ПРИКАЗ
от 15 октября 2009 года N 416
Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 240107.06 Отдельщик и резчик стекла
____________________________________________________________________
Утратил силу с 26 ноября 2013 года на основании
приказа Минобрнауки России от 2 августа 2013 года N 904
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 года N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст.2562; 2005, N 15, ст.1350; 2006, N 18, ст.2007; 2008, N 25, ст.2990; N 34, ст.3938; N 48, ст.5619; 2009, N 3, ст.378; N 14, ст.1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст.1110),
приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 240107.06 Отдельщик и резчик стекла.
2. Ввести в действие с 1 января 2010 года федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом.
Министр
А.Фурсенко
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
9 декабря 2009 года,
регистрационный N 15462
Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 240107.06 Отдельщик и резчик стекла
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 240107.06 Отдельщик и резчик стекла всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
НПО - начальное профессиональное образование;
ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;
ОУ - образовательное учреждение;
ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.
Образовательная база приема | Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94) | Нормативный срок освоения ОПОП по очной форме получения образования |
на базе среднего (полного) общего образования | отдельщик выдувных изделий | 10 мес. |
на базе основного общего образования | резчик стекла | 2 года 5 мес. |
на базе основного общего образования | 10 мес. (без получения среднего (полного) общего образования) |
________________
ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.
Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования.
3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании основной профессиональной образовательной программы подготовки по профессиям НПО: предусмотрено освоение всех вышеперечисленных профессий.
Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:
на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: отделка и резка стекла и стеклоизделий.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
сырье, полуфабрикаты и стеклоизделия;
оборудование и приспособления;
технология отделки стекла и стеклоизделий;
нормативная и техническая документация.
4.3. Обучающийся по профессии Отдельщик и резчик стекла готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Отделка горячих и сложных стеклоизделий из стекла и выдувных изделий сортовой посуды.
4.3.2. Резка листового стекла на форматы вручную и на станках.
5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
5.2.1. Отделка горячих и сложных стеклоизделий из стекла и выдувных изделий сортовой посуды
ПК 1.1. Производить развертку в горячем виде края выдувных стеклоизделий сортовой посуды и вырезку его по форме.
ПК 1.2. Производить оплавку стеклоизделий в печи.
5.2.2. Резка листового стекла на форматы вручную и на станках
ПК 2.1. Резать вручную техническое, витринное неполированное и полированное стекло.
ПК 2.2. Разрезать тугоплавкое и охлажденное стекло на станках-полуавтоматах.
6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
________________
Структура основной профессиональной образовательной программы (таблица 2) в Бюллетене не приводится. Информация размещена на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации: www.mon.gov.ru. - Прим.ред.
общепрофессионального;
профессионального;
и разделов:
физическая культура;
учебная практика (производственное обучение);
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная (итоговая) аттестация.
6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входят один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.
6.3. Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
Таблица 2
Индекс | Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего макси- | В т.ч. часов обяза- | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды форми- |
Обязательная часть циклов ОПОП и раздел "Физическая культура" | 864 | 576 | |||
ОП.00 | Общепрофессиональный цикл | 354 | 236 | ||
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: | ОП.01. | ОК 2 | |||
уметь: | |||||
определять свойства и классифицировать материалы, применяемые в производстве, по составу, назначению и способу приготовления; | |||||
подбирать основные конструкционные материалы со сходными коэффициентами теплового расширения; | |||||
выполнять общеслесарные работы: разметку, рубку, правку, | |||||
гибку, резку, опиливание, шабрение металла, сверление, зенкование и развертывание отверстий, клепку, пайку, лужение и склеивание, нарезание резьбы; | |||||
пользоваться инструментами и контрольно-измерительными приборами при выполнении слесарных работ; | |||||
знать: | |||||
основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства; | |||||
основные виды, свойства и области применения конструкционных металлических и неметаллических материалов, используемых в производстве; | |||||
особенности строения металлов и сплавов; | |||||
