О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2008 году

7.3. Целевые и научно-технические программы


МЧС России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года N 294 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов проводимой в стране административной реформы" проводит активную работу по осуществлению планирования основной деятельности на основе программно-целевых методов.

В этой связи в 2008 году по проблемам защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера МЧС России осуществляло организацию и обеспечение большого комплекса работ в рамках следующих федеральных целевых программ: "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года"; "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года"; "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах", а также является разработчиком и исполнителем основных работ "Программы совместной деятельности по преодолению последствий Чернобыльской катастрофы в рамках союзного государства на 2006-2010 годы"

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 972 утверждена федеральная целевая программа "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года", целью которой является снижение риска пожаров до социально приемлемого уровня, включая сокращение числа погибших и получивших травмы в результате пожаров людей к 2012 году по сравнению с 2006 годом на 40% и снижение ущерба от пожаров на 44%.

В 2008 году в рамках ФЦП "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года" достигнуты и улучшены основные целевые индикаторы и показатели Программы:

- снижение количества ЧС по сравнению с 2007 годом на 13,4% (2007 год - 2488; 2008 год - 2155), в том числе: техногенных ЧС на 11% (с 2211 до 1966); природных ЧС на 35,6% (с 236 до 152); биолого-социальных ЧС на 10% (с 40 до 36);

- снижение количества погибших в ЧС на 12,8% (с 5148 до 4491).

Основные результаты реализации ФЦП:

введен в эксплуатацию Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС). Создано его информационно-аналитическое обеспечение;

начата работа по созданию второй очереди Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН);

продолжено развитие системы мониторинга и прогнозирования ЧС, в том числе системы предупреждения о цунами и федеральной системы сейсмонаблюдений. Модернизирована система оповещения о цунами в Камчатском крае, начаты работы по модернизации в Приморском крае и на Сахалине. Построено здание Координационного прогностического центра землетрясений в пос.Мосрентген Московской области;

изданы атласы природных и техногенных опасностей Приволжского и Уральского федеральных округов;

на основе анализа комплексной безопасности проблемных территорий, в том числе в Арктическом регионе, и прогноза рисков ЧС разработана система мер по повышению безопасности территорий;

завершено создание пожарно-спасательного автомобиля модульного типа на шасси двухзвенного гусеничного транспортера;

создан участок постоянно действующей выставки единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.

На 1,243 млрд.руб., выделенных из федерального бюджета, на мероприятия Программы было привлечено более 2,7 млрд.руб. из средств субъектов Российской Федерации.

Региональные целевые программы снижения рисков утверждены и финансируются в 45 субъектах Российской Федерации.

В более полном объеме реализация региональных программ была организована в Центральном (программы реализуются в 16 субъектах региона), Приволжском - в 7 субъектах, Северо-Западном, Южном и Уральском - в 5 субъектах, и в региональных центрах МЧС России. В Дальневосточном РЦ программы реализуются только в 3 субъектах федерации, в Сибирском РЦ - в 4 субъектах региона.

По освоению финансовых средств в рамках региональных программ за 2008 год в лучшую сторону отмечаются региональные центры: Центральный (освоены 487,2 млн.руб.), Приволжский и Уральский (по 406,4 млн.руб.).

Среди субъектов Российской Федерации в лучшую сторону по освоению финансовых средств за 2008 год следует отметить: г.г.Москву и Санкт-Петербург, республики Татарстан и Башкортостан, Амурскую, Астраханскую, Белгородскую, Владимирскую, Волгоградскую, Иркутскую, Кемеровскую, Кировскую, Курскую, Московскую, Мурманскую, Новосибирскую, Ростовскую, Тверскую, Тульскую, Тюменскую и Челябинскую области, Ханты-Мансийский АО, Краснодарский, Красноярский, Приморский и Хабаровский края, Чувашскую Республику, Республику Марий Эл.

В худшую сторону: Костромскую, Пензенскую, Рязанскую, Саратовскую и Ульяновскую области, Пермский и Ставропольский края, Кабардино-Балкарскую Республику, республики Северная Осетия - Алания, Ингушетия, Дагестан, Ненецкий АО.

В Республике Дагестан, Карачаево-Черкесской Республике и Чеченской Республике выделение средств запланировано только на 2009 год.

Основные задачи Программы на 2009 год:

создание основных элементов второй очереди ОКСИОН. Создание 7 мобильных комплексов информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;

строительство и техническое оснащение межрегиональных структурных элементов НЦУКС в Северо-Западном и Сибирском федеральных округах;

развитие сети сейсмологических наблюдений (в том числе в Республике Тыва) и средств обработки и передачи данных в целях предупреждения о цунами (в Приморском крае и Сахалинской области);

техническое проектирование элементов системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый телефонный номер "112" на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;

внедрение пилотного проекта региональной системы мониторинга и прогнозирования состояния критически важных объектов Калужской области;

разработка атласов природных и техногенных опасностей и рисков ЧС Центрального и Сибирского федеральных округов.