ПРИКАЗ
от 9 февраля 2010 года N 31
(с изменениями на 20 сентября 2021 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минтранса России от 20 сентября 2021 года N 319 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.09.2021, N 0001202109240008).
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 872 "Об утверждении Правил осуществления контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 48, ст.5620)
приказываю:
Министр
И.Левитин
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
2 марта 2010 года,
регистрационный N 16540
Типовая схема организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в железнодорожных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации
(с изменениями на 20 сентября 2021 года)
1. Настоящая Типовая схема определяет последовательность осуществления государственными контрольными органами основных контрольных действий в железнодорожных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
2. Пограничный и таможенный контроль, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иные виды государственного контроля (далее - государственный контроль) в железнодорожных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - пункты пропуска) осуществляются подразделениями органов пограничного, таможенного и иных видов государственного контроля (далее - государственные контрольные органы) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. При осуществлении контрольных действий подразделения государственных контрольных органов применяют средства и методы государственного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Путем координации деятельности государственные контрольные органы и перевозчик обязаны принимать все возможные меры по минимизации времени проведения государственного контроля и недопущению необоснованных задержек движения поездов международного сообщения (далее - поезда).
В случае выявления нарушений, вызывающих задержку поезда, должностное лицо государственного контрольного органа информирует начальника поезда и дежурного по железнодорожной станции о причинах и предполагаемой продолжительности задержки.
5. За 1 час до прибытия поезда дежурный по железнодорожной станции информирует контрольные органы о прибытии поезда в пункт пропуска.
6. На электрифицированных участках железных дорог государственный контроль вагонов и локомотива начинается только после отключения напряжения в контактной сети.
7. Проведение маневровых работ на смежных железнодорожных путях во время пограничного контроля поездов не допускается.
8. Работники поездной бригады пассажирских поездов до прибытия поезда в пункт пропуска обеспечивают нахождение пассажиров на своих местах с подготовленными для контроля документами, ручной кладью, а также заполненными миграционными картами и таможенными декларациями (при необходимости).
9. Передвижение пассажиров во время проведения государственного контроля допускается только с разрешения государственных контрольных органов. Работа вагонов-ресторанов на время проведения государственного контроля прекращается.
10. При наличии в пассажирских поездах багажных вагонов государственные контрольные органы осуществляют их внешний осмотр, проверку перевозочных и сопроводительных документов на перевозимые товары и багаж. О необходимости досмотра багажных вагонов заинтересованные государственные контрольные органы информируют старшего смены таможенных органов.
11. Досмотр багажных вагонов и перевозимых в них товаров и багажа осуществляется всеми заинтересованными государственными контрольными органами однократно в присутствии представителей таможенного органа и перевозчика.
12. Об окончании проведения государственного контроля государственные контрольные органы информируют старшего смены пограничных нарядов и дежурного по железнодорожной станции.
13. На основании настоящей Типовой схемы с учетом местных условий для каждого железнодорожного пункта пропуска (далее - пункт пропуска) разрабатываются и утверждаются технологические схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, в которых должна быть установлена продолжительность осуществления государственного контроля.
14. Продолжительность стоянок поездов международного сообщения в пунктах пропуска должна быть достаточной для проведения их государственного контроля.
15. До прибытия поезда в пункт пропуска с перрона удаляются все посторонние лица. За прибывающим поездом, а также входами и выходами на перрон пограничными нарядами устанавливается наблюдение. В период государственного контроля поезда с разрешения старшего смены пограничных нарядов на перрон допускаются только те лица, которым это необходимо для выполнения служебных обязанностей.
16. Перед началом государственного контроля государственными контрольными органами у начальника поезда уточняется имеющаяся у него информация о нахождении в поезде больных, подозрительных на заболевание лиц, лиц, незаконно проникших в поезд, а также лиц без документов на право въезда в Российскую Федерацию, грузов, товаров и животных, запрещенных законодательством Российской Федерации к ввозу в Российскую Федерацию.
17. Санитарно-карантинный контроль лиц, следующих через государственную границу, при необходимости осуществляется до проведения иных видов государственного контроля.
