Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Департамент охотничьего хозяйства
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"КОНТРОЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ОХОТНИЧЬИХ ЖИВОТНЫХ И СРЕДЫ ИХ ОБИТАНИЯ"

Методические рекомендации
по организации, проведению и обработке данных зимнего маршрутного учета охотничьих животных в России
(с алгоритмами расчета численности)



Составители:

В.С.Мирутенко, Н.В.Ломанова, А.Е.Берсенев, Н.А.Моргунов, О.А.Володина (ФГУ "Центрохотконтроль"), В.А.Кузякин ИПЭЭ РАН, проф., д.б.н., Н.Г.Челинцев, д.б.н.

Рецензенты:

В.И.Машкин, ГНУ ВНИИОЗ им.проф.Б.М.Житкова, гл.науч.сотр., д.б.н., профессор,

В.М.Глушков, ГНУ ВНИИОЗ им.проф.Б.М.Житкова, д.б.н.,

Г.В.Хахин, ФГУ "ВНИИприроды", зав.лаборатории, к.б.н.


Ответственный за выпуск

А.С.Полевов, и.о. начальника отдела ресурсов охотничьих животных Департамента охотничьего хозяйства Минсельхоза России


Методические рекомендации по организации, проведению и обработке данных зимнего маршрутного учета охотничьих животных в России (с алгоритмами расчета численности)

В работе освещены вопросы организации, планирования, проведения зимнего маршрутного учета, а также обработки первичных материалов учета и расчета численности учитываемых видов охотничьих животных.

В основу Методических рекомендаций положены "Методические указания по организации, проведению и обработке зимнего маршрутного учета охотничьих животных в РСФСР (Кузякин, Челинцев, Ломанов, 1990), утвержденные Главным управлением охотничьего хозяйства при Совете Министров РСФСР в 1990 году, "Методические указания по организации и проведению зимнего маршрутного учета охотничьих животных в РСФСР" (Приклонский, Кузякин, 1980) и "Инструкция по зимнему маршрутному учету охотничьих животных" (Приклонский, 1972).

В данных методических рекомендациях использован 18-летний опыт практического применения зимнего маршрутного учета в системе Госохотучета России.

Методические рекомендации предназначены для специалистов в области охотничьего хозяйства

Рекомендовано к изданию Научно-техническим советом Минсельхоза России от 28 мая Протокол N 15.

1. Основные положения

1.1. Сущность методики зимнего маршрутного учета



Зимний маршрутный учет (далее - ЗМУ) применяется для определения плотности населения и численности охотничьих зверей и птиц на больших территориях. ЗМУ относится к методам комплексного учета, т.е. с его помощью можно одновременно определить численность многих видов зверей и оседлых охотничьих птиц.

Методика учета зверей в ЗМУ основана на том, что число пересечений учетным маршрутом следов зверей учитываемого вида прямо пропорционально плотности населения этого вида. В то же время, число пересеченных (учтенных) следов зависит от средней протяженности суточных наследов животных. Чем длиннее суточные наследы, тем больше вероятность пересечений их учетным маршрутом. Всякий учет по следам относится к какому-то определенному отрезку времени, в зимнем маршрутном учете - к одним суткам. Таким образом, для определения плотности населения зверей (числа особей на единицу площади) нужно определить два показателя: 1) среднее число пересечений суточных наследов учитываемых видов зверей на 10 км маршрута; 2) среднюю длину суточного хода зверей, на основе которого вычисляется пересчетный коэффициент.

В простом виде формула расчета плотности населения для каждого отдельного вида зверей выглядит следующим образом:

,


где D - число зверей, приходящихся в среднем на 1000 га площади угодий, А - показатель учета (среднее число пересечений суточных следов зверей данного вида, приходящееся в среднем на 10 км учетных маршрутов), К - пересчетный коэффициент, равный 1,57/L, где 1,57 - число "Пи", деленное на 2; L - средняя длина суточного хода данного вида зверя в км.

В соответствии с этим ЗМУ состоит из двух частей:

1) определение показателя учета А (эту часть учета часто называют "относительным маршрутным учетом");

2) определение пересчетного коэффициента К.

