Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД

     

О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2009 году

Государственный доклад "О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2009 году" (далее - Государственный доклад) подготовлен Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 1995 года N 444 "О подготовке ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" с учетом информации и аналитических разработок федеральных органов исполнительной власти, материалов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и данных научных исследований в этой области за 2009 год. Прогноз чрезвычайных ситуаций на 2010 год выполнен Всероссийским центром мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (Центром "Антистихия").

Государственный доклад одобрен решением Правительственной комиссии (протокол от 3 марта 2010 года N 1) и поручением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2010 года N ИШ-П4-2117.

В разработке Государственного доклада приняли участие: Р.Х.Цаликов, В.А.Пучков, А.П.Чуприян, С.В.Шапошников, В.Г.Садиков, Э.Э.Дзнеладзе, С.Б.Карязин, С.В.Савелов, В.А.Акимов, В.П.Сломянский, А.Ю.Пахомов.

Отзывы и предложения присылать в Департамент гражданской защиты МЧС России:

121357, Москва, ул.Ватутина, д.1.

© МЧС России, 2010
©ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2010

     

     

     
Введение


В 2009 году основные усилия координационных органов, органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) были направлены на решение задач по дальнейшему совершенствованию защиты населения и территории страны от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Проведение государственной политики в этой области, как одной из основных составляющих системы национальной безопасности, осуществлялось Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями на основе разграничения полномочий по защите населения и территорий от ЧС.

Основные задачи и мероприятия, в области предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в соответствии с федеральными и территориальными целевыми программами, а также решениями Правительства Российской Федерации, в целом выполнены.

Осуществлена система мероприятий по снижению рисков возникновения ЧС, снижению размеров ущерба и потерь от них на основе мониторинга производственной сферы и планового проведения на этой основе системы предупредительных мероприятий по основным направлениям деятельности РСЧС.

В федеральных органах исполнительной власти и субъектах Российской Федерации совершенствовалась единая система антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год, включающая в себя как мероприятия, финансируемые из федерального бюджета, так и меры, реализуемые субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно.

Возросли возможности органов управления и сил РСЧС по выполнению возложенных на них задач, продолжалась работа по созданию и совершенствованию единых дежурно-диспетчерских служб. Развивалась автоматизированная информационно-управляющая система РСЧС.

Целенаправленно развивалась нормативная правовая база, регламентирующая деятельность РСЧС. Впервые органы местного самоуправления были наделены полномочиями издания нормативных актов в сфере гражданской обороны и пожарной безопасности. Благодаря совместной деятельности органов государственной власти всех уровней за последнее время в основном сформировалась нормативная правовая база по защите населения и территорий от ЧС и обеспечению пожарной безопасности.

Продолжалось совершенствование системы материально-технического обеспечения сил РСЧС и оснащение пожарно-спасательных подразделений новой универсальной спасательной техникой, обеспечивающей эффективное выполнение аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Улучшились страховая и социальная защита личного состава аварийно-спасательных сил, организация реабилитации спасателей, пострадавших при выполнении возложенных на них задач.

В Государственном докладе представлены:

статистические данные о ЧС, произошедших в 2009 году, и оценка их опасности;

обобщенные данные и анализ результатов деятельности функциональных и территориальных подсистем РСЧС по основным направлениям и задачам, предусмотренным на 2009 год;

анализ состояния пожарной безопасности и основные результаты деятельности пожарной охраны и надзорно-профилактической деятельности;

анализ состояния безопасности людей на водных объектах;

перечень выполненных мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;

основные направления государственного регулирования деятельности РСЧС;

прогноз ЧС на 2010 год;

общие выводы и оценка состояния защиты населения, территорий и окружающей среды от ЧС и предложения по дальнейшему совершенствованию защиты населения и территорий Российской Федерации от ЧС природного и техногенного характера.     