виды прокладочных и уплотнительных материалов; | |||||
классификацию и свойства металлов и сплавов, основных защитных материалов, композиционных материалов; | |||||
виды механической, химической и термической обработки металлов и сплавов; | |||||
методы измерения параметров и определения свойств материалов; | |||||
основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов; | |||||
основные свойства полимеров и их использование; | |||||
способы термообработки и защиты металлов от коррозии; | |||||
виды слесарных работ и технологию их выполнения; | |||||
устройство, назначение, правила выбора и применения инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при выполнении слесарных работ; | |||||
требования к качеству обработки деталей; | |||||
виды износа деталей и узлов; | |||||
свойства смазочных материалов | |||||
уметь: | ОП.02. | ОК 2 | |||
читать и выполнять эскизы, рабочие и сборочные чертежи несложных деталей, технологических схем и аппаратов; | черчение | ОК 5 | |||
знать: | |||||
общие сведения о сборочных чертежах, назначение условностей и упрощений, применяемых в чертежах, правила оформления и чтения рабочих чертежей; | |||||
основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации; | |||||
геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей, способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем; | |||||
требования стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД) к оформлению и составлению чертежей и схем | |||||
уметь: | ОП.03. | ОК 1-7 | |||
оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с основными правилами и требованиями нормативных документов системы сертификации и стандартизации к основным видам продукции (услуг) и процессов; | стандартизации | ПК 1.2 | |||
обоснованно выбирать и применять контрольно-измерительные приборы и инструменты; | |||||
свободно читать и понимать технологическую документацию с обозначением точности изготовления (квалитеты), характера соединений (посадки), указания о предельных отклонениях формы и расположения поверхностей, шероховатости; | |||||
определять предельные отклонения размеров по технологической документации; | |||||
определять допуск размера, годность детали по результатам измерения; | |||||
знать: | |||||
основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации; | |||||
основы государственного метрологического контроля и надзора; | |||||
основы метрологии и принципы технических измерений; | |||||
обозначение посадок в Единой системе допусков и посадок (ЕСДП); | |||||
виды измерительных средств; | |||||
систему допусков и посадок; | |||||
параметры шероховатости; | |||||
устройство, условия и правила применения контрольно-измерительных приборов, инструментов и испытательной аппаратуры | |||||
уметь: | ОП.04. | ОК 1-7 | |||
собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам; | механики | ПК 1.2 | |||
читать кинематические схемы; | |||||
определять напряжения в конструкционных элементах; | |||||
знать: | |||||
виды износа и деформации деталей и узлов; | |||||
виды смазочных материалов, требования к свойствам масел, применяемых для смазки узлов и деталей, правила хранения смазочных материалов; | |||||
кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач; | |||||
назначение и классификацию подшипников; | |||||
основные типы смазочных устройств; | |||||
типы, назначение, устройство редукторов; | |||||
трение, его виды, роль трения в технике; | |||||
устройство и назначение инструментов и контрольно- | |||||
методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации | |||||
уметь: | ОП.05. | ОК 2 | |||
оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте; | ОК 4 | ||||
пользоваться средствами индивидуальной и групповой защиты; | |||||
применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях; | |||||
использовать экобиозащитную и противопожарную технику; | |||||
определять и проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности; | |||||
соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности; | |||||
знать: | |||||
виды и правила проведения инструктажей по охране труда; | |||||
возможные опасные и вредные факторы и средства защиты; | |||||
действие токсичных веществ на организм человека; | |||||
законодательство в области охраны труда; | |||||
меры предупреждения пожаров и взрывов; | |||||
нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности; | |||||
общие требования безопасности на территории организации и производственных помещениях; | |||||
основные причины возникновения пожаров и взрывов; | |||||
правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии; | |||||
права и обязанности работников в области охраны труда; | |||||
правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов; | |||||
правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты; | |||||
предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ и индивидуальные средства защиты; | |||||
принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях; | |||||
средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов | |||||
уметь: | 32 | ОП.06. | ОК 1-7 | ||
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; | жизнедеятельности | ПК 1.2 | |||
