О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2008 году

7.2. Экономическое регулирование


В 2008 году финансирование деятельности РСЧС осуществлялось из средств федерального бюджета, резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд), бюджетных и внебюджетных ресурсов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, средств органов местного самоуправления и организаций.

В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008 год", а также Федеральными законами "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год" резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий был определен в объеме 12077,8 млн. рублей.

В 2008 году органами исполнительной власти 30 субъектов Российской Федерации и 12 федеральных органов исполнительной власти в Правительство Российской Федерации было направлено 125 обращений по вопросу оказания им помощи в связи с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, общий размер ущерба населению и территориям составил около 14,0 млрд.руб., получили повреждения в результате чрезвычайных ситуаций 5530 объектов экономики.

По 76 поручениям Правительства Российской Федерации МЧС России были подготовлены и совместно с Минфином России, Минэкономразвития России, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации внесены проекты решений в части оказания помощи субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий обеспечивали поддержку субъектов Российской Федерации, на территориях которых произошли чрезвычайные ситуации, по финансированию проведения аварийно-спасательных и других неотложных аварийно-восстановительных работ, оказанию единовременной материальной помощи и материальной помощи гражданам Российской Федерации за частично и полностью утраченное в результате чрезвычайных ситуаций имущество, а также по погашению государственных жилищных сертификатов, выданных гражданам, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций.

По результатам рассмотрения обосновывающих документов МЧС России совместно с Минфином России, Минэкономразвития России, Минрегионом России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации внесло 23 проекта распоряжений в Правительство Российской Федерации о выделении из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий 8170,3 млн.руб. 12 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и 10 федеральным органам исполнительной власти, в том числе 6150 млн.руб. - на погашение 2343 государственных жилищных сертификатов, выданных гражданам, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций, в том числе произошедших в 2007-2008 годах.

Решениями Правительства Российской Федерации была оказана помощь 10 федеральным органам исполнительной власти в размере 14219,1 тыс.руб. на финансирование аварийно-восстановительных работ на объектах, находящихся в собственности федеральных органов исполнительной власти и пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, в том числе на объекты ФСБ России - 5970,5 тыс.руб., ФСИН Минюста России - 3426,3 тыс.руб., Росрыболовства - 2769,5 тыс.руб., Минсельхоза России - 729,5 тыс.руб., МВД России - 541,6 тыс.руб., Казначейства России - 441,0 тыс.руб., Роспотребнадзора - 439,8 тыс.руб., Рособразования - 156,1 тыс.руб., МЧС России - 30,5 тыс.руб. и Российской академии сельскохозяйственных наук - 10,7 тыс. рублей.

В целом финансирование мероприятий по определенному законодательством перечню работ позволило снизить социально-экономическую напряженность и стабилизировать функционирование систем первоочередного жизнеобеспечения в пострадавших субъектах Российской Федерации.

Данные по финансированию мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в субъектах Российской Федерации приведены в табл.7.1.

На 2009 год в субъектах Российской Федерации остается актуальным обеспечение финансирования:

разработки паспортов безопасности потенциально опасных объектов и муниципальных образований;

мероприятий по совершенствованию мониторинга и прогнозирования ЧС;

развития сил и средств ликвидации ЧС и их последствий;

разработки и реализации территориальных программ снижения рисков и смягчения последствий ЧС природного и техногенного характера до 2010 года;

первоочередных проблем развития территориальных подсистем РСЧС.

В 2009 году необходимо продолжить укрепление правовых и финансовых вопросов экономического регулирования на территориальном уровне в рамках проводимой работы по разграничению полномочий между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Целесообразно дальнейшее проведение работы по поиску и привлечению внебюджетных источников финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в субъектах Российской Федерации.

В качестве основных источников накопления внебюджетных средств стоит рассматривать: благотворительные пожертвования граждан и юридических лиц; отчисления страховых компаний; платные услуги, оказываемые органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, юридическими и физическими лицами.