Действующий

Об утверждении Программы действий по развитию железнодорожных контейнерных перевозок с использованием Транссибирской магистрали на период до 2015 года

6. Анализ системы тарификации контейнерных перевозок


Расчет платы за экспортно-импортные (через сухопутные погранпереходы) перевозки грузов по российским железным дорогам в контейнерах, а также порожних собственных (арендованных) контейнеров до 2008 года осуществлялся по правилам и ставкам раздела 3 Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", введенного с 28 августа 2003 года.

С 1 января 2008 года на перевозки грузов в универсальных и специализированных (кроме рефрижераторных), совпадающих по параметрам с универсальными, контейнерах применяется единый порядок расчета провозных плат во всех видах сообщений (за исключением транзита) по правилам и ставкам раздела 2 Прейскуранта N 10-01.

В Прейскуранте N 10-01 отдельно установлены следующие платы:

1) за перевозку грузов в универсальных контейнерах ОАО "РЖД" и в собственных (арендованных) контейнерах, а также за использование инфраструктуры ОАО "РЖД" при осуществлении данных перевозок;

2) за перевозку грузов в собственных специализированных контейнерах, а также за использование инфраструктуры ОАО "РЖД" при осуществлении данных перевозок;

3) за перевозку грузов в крупнотоннажных рефрижераторных контейнерах, а также за использование инфраструктуры ОАО "РЖД" при осуществлении данных перевозок;

4) за перевозку в универсальных контейнерах грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Методологической особенностью всех тарифов раздела 2 Прейскуранта N 10-01 является относительное снижение тарифных ставок на перевозки грузов на дальние расстояния за счет повышения тарифов на перевозки на короткие расстояния.

На перевозки грузов в контейнерах установлены тарифные ставки, включающие плату за использование инфраструктуры, локомотивной тяги, а для перевозок в инвентарных вагонах и контейнерах - также и за использование вагонов и контейнеров (вагонная и контейнерная составляющие не выделены в отдельные схемы).

Федеральной службой по тарифам Российской Федерации принято решение о сохранении с 1 января 2009 года уровня тарифов на перевозки грузов в контейнерах во всех видах сообщения (кроме транзита) на уровне тарифов, действовавших в 2008 году.

С целью создания равных условий для конкуренции на рынке транспортных услуг и повышения инвестиционной привлекательности данного сегмента с 11 января 2009 года внесены изменения в Прейскурант N 10-01 в части тарифов на перевозки универсальных груженых и порожних контейнеров.

При этом из Прейскуранта исключены:

- понятие ускоренного контейнерного поезда (УКП);

- порядок расчета платы за перевозку в УКП за контейнеро-км;

- тарифы на перевозки грузов в универсальных контейнерах отдельным поездом по специально разработанному расписанию.

Установлен единый порядок расчета платы за перевозки груженых и порожних контейнеров в составе контейнерного поезда и в составе прямого отправительского маршрута с учетом одинаковой технологии формирования и перевозки из расчета ставки за один груженый или порожний контейнер, погруженный полными комплектами на вагон, независимо от комплектности фактической погрузки.

Изменения, внесенные в пункты 2.11, 2.35 Раздела 2 Прейскуранта N 10-01, позволяют при перевозках контейнеров в составе контейнерных поездов применять пониженные тарифы, в том числе и в экспортно-импортном сообщении через сухопутные пограничные переходы. Скидка с тарифа при перевозках контейнеров в составе контейнерных поездов по отношению к тарифу за перевозку одиночных контейнеров составляет 10-50% в зависимости от расстояния перевозки и типоразмера контейнера.

Все исключительные тарифные условия, действовавшие в 2008 году, сохранены на 2009 год.

Кроме того, дополнительно установлены следующие исключительные тарифы:

- коэффициент 0,8 к действующим тарифам пункта 2.11. раздела 2 Прейскуранта N 10-01 при перевозке грузов в универсальных 45-футовых контейнерах, а также порожних 45-футовых универсальных контейнеров.

- коэффициенты к действующим тарифам пункта 2.16 раздела 2 Прейскуранта N 10-01 на перевозки порожних собственных (арендованных) специализированных платформ для перевозки крупнотоннажных контейнеров на расстояние перевозки свыше 4000 км, следующих из-под выгрузки или под погрузку контейнеров на уровне 0,78 (до 4000 км) и 0,47 за расстояние перевозки, превышающее 4000 км.

В соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом тарифы на контейнерные перевозки установлены в целом на контейнерную отправку и не учитывают выполнение операторами работы по формированию комплекта контейнеров на вагон. Однако в правилах нет запрета на некомплектную отправку контейнеров при перевозках в собственных (арендованных) вагонах и, в случае неполного использования операторами вместимости вагона, затраты перевозчика не компенсируются. Также у перевозчика возникают дополнительные расходы и штрафные санкции при несоблюдении сроков доставки грузов в случае предъявления к перевозке контейнеров некомплектом на вагон, в том числе с железнодорожных путей необщего пользования.

Например, владелец вагона (оператор) может на длиннобазной фитинговой платформе вместимостью три крупнотоннажных 20-футовых контейнера перевезти только один контейнер, заплатив при этом втрое меньшую провозную плату. Окончательная стоимость перевозки формируется владельцем вагона, контейнера. Таким образом, железнодорожный тариф - это только часть платы, в то время как грузоотправителя интересует общая плата за перевозку контейнера.

С целью перехода к установлению тарифа за вагон при перевозках контейнерными отправками ФСТ России предложено рассмотреть вопрос об изменении методологии тарификации контейнерных перевозок.

Транзитные перевозки

На российских железных дорогах тарифы на транзитные перевозки грузов действуют в рамках международных соглашений:

1) Договора о Международном железнодорожном транзитном тарифе - МТТ;

2) Договора о Едином транзитном тарифе - ЕТТ;