18. Проверка документов у лиц, въезжающих на территорию Российской Федерации, производится, как правило, непосредственно в вагонах и может осуществляться несколькими группами пограничных нарядов.
19. Пограничные наряды, начинающие контроль с головы поезда, проверяют документы у членов локомотивной бригады и проводят осмотр локомотива.
20. Внутренний осмотр вагонов осуществляется пограничными нарядами параллельно с проверкой документов у пассажиров.
21. Таможенный, а при необходимости и иные виды государственного контроля ручной клади и багажа проводятся после проверки у их владельцев пограничными нарядами документов на право пересечения государственной границы.
22. Выход пассажиров, путь следования которых заканчивается в пункте пропуска, разрешается по окончании пограничного и таможенного контроля в вагоне, не дожидаясь окончания контроля в остальных вагонах.
23. Государственный контроль пассажиров, путь следования которых заканчивается в пункте пропуска, также может производиться государственными контрольными органами в специально оборудованных для этого помещениях пункта пропуска.
24. Администрация железнодорожной станции по согласованию с подразделениями пограничного и таможенного органа обеспечивает контроль передвижения пассажиров и товаров (багажа пассажиров), путь следования которых заканчивается в пункте пропуска, от поезда до места осуществления государственного контроля.
25. Об окончании государственного контроля поезда и снятии режимных ограничений старший смены пограничных нарядов информирует дежурного по железнодорожной станции.
26. Пограничные и таможенные наряды, а также специалисты пограничных ветеринарных контрольных пунктов (далее - ПВКП) и пограничных пунктов карантина растений (далее - ППКР), в том числе осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна и федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами (далее соответственно - контроль в области обеспечения качества зерна, контроль в области обращения с пестицидами), могут осуществлять государственный контроль пассажиров, следующих в Российскую Федерацию, их ручной клади и багажа, а также внутренний осмотр вагонов в период следования поездов от государственной границы до пункта пропуска в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 октября 2021 года приказом Минтранса России от 20 сентября 2021 года N 319. - См. предыдущую редакцию)
27. До прибытия поезда в пункт пропуска с перрона удаляются все посторонние лица. За прибывающим поездом, а также входами и выходами на перрон пограничными нарядами устанавливается наблюдение. В период государственного контроля поезда с разрешения старшего смены пограничных нарядов на перрон допускаются только те лица, которым это необходимо для выполнения служебных обязанностей.
28. Перед началом государственного контроля государственными контрольными органами у начальника поезда уточняется имеющаяся у него информация о нахождении в поезде больных, подозрительных на заболевание лиц, а также лиц без документов на право выезда из Российской Федерации (лиц, незаконно проникших в поезд), грузов, товаров и животных, запрещенных законодательством Российской Федерации к вывозу из Российской Федерации.
29. При необходимости до проведения таможенного контроля осуществляется санитарно-карантинный, ветеринарный и карантинный фитосанитарный контроль.
30. После проведения соответствующего вида контроля должностные лица органов ветеринарного, санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля принимают решение и информируют таможенные органы о пропуске или запрете вывоза ручной клади, багажа пассажиров из Российской Федерации.
31. Внутренний осмотр вагонов и багажа осуществляется таможенными органами с привлечением членов поездной бригады.
32. Осмотр помещений вагонов осуществляется пограничными нарядами параллельно с проверкой документов у пассажиров.
33. Осмотр (досмотр) вагонов и товаров (багажа пассажиров) осуществляется с привлечением членов поездной бригады.
34. Проверка документов у лиц, выезжающих с территории Российской Федерации, производится, как правило, непосредственно в вагонах и может осуществляться несколькими группами пограничных нарядов.
Пограничные наряды, начинающие контроль с головы поезда, проверяют документы у членов локомотивной бригады и проводят внутренний осмотр локомотива.
35. Государственный контроль пассажиров, выезжающих из Российской Федерации, также может производиться государственными контрольными органами в специально оборудованных для этого помещениях пункта пропуска.
36. Администрация железнодорожной станции по согласованию с подразделениями пограничного и таможенного органа обеспечивает контроль передвижения пассажиров и товаров (багажа пассажиров), путь следования которых начинается в пункте пропуска, от места осуществления государственного контроля до поезда.
