РЕШЕНИЕ
от 18 марта 2009 года N 23
Об основных этапах формирования единой таможенной территории таможенного союза
____________________________________________________________________
Утратило силу с 14 апреля 2019 года на основании
решения Коллегии ЕЭК от 12 марта 2019 года N 30
____________________________________________________________________
Комиссия таможенного союза
решила:
1. Принять к сведению информацию российской Стороны о концептуальных предложениях по содержанию и срокам основных этапов формирования единой таможенной территории (прилагается).
2. Просить Стороны в срок до 1 апреля 2009 года провести внутригосударственное рассмотрение концептуальных предложений, указанных в пункте 1 настоящего Решения, и направить предложения и замечания российской Стороне.
3. Российской Стороне доработать концептуальные предложения по содержанию и срокам основных этапов формирования единой таможенной территории с учетом предложений Сторон и внести на очередное заседание Комиссии.
Члены Комиссии таможенного союза:
От Республики Беларусь
А.Кобяков
От Республики Казахстан
В.Школьник
От Российской Федерации
И.Шувалов
Основной задачей создания таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в рамках Евразийского экономического сообщества является формирование единой таможенной территории, на которой в отношении товаров, происходящих с этой территории, а также товаров из третьих стран, выпущенных в свободное обращение на ней, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера.
При этом государствами-участниками применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.
Предлагаются следующие основные этапы формирования единой таможенной территории таможенного союза и сроки их завершения.
В ходе этого этапа необходимо решить две основные задачи, направленных на формирование единой таможенной территории:
- завершение подготовки нормативно-правовой базы;
- организация процесса переноса видов государственного контроля на внешний контур единой таможенной территории.
Для организации переноса всех видов государственного контроля на внешний контур единой территории:
до 1 июля 2009 года
Разработать и согласовать органами государственного контроля План по переносу всех видов контроля, кроме пограничного, на внешнюю границу таможенного союза, включающих мероприятия:
подготовительного периода, позволяющие начать процесс переноса таможенного контроля (срок завершения - 1 июля 2010 года):
- по оценке уровня развития материально-технической базы на внешней границе таможенного союза, разработка и осуществление, при необходимости, мероприятий по дополнительному обустройству, обеспечивающему необходимую эффективность реализации контрольных функций;
- по оценке и доведению до необходимого уровня унификации методов, процедур и технологий контроля;
- по оценке уровня подготовки персонала, координация работ по повышению его квалификации, обеспечение контроля деятельности персонала;
- по обеспечению обмена необходимой информацией и осуществлению взаимодействия при контроле перемещения (внутреннего и международного транзита) на единой таможенной территории товаров и транспортных средств;
- дополнительные меры переходного периода, направленные на компенсацию возможных негативных последствий переноса контроля на внешние границы, такие как
- механизмы осуществления совместного контроля на внешних границах;
- усиление взаимодействия правоохранительных органов;
обеспечивающие устойчивое функционирование единой таможенной территории после переноса всех видов контроля на внешнюю границу (срок завершения - 1 июля 2011 года):
- внедрение единых стандартов материально-технического оснащения внешней границы;
- принятие единой методологии применения форм и методов контроля;
- введение единой системы подготовки кадров и оценки квалификации;
- введение единой информационной системы контроля перемещения товаров и транспортных средств на единой таможенной территории;
- введение единой информационной системы взаимодействия пограничных и таможенных служб, предусматривающей интеграцию в нее информационных систем других контролирующих органов государств таможенного союза.
С 1 июля 2009 года начать реализацию Плана по переносу всех видов контроля, кроме пограничного, на внешнюю границу таможенного союза.
В части завершения формирования нормативно-правовой базы таможенного союза:
До 1 октября 2009 года:
Разработать и принять Таможенный кодекс таможенного союза, а также нормативно-правовую базу в развитие его положений по единообразному практическому применению форм и методов таможенного контроля и таможенного оформления, технологий контроля перемещения товаров и транспортных средств, определяющих:
- единые правила декларирования товаров;
- единые таможенные режимы;
- единую методологию определения таможенной стоимости;
- единые правила начисления и взимания таможенных платежей;
- единые правила таможенного оформления и таможенного контроля, включая использование единых форм документов, единые сроки проведения таможенных процедур.
