Республика Ингушетия расположена на северном склоне Большого Кавказского хребта и на параллельных ему малых хребтах - Терском, Сунженском и Скалистом. Протяженность территории с севера на юг составляет 120 км, с запада на восток - 50 км. Республика Ингушетия граничит с Республикой Северная Осетия - Алания, Чеченской Республикой, Ставропольским краем и Грузией.
Республика Ингушетия - аграрно-индустриальная республика. Она располагает запасами нефти и газа, стройматериалами (строительным камнем и известняком) и гидроресурсами. Ее территорию пересекают железнодорожная магистраль Ростов-на-Дону - Беслан - Назрань - Грозный - Махачкала - Баку и автомобильная трасса Ростов-на-Дону - Нальчик - Владикавказ - Назрань - Грозный - Баку, а также через нее проходят магистральные газо- и нефтепроводы из Чеченской Республики.
В Республике Ингушетия имеется аэропорт Магас, который располагает всеми необходимыми условиями для обслуживания авиарейсов дальней авиации.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2012 года N 1111. - См. предыдущую редакцию)
Социально-экономическое положение Республики Ингушетия характеризуется высоким уровнем безработицы и неразвитостью промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг, а также низкой обеспеченностью объектами социальной сферы.
Промышленность в Республике Ингушетия развита слабо. В основном это пищевая индустрия, использующая местные сельскохозяйственные ресурсы, и добывающая промышленность, базирующаяся на месторождениях нефти и газа в районе г.Малгобека. Имеются предприятия электротехнической и легкой промышленности, которые сосредоточены главным образом в г.Назрани (завод "Электроинструмент", трикотажная фабрика).
В Республике Ингушетия наблюдается высокая степень износа производственных фондов (средний уровень износа составляет 45,7 процента) и низкий технический и технологический уровень оснащения промышленных производств (37 процентов).
Республика Ингушетия обладает высоким туристско-рекреационным и инвестиционным потенциалом. Вместе с тем недостаточность производственных мощностей, низкий уровень развитости социальной и инженерной инфраструктуры не позволяют в полной мере реализовать указанные возможности.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2012 года N 1111. - См. предыдущую редакцию)
Энергетическая система Республики Ингушетия характеризуется моральным и физическим износом подстанций и линий электропередачи (60 процентов), значительными потерями в электросетях (45 процентов). Подстанция "Плиево", являющаяся узловой, осуществляет подачу электроэнергии для 70 процентов населения. Республика получает электроэнергию по единственной высоковольтной линии электропередачи, что приводит к значительным перегрузкам при поставке электроэнергии.
Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Ингушетия характеризуется низким качеством предоставляемых услуг, связанным с высоким процентом износа сетей коммунальной инфраструктуры (70 процентов).
Жилищный фонд обеспечен канализацией на 64,8 процента, центральным отоплением - на 4,1 процента, горячим водоснабжением - на 4,1 процента.
Пропускная способность коллекторов не удовлетворяет сегодняшним потребностям и нуждам населения. Ввиду физического износа существующих коллекторов и их полного отсутствия в новых микрорайонах ухудшается эпидемиологическая обстановка.
В Республике Ингушетия в настоящее время функционирует 118 школ на 35,3 тыс. ученических мест. Численность учащихся в школах составляет 75,2 тыс. человек. Таким образом, дефицит составляет 39,9 тыс. ученических мест (или 54,1 процента). Обучение в 70 процентах школ проводится в 2 смены, в 30 процентах - в 3 смены.
Существующая сеть общеобразовательных учреждений в Республике Ингушетия не позволяет обеспечить качественное образование на современном уровне. Кроме того, существует серьезная проблема обеспечения безопасности учебного процесса в таких учреждениях. Более 70 процентов школ расположены в приспособленных зданиях, построенных в 1920-1930 годах, с деревянными междуэтажными перекрытиями, коридорами и дверными проемами, не соответствующими нормам пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности, в 13 школах в аварийном состоянии находятся отдельные блоки и помещения.
Уровень инфраструктуры здравоохранения в Республике Ингушетия по количественным показателям ниже среднего уровня по Российской Федерации (например, обеспеченность койками на 10 тыс. населения составляет 40,4 койки). Республиканская стоматологическая поликлиника, республиканская детская поликлиника, эндокринологический, кардиологический и онкологический диспансеры, центр медицинской профилактики и медицинский информационно-аналитический центр размещены в арендуемых помещениях, которые не отвечают санитарным требованиям.
Аграрно-промышленный комплекс Республики Ингушетия характеризуется слабой материально-технической базой, низким уровнем урожайности, неразвитостью и низкой производительностью в животноводстве. Доминирующими направлениями животноводства являются овцеводство и разведение крупного рогатого скота. Значительно развиты виноградарство, табаководство и зерновое растениеводство. Сельскохозяйственные угодья Республики Ингушетия составляют 270 тыс. гектаров. Вследствие низкой обеспеченности минеральными удобрениями (16 процентов) и средствами защиты растений урожайность культур остается ниже нормативной.
В целом уровень развития сельского хозяйства не соответствует имеющемуся потенциалу.
Население в Республике Ингушетия на 1 января 2008 года составляет 499,5 тыс. человек с преобладанием сельского населения. Уровень зарегистрированной безработицы с 2003 по 2007 год увеличился с 19,9 процента до 28,3 процента. При этом уровень реальной безработицы составляет 47,3 процента.
Низкий уровень доходов трудоспособного населения Республики Ингушетия обусловлен его занятостью преимущественно в секторах с низким уровнем производительности труда и высокой долей теневой экономики. Кроме того, наблюдается низкая платежеспособность населения.
Несбалансированность рынка труда является следствием утраты инженерно-технического кадрового потенциала, а также наличием свободной рабочей силы и отсутствием мест приложения труда.
В Республике Ингушетия имеется большое количество граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенных в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений (далее - вынужденные переселенцы).
Наличие большого количества вынужденных переселенцев, не имеющих жилищных условий, соответствующих санитарным нормам, создает социальную напряженность в обществе, что, в свою очередь, препятствует созданию условий для ускорения экономического развития Республики Ингушетия.
Несмотря на положительные сдвиги, наметившиеся в последние годы, указанные причины сохраняют негативные тенденции в экономике Республики Ингушетия и, как следствие, социальную напряженность, поэтому актуальным является решение проблемы социально-экономического развития Республики Ингушетия. С этой целью необходимо использовать комплекс благоприятных факторов, таких, как удобное расположение для организации приграничного товарообмена с другими субъектами Российской Федерации, обеспечение транзитных перевозок из Азербайджанской Республики, Республики Армения, Грузии и Исламской Республики Иран и между портами Черного и Каспийского морей, наличие биоклиматического и минерально-сырьевого потенциала, а также благоприятная демографическая ситуация, выражающаяся в устойчивом росте населения трудоспособного возраста.
В 2002-2007 годах государственная поддержка социально-экономического развития Республики Ингушетия осуществлялась в рамках федеральной целевой программы "Юг России", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2001 года N 581, а также в рамках отраслевых федеральных целевых программ.
Текущее состояние экономики Республики Ингушетия характеризуется низким уровнем валового регионального продукта на душу населения, который ниже аналогичного среднего показателя по Южному федеральному округу более чем в 4 раза. Значительное отставание сохраняется по основным показателям социального развития.
Сложный характер многочисленных проблем свидетельствует о необходимости целенаправленной поддержки государства в обеспечении устойчивого социально-экономического развития.