмент топографической карты в формате А-4 с утвержденным конкретным маршрутом. На карте следует указать границы категорий угодий. Такие карточки могут направляться ответственным за учеты в районах как в распечатанном, так и в электронном виде. Впечатывание фрагментов топографических карт с нанесенными маршрутами в бланки карточек может проводить и ответственный за учеты в районе, а также пользователи по согласованию.

Специально уполномоченный орган организует и проводит семинары по организации и проведению учетов с ответственными за учеты в районах.

После окончания учетных работ специально уполномоченный орган проводит выбраковку, обработку карточек маршрутных учетов и троплений и расчет показателей численности.

По итогам проведения ЗМУ составляется итоговый отчет с подробным анализом качества поступившего материала; расчетными таблицами численности видов охотничьих животных, учтенных ЗМУ, анализом состояния популяций охотничьих животных; обзором погодных условий в период учета; состоянием кормовой базы учитываемых видов и др.

Специально уполномоченный орган в установленные сроки представляет в федеральный орган исполнительной власти один экземпляр первичных материалов (карточки маршрутов и троплений), а также электронную базу данных маршрутных учетов в виде заполненных форм компьютерной программы с разбивкой по районам и отдельным маршрутам. Отбракованные карточки также должны содержаться в базе данных, но иметь специальную пометку или выделяться в отдельный блок.