     

Часть I. Основные показатели состояния защиты населения

Глава 1. Потенциальные опасности для жизнедеятельности населения и территорий

1.1. Статистические данные о чрезвычайных ситуациях в 2009 году


На территории Российской Федерации произошло 429 чрезвычайных ситуаций (ЧС), в том числе локальных - 204, муниципальных - 186, межмуниципальных - 22, региональных - 16, федеральных - 1. В результате ЧС погибло 734, пострадало 3020 человек.

Наибольшее количество ЧС произошло в Сибирском (127) и Южном (77) федеральных округах.

Показатели по видам чрезвычайных ситуаций. В отчетном году произошло: 265 ЧС техногенного характера, в результате которых погибло 684 чел., пострадало 2246 чел.; 139 ЧС природного характера - погибло 17 чел., пострадало 624 чел.; 21 биолого-социальная ЧС - погибших и пострадавших нет.

В 4 террористических актах погибло 33 чел., пострадало 150 человек.

На территории Российской Федерации не зарегистрировано техногенных ЧС, связанных с пожарами на сельскохозяйственных объектах, гидродинамическими авариями и авариями с выбросом опасных биологических веществ, а также природных ЧС, связанных со сходом снежных лавин; биолого-социальных ЧС, связанных с инфекционной заболеваемостью людей.

Сведения о ЧС, произошедших в 2009 году на территории Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации, представлены в табл.1.1 и 1.2 соответственно.

Сравнительная характеристика ЧС, произошедших на территории Российской Федерации в 2008 и 2009 годах, представлена в табл.1.3.

Структура количественных показателей ЧС по их видам приведена на рис.1.1, а число погибших и пострадавших - на рис.1.2 и 1.3.

Рис.1.1. Структура количественных показателей по видам ЧС

Таблица 1.1  

     
Сведения о чрезвычайных ситуациях, произошедших на территории Российской Федерации в 2009 году

Чрезвычайные ситуации по характеру и виду источников

Классификация чрезвычайных ситуаций

Количество,
чел.

возникновения

всего

ло-
каль-
ных

муни-
ци-
паль-
ных

меж-
муни-
ци-
паль-
ных

ре-
гио-
наль-
ных

меж-
ре-
гио-
наль-
ных

фе-
де-
раль-
ных

по-
гиб-
ло

пос-
тра-
дало

Техногенные ЧС*

265

180

76

4

4

0

1

684

2246

_______________

* Без учета пожаров в соответствии с приказом МЧС России от 24.02.2009 N 92 (учет пожаров и их последствий осуществляется в соответствии с Порядком учета пожаров и их последствий, утвержденным приказом МЧС России от 24.11.2008 N 714 (зарегистрирован в Минюсте России 12.12.2008, регистрационный N 12842, информации о ЧС не отражается).


Аварии грузовых и пассажирских поездов

23

16

6

0

1

0

0

30

151

Аварии грузовых и пассажирских судов

30

26

4

0

0

0

0

18

36

Авиационные катастрофы

29

24

5

0

0

0

0

79

43

ДТП с тяжкими последствиями**

85

58

27

0

0

0

0

372

524

_______________

** Автомобильные катастрофы, в которых погибло 5 и более человек.


Аварии на магистральных и внутрипромысловых нефтепроводах

11

5

6

0

0

0

0

2

0

Аварии на магистральных газопроводах

13

6

5

0

2

0

0

0

9

Взрывы в зданиях, на коммуникациях, технологическом оборудовании промышленных объектов

3

2

1

0

0

0

0

21

128

Взрывы в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения

19

13

6

0

0

0

0

57

148

Обнаружение (утрата) неразорвавшихся боеприпасов, взрывчатых веществ

5

5

0

0

0

0

0

1

5

Аварии с выбросом (угрозой выброса) АХОВ

9

8

1

0

0

0

0

4

13

Аварии с выбросом (угрозой выброса) РВ***

7

7

0

0

0

0

0

0

0

_______________

*** Обнаружение источников ионизирующего излучения.

Внезапное обрушение производственных зданий, сооружений, пород

4

4

0

0

0

0

0

8

5

Обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения

7

4

3

0

0

0

0

16

13

Аварии на электроэнергетических системах

10

1

3

4

1

0

1

75

1156

Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения

6

0

6

0

0

0

0

0

15

Аварии на тепловых сетях в холодное время года

4

1

3

0

0

0

0

1

0

Террористические акты

4

3

1

0

0

0

0

33

150

Природные ЧС

139

13

98

16

12

0

0

17

624

Землетрясения****, извержения вулканов

10

0

0

10

0

0

0

0

0

_______________

**** Землетрясения и извержения вулканов, приведшие к возникновению ЧС.

Опасные геологические явления (оползни, сели, обвалы, осыпи)