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; | |||||
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; | |||||
применять первичные средства пожаротушения; | |||||
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; | |||||
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; | |||||
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; | |||||
оказывать первую помощь пострадавшим; | |||||
знать: | |||||
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; | |||||
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; | |||||
основы военной службы и обороны государства; | |||||
задачи и основные мероприятия гражданской обороны; | |||||
способы защиты населения от оружия массового поражения; | |||||
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; | |||||
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; | |||||
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО; | |||||
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; | |||||
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | |||||
П.00 | Профессиональный цикл | 430 | 300 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 430 | 300 | ||
ПМ.01 | Отделка горячих изделий из стекла и выдувных изделий сортовой посуды | МДК.01.01. | ОК 1-6 | ||
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: | |||||
иметь практический опыт: | |||||
работы с инструментами и приспособлениями, применяемыми при отделке; | |||||
работы с контрольно- | |||||
выполнения работ на пламени газовой горелки и в оттопочных печах; | |||||
ведения развертки в горячем виде края выдувных стеклоизделий сортовой посуды и вырезку его по форме; | |||||
оплавки стеклоизделий в печи; | |||||
уметь: | |||||
вырезать края выдувных изделий сортовой посуды по форме; | |||||
производить развертку в горячем виде края стеклоизделий; | |||||
определять температуру размягчения стекла; | |||||
знать: | |||||
способы отделки стеклоизделий средней сложности; | |||||
основы технологии выработки стекла; | |||||
способы отделки сортовой посуды; | |||||
технологию гутного декорирования стеклоизделий; | |||||
контрольно-измерительные инструменты и приборы, применяемые при отделке выдувных изделий; | |||||
инструменты и приспособления для выдувных и отделочных работ; | |||||
требования стандартов на изделия; | |||||
правила нагревания стеклоизделий в печи; | |||||
степень размягчения стекла; | |||||
возможные пороки в процессе отделки и способы их предупреждения и устранения; | |||||
требования безопасности труда и организации рабочего места; | |||||
способы отделки выдувных изделий из тарного стекла; | |||||
способы отделки сортовой посуды из стекла; | |||||
способы отделки химико- | |||||
ПМ.02 | Резка листового стекла на форматы вручную и на станках | МДК.02.01. | ОК 1-6 | ||
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: |
| ||||
иметь практический опыт: | оборудования для резки стекла | ||||
резки вручную технического, витринного неполированного и полированного стекла, толщиной до 8 мм; | |||||
устранения дефектов резки технического обслуживания и текущего ремонта оборудования для резки стекла; | |||||
работы на станках-полуавтоматах и конвейере; | |||||
резки технического, витринного неполированного и полированного стекла вручную; | |||||
резки тугоплавкого и охлажденного стекла на станках- полуавтоматах; | |||||
уметь: | |||||
производить резку стекла на детали круглой и сложной конфигурации; | |||||
выполнять работы по транспортированию и укладке листов стекла в стопы, стеллажи и пирамиды; | |||||
устранять неполадки в работе оборудования; | |||||
производить контроль качества резки; | |||||
знать: | |||||
способы рационального раскроя листового стекла на большие размеры; | |||||
способы раскроя оптического стекла с максимальным выходом годных изделий; | |||||
основной ассортимент стекла и виды его дефектов; | |||||
технологию резки утолщенных стекол; | |||||
технологию резки изделий из кварцевого и оптического стекла; | |||||
способы механизированной резки тугоплавкого и охлажденного стекла; | |||||
основное оборудование, инструменты и приспособления для резки стекла; | |||||
технологию резки стекла на станках-полуавтоматах; | |||||
способы контроля качества резки стекла на станках-полуавтоматах; | |||||
способы предупреждения и устранения возможных неполадок в работе станков; | |||||
приемы резки стекла на станках- полуавтоматах; | |||||
приемы резки стекла на конвейере | |||||
ФК.00 | Физическая культура | 80 | 40 | ОК 2 | |
В результате освоения раздела обучающийся должен: | ОК 7 | ||||
уметь: | |||||
использовать физкультурно- | |||||
знать: | |||||
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; | |||||
основы здорового образа жизни | |||||
Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) | 216 | 144 | |||
Итого по обязательной части ОПОП, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ОПОП | 1080 | 720 | |||
УП.00 | Учебная практика (производственное обучение) | 19 нед. | 684 | ОК 1-3 | |
ПП.00 | Производственная практика | ОК 1-7 | |||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 1 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная (итоговая) аттестация | 1 нед. |