МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 24 декабря 2009 года N 545


О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 30 января 2009 года N 31 "О мерах по реализации в 2009 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства"



В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 года N 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства"

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в приказ Минэкономразвития России от 30 января 2009 года N 31 "О мерах по реализации в 2009 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства" (в редакции приказов Минэкономразвития России от 20 февраля 2009 года N 56 и от 20 марта 2009 года N 94).

2. Установить, что:

положения раздела 14 вступают в силу с момента опубликования, за исключением пунктов 14.2 и 14.7 Требований, применяются к соглашениям, заключенным Минэкономразвития России и высшими органами власти субъектов Российской Федерации о предоставлении в 2009 году субсидии федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для повышения уровня капитализации гарантийных фондов и фондов поручительств, входящих в инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в целях финансового обеспечения деятельности по предоставлению поручительств, обеспечивающих исполнение обязательств по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях субъектами малого и среднего предпринимательства, и по договорам лизинга, заключенным лизингодателями с субъектами малого и среднего предпринимательства, после 1 декабря 2009 года;

положения пункта 14.2 вступают в силу с 1 июля 2010 года;

положения пункта 14.7 вступают в силу с 1 апреля 2010 года.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации включить в нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации нормы раздела 14 в отношении средств бюджетов субъектов Российской Федерации для повышения уровня капитализации гарантийных фондов и фондов поручительств, входящих в инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в целях финансового обеспечения деятельности по предоставлению поручительств, обеспечивающих исполнение обязательств по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях субъектами малого и среднего предпринимательства.

Статс-секретарь -
заместитель Министра
А.В. Попова

     

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом
Минэкономразвития России
от 24 декабря 2009 года N 545

    
Изменения, которые вносятся в приказ Минэкономразвития России от 30 января 2009 года N 31 "О мерах по реализации в 2009 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства"



В Порядке проведения Конкурса по отбору субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2009 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации внести следующие изменения:

1. В пункте 13.2.17 после слов "к компетенции высшего органа управления" дополнить словами "(комитета по финансированию микрофинансовых организаций органа управления деятельностью по финансированию микрофинансовых организаций)".

2. Пункт 13.2.18 изложить в следующей редакции:

"В составе высшего органа управления государственной микрофинансовой организации второго уровня (комитета по финансированию микрофинансовых организаций - органа управления деятельностью по финансированию микрофинансовых организаций) не менее 50% членов являются представителями Минэкономразвития России (но не более 3 человек)".

3. Дополнить разделом 14 следующего содержания:

"14. Основные требования к организации деятельности региональных гарантийных фондов (фондов поручительств) по предоставлению поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства и инфраструктуре поддержки малого и среднего предпринимательства по кредитам банков

    

14.1. Порядок отбора банков при принятии решения о заключении соглашения с банками о порядке сотрудничества по программе предоставления поручительств.

14.1.1. Отбор банков производится по конкурсу в соответствии с требованиями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации или Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

14.1.2. Общие условия отбора потенциальных банков-партнеров:

14.1.2.1. Наличие лицензии Банка России на осуществление банковской деятельности;

14.1.2.2. Наличие положительного аудиторского заключения по итогам работы за предыдущий год, а также аудированной отчетности, составленной в соответствии с МСФО, за последний отчетный год по банку или банковской группе, при вхождении потенциального банка-партнера в банковскую группу.

14.1.2.3. Отсутствие санкций Банка России в форме запрета на совершение отдельных банковских операций и открытие филиалов, а также в виде приостановления действия лицензии на осуществление отдельных банковских операций, отсутствие неисполненных предписаний Банка России. К данному требованию не относится отзыв/приостановление лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг.

14.1.2.4. Наличие опыта работы по кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе:

- наличие сформированного портфеля кредитов, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства на дату подачи заявки, наличие специализированных технологий/программ работы с субъектами малого и среднего предпринимательства;

- наличие утвержденной Банком (в форме письменного документа) стратегии (программы) кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства или отдельного раздела по вопросу кредитования субъекта малого и среднего предпринимательства в общей стратегии банка;

- наличие утвержденной методики оценки финансового состояния Заемщика, в том числе и методики экспресс-анализа кредитных заявок субъектов малого и среднего предпринимательства;

14.1.2.5. Предоставления информации:

- об отношении размера просроченных обязательств по выданным кредитам субъектам малого и среднего предпринимательства к общему объему выданных кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства за год;

- о фактически сложившихся пределах процентной по выдаваемым субъектам малого и среднего предпринимательства кредитам, в том числе по кредитам, обеспеченным поручительством Гарантийного фонда;