Пересчетный коэффициент определяется при помощи троплений суточных наследов зверей с последующим расчетом средней для каждого вида зверей длины суточного хода.

Учет охотничьих птиц при ЗМУ проводится одновременно с подсчетом следов зверей. Сущность методики учета птиц состоит в том, что для птиц каждого вида определяются среднее число птиц, приходящееся в среднем на 10 км учетных маршрутов - "показатель учета", и расстояния обнаружений птиц, из которых вычисляется ширина учетной полосы (в км).

Плотность населения птиц каждого вида (в особях на 1000 га) получается умножением показателя учета на пересчетный коэффициент, связанный с шириной учетной полосы.

1.2. Территория, где возможно проведение ЗМУ


Для проведения зимнего маршрутного учета зверей пригодна большая часть территории Российской Федерации за исключением регионов без снега, всей тундровой зоны с очень плотным снегом (где не отпечатываются или плохо отпечатываются следы многих видов зверей), а также высокогорий. На юге России и в Калининградской области для проведения ЗМУ нужно использовать короткие периоды, когда появляется хотя бы временный снежный покров.

1.3. Виды животных, подлежащие учету


Зимний маршрутный учет относится к методам комплексного учета, с его помощью можно одновременно определить численность многих видов охотничьих зверей: лося, косуль, рыси, волка, лисицы, корсака, соболя, куниц, хорей, росомахи, горностая, колонка, белки, зайцев; кабана, благородного и пятнистого оленей в пределах их естественного ареала. Одновременно можно определить численность охотничьих птиц: рябчика, тетерева, обыкновенного и каменного глухарей, дикуши, белой, серой, тундряной, бородатой (даурской) куропаток, фазана. По видам, которые недостаточно хорошо учитываются методом ЗМУ (выдра, норки, песец, таежная популяция дикого северного оленя) можно получить относительные показатели плотности населения в виде показателей учета (среднее число следов на 10 км маршрута).

1.4. Регламент работ по организации и проведению зимнего маршрутного учета в субъекте РФ

     
Таблица 1

Территория проведения

Исполнители:

учетов, сроки проведения организационных работ и учетов*

Специально уполномоченный орган и его территориальные подразделения в районах

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на основе долгосрочных лицензий (далее - пользователи)

________________

* Указаны предельные сроки проведения учетных работ. Специально уполномоченный орган вправе изменить, в том числе и сократить, срок проведения зимнего маршрутного учета.


До 1 января.

Завершить организацию и планирование учетных работ в регионе:

- определить и распределить объем учетных маршрутов и троплений по исполнителям;

- запланировать и разместить (или подтвердить разработанную ранее) постоянную сеть учетных маршрутов (при необходимости скорректировать и согласовать с пользователями изменения в схеме учетных маршрутов);

- согласовать разработанную постоянную сеть учетных маршрутов с федеральным органом исполнительной власти;

- провести инструктаж исполнителей учета;

- размножить и распределить карточки маршрутов и троплений между исполнителями учетных работ;

- составить план проведения контрольных учетов.

Для регионов с неустойчивым снежным покровом - с установлением снежного покрова по 1 марта;

Европейская часть РФ, Сибирь и Дальний Восток - с 5 января по 5 марта.

Провести учетные работы (маршруты и тропления).

Провести полевой контроль качества проведения учетов пользователями.

Провести учетные работы (маршруты и тропления).

Провести полевой контроль качества проведения учетов.

Регионы с неустойчивым снежным покровом - до 5 марта;

Европейская часть РФ, Сибирь и Дальний Восток - до 15 марта.

Организовать сбор учетного материала (карточек маршрутов и троплений) у пользователей.

Организовать сбор и передачу ответственным за учеты в районе учетного материала (карточек маршрутов и троплений).

Регионы с неустойчивым снежным покровом - до 10 марта;

Европейская часть РФ, Сибирь и Дальний Восток - до 20 марта.

Один экземпляр первичных материалов (карточек маршрутов и троплений) выслать по почте в федеральный орган исполнительной власти для проведения независимого контроля качества учетных работ и определения показателей численностей охотничьих животных. Карточки маршрутных учетов группируются по административным районам.

До 1 апреля.