Разработать и принять международные договоры по взиманию акцизов, НДС при импорте товаров из третьих стран.
До 1 января 2010 года:
- утвердить Единый таможенный тариф таможенного союза;
- сформировать единую систему мер нетарифного регулирования таможенного союза;
- определить сроки передачи Комиссии таможенного союза полномочий в области таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности;
- разработать механизм зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин и акцизов;
- осуществить анализ действующих торговых режимов России, Белоруссии и Казахстана по отношению к третьим странам, выявить имеющиеся различия и достичь договоренности по их унификации;
- разработать единую методологию ведения статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли таможенного союза;
- провести анализ действующих ограничительных мер экономического характера во взаимной торговле, выявить причины их введения ограничений и достичь договоренности об условиях отмены, включая единые правила конкуренции, субсидирования и оказания государственной помощи в других формах.
С 1 января 2010 года обеспечить:
- ведение единого таможенно-тарифного (включая льготы, преференции) и нетарифного регулирования:
- Единый таможенный тариф;
- систему мер нетарифного регулирования;
- передачу Комиссии таможенного союза полномочий в области таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности;
- начало формирования Комиссией таможенного союза единого торгового режима с третьими странами;
- отмену на российско-казахстанской границе таможенного оформления в отношении товаров, происходящих из России и Казахстана.
С 1 апреля 2010 года начать:
- опытную эксплуатацию и отладку информационного обмена между таможенными службами для целей контроля перемещения товаров и транспортных средств на единой таможенной территории (контроль внутреннего и международного транзита), а также опытное введение статистики взаимной торговли;
- использование в тестовом режиме механизма зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин и акцизов.
С 1 июля 2010 года:
- ввести в действие Таможенный кодекс таможенного союза и принятую в его развитие единую методологическую базу:
- осуществлять таможенное оформление товаров и транспортных средств с использованием единых форм документов, включая помещение под экономические режимы, в таможенном органе государства-члена таможенного союза, резидентом которого является участник внешнеэкономической деятельности;
- ввести механизм зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин и акцизов;
- ввести статистику внешней торговли и статистики взаимной торговли;
- перенести контрольные функции в отношении товаров третьих стран с российско-белорусской границы на внешнюю границу Республики Беларусь. Предусмотреть переходный период, в течение которого в местах таможенного оформления на территории Республики Беларусь будет осуществляться мониторинг таможенного оформления при временном сохранении отдельных форм таможенного контроля на российско-белорусской границе;
- отменить таможенное оформление товаров третьих стран, перемещаемых с территории РФ на территорию РК при сохранении отдельных форм таможенного контроля в отношении товаров третьих стран, перемещаемых с территории РК на территорию РФ.
В части администрирования экспорта:
- государства-члены таможенного союза сохраняют возможность самостоятельного определения ставок вывозных таможенных пошлин;
- суммы вывозных таможенных пошлин зачисляются в бюджет государства-члена таможенного союза, в котором произведен товар;
- государства-члены таможенного союза сохраняют возможность самостоятельно определять и применять меры нетарифного регулирования экспорта отдельных видов товаров (продукция военного и двойного назначения, товары сырьевой группы);
- возможность проведения самостоятельной политики в указанных областях регулирования экспорта обеспечивается исполнением взаимных обязательств в рамках договорно-правовой базы таможенного союза.
К 1 июля 2011 года:
- завершить выполнение мероприятий Плана по переносу всех видов контроля, кроме пограничного, на внешнюю границу таможенного союза, обеспечивающих устойчивое функционирование единой таможенной территории после переноса;
- завершить переговоры с третьими странами по унификации торговых режимов на основании достигнутых ранее договоренностей сторон.
С 1 июля 2011 года:
перенести оставшиеся контрольные функции, кроме пограничных, с российско-казахстанской границы на внешнюю границу Республики Казахстан при реализации на ней механизмов совместного контроля.
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт
Комиссии таможенного союза
http://www.tsouz.ru
по состоянию на 16.02.2010