- об объеме выданных кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства в 2007-2009 годы, в том числе на территории субъекта Российской Федерации;

- об установленном сроке рассмотрения кредитных заявок;

- наличие подразделений Банка осуществляющих деятельность по кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства на территории субъекта Российской Федерации;

- наличие методик и порядка работы с заемщиками, не обеспечившими своевременное и полное исполнение кредитного договора, обеспеченного поручительством Гарантийного фонда (для банков, имеющих филиальную сеть, необходимо подтвердить наличие процедуры уведомления "головного офиса" о неисполнении (ненадлежащем исполнении) Заемщиком обязательств по кредитному договору, обеспеченном поручительством Гарантийного фонда). Допускается применение общих методик работы с указанными заемщиками при условии возможности ее применения для работы с Гарантийным фондом.

14.1.2.6. Согласие банка на заключение договора о субсидиарной ответственности Гарантийного фонда по кредитным договорам, обеспеченным поручительствами такого Гарантийного фонда, или субсидиарной ответственности с отложенным сроком предъявления требований к Гарантийному фонду (в соответствии с разделом 5).

14.1.2.7. Согласие банка на выполнение следующих основных требований по работе с Заемщиком:

- заемщик самостоятельно обращается в Банк с заявкой на предоставление кредита;

- Банк самостоятельно, в соответствии с процедурой, установленной внутренними нормативными документами Банка, рассматривает заявку Заемщика, анализирует представленные им документы, финансовое состояние Заемщика и принимает решение о возможности кредитования (с определением необходимого обеспечения исполнения Заемщиком обязательств по кредитному договору) или отказе в предоставлении кредита, в случае наличия утвержденного Гарантийным фондом положения о порядке принятия решений о предоставлении поручительств, содержащего формализованные критерии такого отказа;

- в случае если предоставляемого Заемщиком обеспечения и (или) третьими лицами за него недостаточно для принятия решения о выдаче кредита, Банк информирует Заемщика о возможности привлечения для обеспечения исполнения обязательств Заемщика по кредитному договору поручительства Гарантийного фонда;

- при согласии Заемщика получить поручительство Гарантийного фонда (заключить договор поручительства), Банк в срок не позднее 2 (двух) рабочих дней с момента изъявления такого согласия направляет в Гарантийный фонд подписанную Заемщиком и согласованную с Банком Заявку на получение поручительства Гарантийного фонда, составленную по типовой форме;

- в срок не более пяти рабочих дней с даты неисполнения (ненадлежащего исполнения) Заемщиком обязательств по кредитному договору по возврату суммы основного долга (суммы кредита) Банк в письменном виде уведомляет Гарантийный фонд об этом с указанием вида и суммы неисполненных Заемщиком обязательств и расчета задолженности Заемщика перед Банком;

- в сроки, установленные Банком, но не более десяти рабочих дней с даты неисполнения (ненадлежащего исполнения) Заемщиком обязательств по кредитному договору по возврату суммы основного долга (суммы кредита, займа) и (или) уплаты процентов на нее Банк предъявляет письменное требование (претензию) к Заемщику, в котором указываются: сумма требований, номера счетов Банка, на которые подлежат зачислению денежные средства, а также срок исполнения требования Банка с приложением копий подтверждающих задолженность Заемщика документов. Указанное выше требование (претензия) в тот же срок в копии направляется Банком в Гарантийный фонд;

- в течение не менее девяносто календарных дней с даты неисполнения Заемщиком своих обязательств по Кредитному договору, Банк обязан принять все разумные и доступные в сложившейся ситуации меры (в том числе путем безакцептного списания денежных средств со счета Заемщика, обращения взыскания на предмет залога, предъявления требования по банковской гарантии, поручительствам третьих (за исключением Гарантийного фонда) лиц и т.п.) в целях получения от Заемщика невозвращенной суммы основного долга (суммы кредита), уплате процентов на нее и исполнения иных обязательств, предусмотренных Кредитным договором.

14.1.3. Общий лимит поручительств Гарантийного фонда и лимиты на банки, участвующие в программе Гарантийного фонда устанавливается высшим органом управления Гарантийного фонда, исходя из величины активов Гарантийного фонда и других финансовых показателей деятельности Гарантийного фонда. Изменение лимитов Гарантийного фонда, в том числе установленных на конкретный Банк-партнер, также осуществляется на основании решения высшего органа управления Гарантийного фонда.

Лимит поручительств, установленный на конкретный Банк в любом случае не может превышать 20% от общего лимита поручительств Гарантийного фонда для гарантийных фондов, у которых денежные средства, предназначенные для предоставления поручительств по обязательствам малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки таких предприятий, поступившие из бюджетов различных уровней, превышают 500 млн.рублей.