Провести выбраковку и представить в федеральный орган исполнительной власти в виде электронной базы данных или заполненных форм компьютерной программы первичный материал маршрутного учета с разбивкой по районам на уровне отдельных маршрутов.

До 10 мая.

1. Провести обработку первичного учетного материала и расчет численности охотничьих животных с использованием пересчетных коэффициентов, централизованно рассчитанных в ФГУ "Центрохотконтроль".

2. Подготовить итоговый отчет по ЗМУ.

     

     

1.5. Объем учетного материала


Точность оценки численности каждого вида зверей в значительной степени определяется статистической ошибкой, которая, в первую очередь, зависит от количества и протяженности учетных маршрутов, степени неравномерности размещения животных на территории и количества вытропленных наследов.

В основу усовершенствованных нормативов маршрутных учетов и троплений был положен тот же подход, который применялся при разработке "Нормативов объемов работ и затрат на проведение зимнего маршрутного учета охотничьих животных в РСФСР", (Кузякин, Ломанов, Челинцев, 1990).

Нормативы объемов маршрутных учетов для субъектов РФ были определены на основе фактических статистических ошибок учета, рассчитанных по многолетним материалам учетов основных охотничьих видов зверей (лося, косуль, благородного оленя, соболя). При определении нормативов также принимались во внимание особенности каждого региона: общая площадь территории, плотность сельского населения, число населенных пунктов, наличие основных видов охотничьих животных, доступность в зимнее время территории для учетов.

Нормативы объемов работ на проведение зимних маршрутных учетов в субъектах РФ, обеспечивающие необходимую для целей государственного учета и мониторинга точность оценки расчетов численности охотничьих животных со статистической ошибкой не больше 10-15%, приведены в приложении 1.

При использовании ЗМУ для оценки численности охотничьих животных в административных районах и охотничьих хозяйствах с такой же точностью требуется значительно (в несколько раз) увеличить объем учетных работ.

Приведенный общий объем троплений для каждого субъекта РФ (приложение 1) исходит из возможности централизованного определения пересчетных коэффициентов на основе материалов, полученных непосредственно в данном субъекте РФ в конкретном году, а также сведений по данному региону за ряд лет (не менее 10 лет). В отдельных случаях допускается привлечение аналогичных данных (по конкретному году) из смежных регионов. Только в этом случае можно обеспечить точность определения пересчетных коэффициентов по каждому виду зверей для данного субъекта РФ со статистической ошибкой не более 10%.

________________

Для определения пересчетных коэффициентов по каждому виду охотничьих животных со статистической ошибкой не более 10% по данным, полученным непосредственно в субъекте РФ, в данном учетном году без привлечения дополнительных материалов потребуется увеличить число троплений в десятки раз. Опытным путем установлено, что для определения пересчетных коэффициентов с такой точностью необходимо провести в течение учетного периода не менее 100 троплений по каждому учитываемому виду зверей. При этом надо принимать во внимание, что для определения пересчетного коэффициента должны использоваться тропления, которые по итогам выбраковки были признаны достоверными.


Приведенные в приложении 1 нормативы для субъекта РФ опираются на маршруты и тропления, выполненные с соблюдением методических требований, и могут быть изменены лишь в сторону их увеличения.

2. Рекомендации по организации учетных работ в субъекте РФ


Зимний маршрутный учет охотничьих животных проводится ежегодно.

Перед началом учетных работ специально уполномоченный орган, ответственный за проведение учетных работ в субъекте РФ (далее - специально уполномоченный орган), определяет общий норматив маршрутных учетов в субъекте РФ в соответствии с приложением 1 и рекомендациями, предусмотренными разделом 1.5.

При распределении объема маршрутов по административным районам необходимо принимать во внимание, как площадь самого района, так и плотность населения основных видов охотничьих животных, обитающих в данном районе. В случаях, когда площадь района большая, а плотность населения основных видов охотничьих животных существенно ниже, чем в других районах, закладка большого числа маршрутов (исходя только из площади района) нецелесообразна, лучше их перераспределить на другие районы с более высокой плотностью населения основных учитываемых видов зверей.

В случаях, если произошли изменения, связанные с расположением маршрутов, или изменилась их протяженность, проводится дополнительное согласование. Плановая ревизия маршрутной сети проводится не реже 1 раза в 3 года.