2

1

0

1

0

0

0

5

1

Бури, ураганы, смерчи, шквалы

2

0

1

1

0

0

0

0

64

Сильный дождь, сильный снегопад, крупный град

9

0

4

4

1

0

0

0

0

Заморозки, засуха

10

0

0

0

10

0

0

0

0

Морские опасные гидрологические явления (сильное волнение, напор льдов, обледенение судов)

1

1

0

0

0

0

0

5

1

Отрыв прибрежных льдов

10

4

5

0

1

0

0

0

478

Опасные гидрологические явления

5

0

5

0

0

0

0

2

75

Крупные природные пожары*****

90

7

83

0

0

0

0

5

5

_______________

***** Природные пожары, площадь очагов которых составляет 25 га и более для наземной охраны лесов и 200 га и более - для авиационной охраны лесов.

Биолого-социальные ЧС

21

8

11

2

0

0

0

0

0

Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных

18

8

10

0

0

0

0

0

0

Поражения сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями

3

0

1

2

0

0

0

0

0

Итого:

429

204

186

22

16

0

1

734

3020

     

     

Таблица 1.2  

     
Сведения о чрезвычайных ситуациях, произошедших в 2009 году по субъектам Российской Федерации

Субъект Российской Федерации

Техно-ген-

Тер-
акты,

При-
род-

Био-
лого-

ЧС
всех

Ущерб,
млн.руб.*

Количество, чел.

ные
ЧС

ед.

ные
ЧС,
ед.

соци-
аль-
ные
ЧС,
ед.

видов,
ед.

по-
гиб-
ло

по-
стра-
дало

_______________

* Данные по ущербу представлены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Дальневосточный федеральный округ

19

0

11

3

33

1440,84

52

197

Приморский край

4

0

2

0

6

540,26

15

22

Хабаровский край

8

0

0

0

8

238,75

15

15

Амурская область

0

0

1

2

3

0,67

5

5

Камчатский край

2

0

0

0

2

46,80

1

2

Магаданская область

0

0

2

0

2

0

2

0

Сахалинская область

3

0

5

0

8

160,00

0

153

Еврейская автономная область

0

0

1

1

2

454,36

0

0

Чукотский автономный округ

0

0

0

0

0

0

0

0

Республика Саха (Якутия)