Лимит поручительств, установленный на конкретный Банк не может превышать 34% от общего лимита поручительств Гарантийного фонда для гарантийных фондов, у которых денежные средства, предназначенные для предоставления поручительств по обязательствам малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки таких предприятий, поступившие из бюджетов различных уровней, более 150 млн. рублей, но не превышает 500 млн.рублей.

Лимит поручительств, установленный на конкретный Банк не может превышать 50% от общего лимита поручительств Гарантийного фонда для гарантийных фондов, у которых денежные средства, предназначенные для предоставления поручительств по обязательствам малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки таких предприятий, поступившие из бюджетов различных уровней, менее 150 млн.рублей.

14.1.4. Участие Банка в программе может быть прекращено досрочно (в соответствии с принятым высшим органом управления Гарантийного фонда решением) в случае, если указанный Банк на протяжении 2 (двух) кварталов подряд будет иметь самый высокий (по сравнению с другими Банками участниками программы) уровень предъявленных им к Гарантийному фонду требований по выданным Гарантийным фондом поручительствам, которые были удовлетворены Гарантийным фондом. Данные уровни предъявленных требований рассчитываются для каждого Банка к общей сумме кредитов, обеспеченных поручительством Гарантийного фонда и выданных данным Банком.

В случае, если Банк на протяжении 3 месяцев подряд будет иметь уровень предъявленных им к Гарантийному фонду требований по выданным Гарантийным фондом поручительствам, которые были удовлетворены Гарантийным фондом, в размере, превышающем уровень просроченной задолженности по кредитам нефинансовому сектору по данным Центрального банка в соответствующих месяцах, руководитель Гарантийного фонда обязан в течение 2 рабочих дней с момента осуществления выплаты, приведшей к указанному превышению, направить соответствующее уведомление в Минэкономразвития России и учредителю Гарантийного фонда для принятия решений об участии Банка в программе.

14.1.5. Лимит поручительств, установленный на конкретный Банк может уменьшаться в случае:

- выдачи Банком кредитов, обеспеченных поручительством Гарантийного фонда, в размере 50% и менее от лимита поручительств, установленного на конкретный Банк на конец квартала (за исключением первой квартальной даты с начала сотрудничества банка с Гарантийным фондом).

- по заявлению Банка;

- уменьшения общего лимита поручительств, установленных Гарантийным фондом на Банки-партнеры Гарантийного фонда;

- в случае превышения объема требований Банка к Гарантийному фонду по просроченным и неисполненным обязательствам по кредитным договорам равного 8% от объема кредитов, выданных Банком под Поручительства Гарантийного фонда.

14.1.6. Лимит поручительств, установленный на конкретный Банк может быть увеличен в случае:

- увеличения общего лимита поручительств, установленного Гарантийным фондом на Банки-партнеры;

- в пределах установленного общего лимита поручительств, при условии выбора Банком своего лимита поручительств Гарантийного фонда в размере не менее 80%, в случае, когда другому Банку-партнеру Гарантийного фонда уменьшается установленный для него лимит.

14.1.7. Информационный обмен между Банком и Гарантийным фондом осуществляется исходя из следующих основных требований:

Банк предоставляет Фонду ежеквартально следующую информацию:

а) об объеме кредитов, выданных под поручительство Гарантийного фонда за прошедший период (квартал);

б) об общем объеме кредитов, выданных Банком по программе кредитования малого и среднего бизнеса субъекта Российской Федерации за прошедший период (квартал);

в) об общем количестве Заемщиков, получивших кредиты по программе кредитования малого и среднего бизнеса субъекта Российской Федерации за прошедший период (квартал);

г) об общем объеме просроченных и неисполненных Заемщиками обязательств по кредитным договорам, заключенным под Поручительство Фонда.

Гарантийный фонд ежеквартально предоставляет Банку документацию, необходимую в соответствии с внутренними нормативными актами Банка для принятия последним решения о заключении договора поручительства:

а) сообщение о размере Гарантийного фонда, его качественной и количественной структуре (расшифровка всех активов) на конец каждого квартала;

б) сообщение об объеме выданных Гарантийным фондом поручительств на конец каждого квартала;

в) баланс и отчет о прибылях и убытках (Форма N 2) не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней после истечения сроков, установленных законодательством Российской Федерации налогоплательщикам предоставления документов бухгалтерской отчетности в уполномоченный налоговый орган;

г) сведения о текущих (оставшихся) объемах лимитов Гарантийного фонда по Банкам-партнерам.

14.2. Основные требования к руководителю и главному бухгалтеру Гарантийного фонда.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»