37. Об окончании государственного контроля поезда государственные контрольные органы информируют старшего смены пограничных нарядов и дежурного по железнодорожной станции.
38. Режимные ограничения относительно запрещения (ограничения) допуска к поезду посторонних лиц сохраняются до его убытия из пункта пропуска.
39. Отправление поезда дежурным по железнодорожной станции без согласования с подразделениями пограничных и таможенных органов не допускается.
40. При выезде поезда из пункта пропуска пограничный наряд осуществляет внешний осмотр поезда. В случае выявления в ходе осмотра поезда нарушителей государственной границы пограничный наряд немедленно информирует дежурного по железнодорожной станции для принятия мер по остановке поезда и пресечения нарушения.
41. Пограничные и таможенные наряды, а также специалисты ПВКП и ППКР могут осуществлять государственный контроль лиц, следующих из Российской Федерации, их ручной клади и багажа, а также внутренний осмотр вагонов в период следования поездов от пункта пропуска до государственной границы в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
42. Администрация железнодорожной станции заблаговременно направляет в государственные контрольные органы в пункте пропуска график движения поездов, согласованный в установленном порядке железнодорожными администрациями. В случае изменений в графике движения администрация железнодорожной станции информирует об этом государственные контрольные органы, расположенные в пункте пропуска, не менее чем за сутки.
43. Государственный контроль грузовых поездов осуществляется комиссией, состоящей из представителей государственных контрольных органов с привлечением работников железнодорожной станции.
44. Координация работы комиссии возлагается на подразделения пограничных органов.
45. За 1 час до прибытия поезда дежурный по железнодорожной станции и уполномоченный работник перевозчика информируют комиссию о количестве и типе вагонов в поезде, характере грузов и товаров, перевозимых через государственную границу в объеме полученной от сопредельной железнодорожной администрации поездной передаточной ведомости (далее - ППВ).
46. На основе полученной информации государственные контрольные органы планируют контрольные мероприятия.
47. До прибытия поезда в пункт пропуска из зоны контроля (с досмотровой площадки) удаляются все посторонние лица. За прибывающим поездом пограничными нарядами устанавливается наблюдение.
48. К прибывшему в пункт пропуска поезду с разрешения старшего смены пограничных нарядов допускаются только те лица, которым это необходимо для выполнения служебных обязанностей.
49. После прибытия поезда уполномоченный работник перевозчика с разрешения старшего пограничного наряда получает от локомотивной бригады перевозочные и товаросопроводительные документы, обрабатывает их и распечатывает ППВ в количестве экземпляров, установленном пограничным железнодорожным соглашением между Российской Федерацией и сопредельным государством.
50. После обработки перевозочные и товаросопроводительные документы передаются вместе с ППВ в подразделениях таможенного органа для выполнения контроля документов с занесением времени передачи документов в журнал приема-сдачи документов.
51. В случаях, когда груз подлежит ветеринарному или карантинному фитосанитарному контролю, контролю в области обеспечения качества зерна, контролю в области обращения с пестицидами (согласно кодам Товарной Номенклатуры Внешнеэкономической Деятельности России), указанные перевозочные и товаросопроводительные документы направляются подразделениями таможенных органов в соответствующие государственные контрольные органы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 октября 2021 года приказом Минтранса России от 20 сентября 2021 года N 319. - См. предыдущую редакцию)
52. После отключения напряжения в сети электрифицированного железнодорожного пути представители государственных контрольных органов с привлечением работников железнодорожной станции комиссионно приступают к осмотру вагонов поезда. При этом осмотр вагонов может осуществляться несколькими группами.
53. Координация работы групп возлагается на подразделения пограничных органов.
54. Пограничные наряды, начинающие осмотр вагонов с головы поезда, проверяют документы у членов локомотивной бригады и осуществляют внутренний осмотр локомотива.
55. При необходимости до пограничного контроля может осуществляться санитарно-карантинный контроль членов локомотивной бригады.
56. По требованию сотрудников государственных контрольных органов, входящих в состав комиссии, могут вскрываться и досматриваться отдельные вагоны поезда. Факты вскрытия вагонов и результаты их досмотра отражаются в акте досмотра, подписываемом членами комиссии.