2

0

0

0

2

0

14

0

Сибирский федеральный округ

34

0

88

5

127

46062,81

166

217

Республика Алтай

1

0

0

3

4

22,00

7

4

Алтайский край

3

0

1

0

4

6,68

10

76

Кемеровская область

4

0

0

0

4

48,91

13

10

Новосибирская область

4

0

0

0

4

1,50

8

37

Омская область

2

0

1

0

3

33,09

7

4

Томская область

1

0

0

0

1

0

0

0

Республика Тыва

2

0

3

1

6

0

3

21

Республика Хакасия

1

0

0

1

2

40000,00

75

21

Красноярский край

6

0

3

0

9

13,80

24

25

Республика Бурятия

0

0

41

0

41

5418,13

0

0

Иркутская область

8

0

6

0

14

0

13

17

Забайкальский край

2

0

33

0

35

518,70

6

2

Уральский федеральный округ

17

0

0

0

17

203,81

53

1274

Курганская область

0

0

0

0

0

0

0

0

Свердловская область

6

0

0

0

6

2,49

16

119

Тюменская область

3

0

0

0

3

42,95

1

1

Челябинская область

2

0

0

0

2

10,00

9

12

Ханты-Мансийский автономный округ

5

0

0

0

5

147,05

18

1142

Ямало-Ненецкий автономный округ

1

0

0

0

1

1,32

9

0

Приволжский федеральный округ

52

0

8

0

60

19100,98

111

161

Республика Башкортостан

5

0

1

0

6

3205,08

13

26

Республика Марий Эл

1

0

1

0

2

2,78

2

15

Республика Мордовия

2

0

0

0

2

0

10

1

Республика Татарстан

3

0

1

0

4

2202,00

10

3

Удмуртская Республика

2

0

0

0

2

5

3

Чувашская Республика

1

0

0

0

1

0,10

0

0

Кировская область

1

0

0

0

1

0,61

0

0

Оренбургская область

3

0

1

0

4

5472,01

6

16

Пензенская область

0

0

0

0

0

0

0

0

Пермский край

9

0

0

0

9

4,99

11

7

Самарская область

10

0

2

0

12

4446,60

17

29

Саратовская область

8

0

1

0

9

3027,11

7

19

Ульяновская область

2

0

1

0

3

739,38

10

12

Нижегородская область

5

0

0

0

5

0,32

20

30

Северо-Западный федеральный округ

33


0

15

1

49


128,3

41

399

Республика Карелия

3

0

6

0

9

78,78

5

1

Архангельская область

3

0

0

0

3

13,60

7

2

Вологодская область

9

0

0

0

9

0

7

2

Ленинградская область

8

0

3

1

12

0

18

238

г.Санкт-Петербург

3

0

2

0

5

0

0

36

Мурманская область

2

0

0

0

2

14,66

3

12

Новгородская область

0

0

0

0

0

0

0

0

Псковская область

2

0

2

0

4

1,65

1

13

Ненецкий автономный округ

1

0

0

0

1

0

0

0

Республика Коми

1

0

0

0

1

18,00

0

15

Калининградская область

1

0

2

0

3

1,61

0

80

Центральный федеральный округ

64

0

1

1

66

358,81

119

465

Белгородская область

0

0

0

0

0

0

0

0

Брянская область

1

0

0

0

1

0,13

0

0

Владимирская область

1

0

0

0

1

0

14

4

Воронежская область

4

0

0

1

5

62,20

11

43

Ивановская область

0

0

0

0

0

0

0

0

Калужская область

1

0

0

0

1

0

2

0

Костромская область

1

0

0

0

1

2,10

0

1

Курская область

0

0

0

0

0

0

0

0

Липецкая область

2

0

0

0

2

3,40

6

4

Московская область

13

0

1

0

14

37,74

28

148

Орловская область

2

0

0

0

2

8,00

3

18

Рязанская область

0

0

0

0

0

0

0

0

Смоленская область

0

0

0

0

0

0

0

0

Тамбовская область

3

0

0

0

3

2,63

5

62

Тверская область

4

0

0

0

4

46,11

27

104

Тульская область

1

0

0

0

1

0

0

6

Ярославская область

3

0

0

0

3

0

2

16

г.Москва

28

0

0

0

28

196,50

21

59

Южный федеральный округ

46

4

16

11

77

6437,94

192

307

Республика Адыгея

0

0

0

0

0

0

0

0

Республика Дагестан

9

1

3

0

13

1764,32

38

35

Республика Ингушетия

3

2

0

0

5

65,23

39

153

Кабардино-Балкарская Республика

3

0

1

0

4

120,51

19

4

Республика Калмыкия

0

0

1

3

4

12,16

0

0

Карачаево-Черкесская Республика

1

0

0

0

1

650,00

7

2

Республика Северная Осетия - Алания

2

0

0

2

4

3,11

3

7

Чеченская Республика

2

1

1

0

4

8,60

7

4

Краснодарский край

10

0

0

0

10

3,70

25

44

Ставропольский край

5

0

2

4

11

58,52

12

15

Астраханская область

2

0

1

0

3

373,70

9

10

Волгоградская область

1

0

6

0

7

3344,39

6

2

Ростовская область

8

0

1

2

11

33,70

27

31