Специально уполномоченный орган обязан выслать разработанную схему размещения маршрутов на территории субъекта РФ с прилагающимся реестром в федеральный орган исполнительной власти на согласование.

Специально уполномоченный орган планирует контрольные проверки проведенных маршрутных учетов в объеме не менее 10% от запланированного норматива и распределяет их по административным районам в тех же пропорциях, что и маршруты.

Специально уполномоченный орган определяет общий объем троплений и распределяет их по районам с указанием количества троплений по каждому виду учитываемых охотничьих животных. Примерно половину от этого количества троплений, необходимо запланировать на тропления копытных животных, которые рекомендуется проводить с использованием спутникового навигатора. Использование навигатора существенно уменьшит трудозатраты, связанные с определением длины суточного хода вытрапливаемого животного.

Перед началом учетов специально уполномоченный орган тиражирует карточки маршрутных учетов и троплений и направляет их ответственным за учеты в районах. На оборотной стороне бланков карточек маршрутных учетов может быть впечатан фрагмент топографической карты в формате А-4 с утвержденным конкретным маршрутом. На карте следует указать границы категорий угодий. Такие карточки могут направляться ответственным за учеты в районах как в распечатанном, так и в электронном виде. Впечатывание фрагментов топографических карт с нанесенными маршрутами в бланки карточек может проводить и ответственный за учеты в районе, а также пользователи по согласованию.

Специально уполномоченный орган организует и проводит семинары по организации и проведению учетов с ответственными за учеты в районах.

После окончания учетных работ специально уполномоченный орган проводит выбраковку, обработку карточек маршрутных учетов и троплений и расчет показателей численности.

По итогам проведения ЗМУ составляется итоговый отчет с подробным анализом качества поступившего материала; расчетными таблицами численности видов охотничьих животных, учтенных ЗМУ, анализом состояния популяций охотничьих животных; обзором погодных условий в период учета; состоянием кормовой базы учитываемых видов и др.

Специально уполномоченный орган в установленные сроки представляет в федеральный орган исполнительной власти один экземпляр первичных материалов (карточки маршрутов и троплений), а также электронную базу данных маршрутных учетов в виде заполненных форм компьютерной программы с разбивкой по районам и отдельным маршрутам. Отбракованные карточки также должны содержаться в базе данных, но иметь специальную пометку или выделяться в отдельный блок.

3. Рекомендации по организации учетных работ в административном районе

3.1. Организация проведения учетных работ


Перед началом учетных работ ответственный за учеты в районе намечает или подтверждает разработанную ранее сеть постоянных маршрутов. На закрепленных территориях размещение маршрутной сети предварительно согласовывается с пользователями. На территорию административного района составляется схема учетных маршрутов на основе крупномасштабной топографической карты, на которой должны быть нанесены границы административного района, охотничьих хозяйств, категорий угодий (лесные, полевые, болотные), а также реки, ручьи, озера, дороги (в том числе зимние). К схеме маршрутов обязательно должен прилагаться реестр с обязательным указанием двойного номера маршрута (первое число которого означает порядковый номер района, второе через дефис - номер маршрута), месторасположение каждого маршрута и его протяженность в километрах в целом и по категориям угодий. Длина маршрута в разных категориях угодий проставляется с округлением до 0,1 км.

Затем проводится согласование схем со специально уполномоченным органом. Расположение маршрутов должно быть постоянным из года в год. Расположение маршрутов на закрепленных территориях может быть изменено по согласованию сторон, с обязательным занесением изменений в реестр.

Выделенный на район объем троплений распределяется ответственным за учеты в районе по всем исполнителям. Вид животного, намеченный для тропления, указывается ответственным за учеты в районе в карточке тропления.

Ответственный за учеты в районе проводит инструктаж исполнителей. Учетчикам подробно разъясняются все требования настоящих Методических рекомендаций, порядок проведения учетов и сроки представления учетных материалов. Все учетчики обеспечиваются бланками карточек маршрутных учетов и троплений. Если исполнители не имеют полного текста Методических рекомендаций, то они обеспечиваются распечатками разделов 4.1 и 4.2 в качестве подробной инструкции.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»