ПРИКАЗ
от 14 января 2010 года N 21
Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 160700 Двигатели летательных аппаратов (квалификация (степень) "магистр")
(с изменениями на 31 мая 2011 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 18 мая 2015 года на основании
приказа Минобрнауки России от 8 апреля 2015 года N 373
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минобрнауки России от 18 мая 2011 года N 1657 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 29, 18.07.2011);
приказом Минобрнауки России от 31 мая 2011 года N 1975 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 29, 18.07.2011).
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 года N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст.2562; 2005, N 15, ст.1350; 2006, N 18, ст.2007; 2008, N 25, ст.2990; N 34, ст.3938; N 42, ст.4825; N 46, ст.5337; N 48, ст.5619; 2009, N 3, ст.378; N 6, ст.738; N 14, ст.1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст.1110),
приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 160700 Двигатели летательных аппаратов (квалификация (степень) "магистр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего приказа.
________________
Федеральные государственные образовательные стандарты, являющиеся приложениями к приказам об их утверждении, опубликованным на стр.121-150 данного номера Бюллетеня, не приводятся. Они размещены на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации: www.mon.gov.ru. - Прим.ред.
Министр
А.Фурсенко
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
10 февраля 2010 года,
регистрационный N 16368
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 160700 Двигатели летательных аппаратов (квалификация (степень) "магистр")
(с изменениями на 31 мая 2011 года)
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 160700 Двигатели летательных аппаратов образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
САПР - система автоматизированного проектирования;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
________________
* Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускника
Наименование | Квалификация (степень) | Нормативный срок | Трудоемкость | |||
ООП | Код в соответствии с принятой классификацией ООП | Наимено- | освоения | (в зачетных | ||
ООП магистратуры | 68 | магистр | 2 года | 120** | ||
________________ ** Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам. |
Сроки освоения основной образовательной программы магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на пять месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
Профильная направленность ООП магистратуры определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки.
4.1. Область профессиональной деятельности магистров включает: методы, средства и способы проектирования, конструирования, исследования, отработки, производства, маркетинга и эксплуатации двигателей летательных аппаратов, включая их утилизацию, способных перемещать в атмосфере, гидросфере и в космосе различные летательные аппараты (ЛА) и перемещающиеся в пространстве объекты.
4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются: авиационные, ракетные и электроракетные двигатели и двигательные установки, а также энергетические установки различных типов, методы их расчета, проектирования, изготовления, исследований, диагностики и отработки, сопряженные с конструкцией процессы тепломассообмена.
4.3. Магистр по направлению подготовки 160700 Двигатели летательных аппаратов готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
научно-исследовательской;
проектно-конструкторской;
лабораторно-испытательной;
организационно-управленческой.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
По окончании обучения выпускнику, успешно прошедшему итоговую государственную аттестацию, наряду с квалификацией (степенью) "магистр" присваивается специальное звание "магистр-инженер".
(Абзац дополнительно включен с 29 июля 2011 года приказом Минобрнауки России от 18 мая 2011 года N 1657)
4.4. Магистр по направлению 160700 Двигатели летательных аппаратов должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:
научно-исследовательская деятельность:
анализ состояния и динамики объектов деятельности (двигатели, источники энергии, преобразователи энергии, специальные материалы, технологические процессы и оборудование для испытания двигателей и энергоустановок ЛА) с использованием необходимых методов и средств анализа;
создание физических и математических моделей, позволяющих анализировать совокупность процессов в двигателях и энергоустановках ЛА;
применение проблемно-ориентированных методов анализа, синтеза и оптимизации процессов обеспечения качества испытаний и сертификации объектов деятельности;
проектно-конструкторская деятельность:
формулирование целей проекта, путей решения задач, критериев и показателей достижения целей, построение структуры их взаимосвязей, выявление приоритетов решения задач с учетом нравственно-экологических аспектов деятельности;
разработка обобщенных вариантов решения проблемы, анализ этих вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений в условиях многокритериальности, неопределенности, планирование реализации проекта;
разработка проектов реактивных и ракетных двигательных установок и энергоустановок ЛА с учетом физико-механических, технологических, экологических и экономических параметров;
использование современных информационных технологий, пакетов САПР при разработке новых двигательных, энергоустановок и их интеграции в конструкцию летательного аппарата;
разработка проектов технических заданий, технических условий и технических описаний;
сопровождение полного жизненного цикла двигателя ЛА от стадии технического предложения до эксплуатации и утилизации двигателя;
производственно-технологическая деятельность:
разработка маршрутных карт технологических процессов изготовления двигателей и энергоустановок летательных аппаратов;
участие во взаимодействии конструкторских, технологических и испытательных подразделений;
организация и эффективное осуществление входного контроля качества и производственного контроля изделий, параметров технологических процессов и качества готовой продукции;
эффективное использование материалов, оборудования, соответствующих алгоритмов и программ расчетов параметров технологического процесса при изготовлении двигателей и энергоустановок ЛА;
лабораторно-испытательная деятельность:
разработка планов, программ и методик проведения испытаний двигателей и энергоустановок ЛА;
проведение стандартных и типовых испытаний деталей, их агрегатов и энергоустановок ЛА;
проведение регистрации, вторичной обработки и анализа результатов экспериментальных исследований, стендовой и летной отработки и эксплуатации изделий;
организация метрологической поверки, градуировки и калибровки основных первичных преобразователей и средств измерений;
организационно-управленческая деятельность:
организация работы коллектива исполнителей, принятие управленческих решений в условиях различных мнений;
нахождение компромисса между различными требованиями (стоимости, качества, безопасности и сроков исполнения) как при долгосрочном, так и при краткосрочном планировании и определении оптимальных решений;
участие во внутриотраслевой кооперации;
оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение качества продукции;
осуществление технического контроля и управления качеством при производстве деталей и агрегатов двигателей и энергоустановок ЛА.
5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);
способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-3);
использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК-4);