О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2008 году

5.1.2. Предупреждение чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне Российской Федерации


Территория российской Арктики составляет 4,8 млн.км. Для России Крайний Север имеет огромное значение, как экономическое, так и стратегическое. Крайний Север Российской Федерации богат залежами цветных и редких металлов, здесь находятся важнейшие месторождения золота. Разрабатываются оловянные, вольфрамовые, свинцово-цинковые руды. Имеются запасы ртути, алмазов, железной руды, сосредоточены запасы нефти, газа, угля. Только на долю северных районов Сибири приходится более 70% общероссийской добычи нефти и газа. Добыча природных ресурсов региона обеспечивает более 18% валового продукта Российской Федерации.

Экологическая значимость Арктической зоны Российской Федерации определяется такими особенностями, как:

наличие уникальных экосистем (вклад природного комплекса российской Арктики в сохранение глобальной устойчивости биосферы оценивается в 12%);

низкая устойчивость экосистем к антропогенному воздействию;

значительная роль в обеспечении устойчивости климата планеты и сохранении биологического разнообразия.

В то же время природа этих районов крайне уязвима, нарушенная экология трудно восстановима. Скорость естественного восстановления значительно уступает процессу деградации природных условий под влиянием все усиливающегося антропогенного давления.

Глобальное потепление сопровождается сезонным таянием верхнего слоя вечной мерзлоты, состоящего из смеси льда и торфа, приводящим к образованию болот, а также отслоению многолетнемерзлых грунтов, являющихся "фундаментом" для сооружений.

Особую озабоченность вызывает антропогенная нагрузка, обусловленная следующими факторами:

высокой степенью износа значительной части производственной инфраструктуры, превышающей по некоторым категориям оборудования 50%;

переходом в ряде регионов распределения промышленности из очагового характера в фазу фронтального и даже сплошного освоения территорий и акваторий;

прогнозируемым ростом добычи, переработки и транспортировки углеводородного и минерального сырья, что будет сопровождаться появлением новых мощных источников опасностей;

наличием захоронений радиоактивных отходов.

В плане государственного регулирования в области охраны окружающей среды и рационального использования природно-ресурсного потенциала Арктики с применением программно-целевых методов были разработаны и утверждены Президентом Российской Федерации N Пр-1969 от 18 сентября 2008 года "Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу". Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2008 года N 731 подпрограмма "Освоение и использование Арктики" Федеральной целевой программы "Мировой океан". Эти руководящие документы во многом явились следствием проведенной в апреле 2008 года МЧС России и Комитетом Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов научно-практической конференции "Обеспечение комплексной безопасности северных регионов Российской Федерации".

Важным результатом участия Российской Федерации в работе Совета Баренцово-Евроарктического региона (СБЕР), где в 2008 году Россия исполняла функции председателя, стало подписание в декабре минувшего года в Москве Соглашения между правительствами государств - членов СБЕР о сотрудничестве в области предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации.

В период с 31 августа по 4 сентября 2008 года МЧС России совместно с муниципальными администрациями и компанией "Норильский никель" был организован семинар рабочей группы по предупреждению, готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций Арктического совета (АС), проведен научно-практический семинар "Предупреждение чрезвычайных ситуаций в Арктике и координация работ по их ликвидации, включая экологические последствия". В работе семинара приняли участие МИД России и Минтранс России, всего 52 специалиста России, Швеции, Финляндии и Канады. По результатам семинара было рекомендовано создать специализированный уполномоченный орган повседневного управления федерального подчинения - Арктическое управление МЧС России.

В 2008 году проведены мероприятия по обеспечению завоза топливно-энергетических ресурсов в районы Крайнего Севера и районы с ограниченными сроками завоза грузов, который проходил в плановом режиме.

По состоянию на 22.01.2009 в целом по стране завезено:

угля - 2009,391 тыс.т (99,7% от запланированного);

дизельного топлива - 1921,69 тыс.т (100,3% от запланированного);

мазута - 231,369 тыс.т (93,5% от запланированного).

В Северо-Западном региональном центре завезено 159,4 тыс.т угля (98,2% от запланированного); 33,2 тыс.т дизельного топлива (100,8% от запланированного); 15,1 тыс.т мазута (94,5% от запланированного).

В Сибирском региональном центре завезено: 453,5 тыс.т угля (97,81% от запланированного); 68,7 тыс.т дизельного топлива (98,18% от запланированного); 35,4 тыс.т мазута (98,69% от запланированного).

В Дальневосточном региональном центре завезено: 1286,359 тыс.т угля (100,6% от запланированного); 147,0 тыс.т дизельного топлива (105,3% от запланированного); 1178,61 тыс.т мазута (100% от запланированного).

В Приволжско-Уральском региональном центре завоз и создание запасов топливно-энергетических ресурсов завершены. Завезено 110,132 тыс.т угля; 1672,79 тыс.т дизельного топлива; 2,359 тыс.т мазута.

В ноябре 2008 года на заседании Комитета старших должностных лиц АС была одобрена инициатива Российской Федерации - "Развитие систем безопасности при реализации экономических и инфраструктурных проектов в Арктике". Реализация этого проекта приведет к созданию во всем арктическом регионе системы мониторинга и быстрого реагирования на техногенные риски, связанные с функционированием объектов нефте- и газодобычи, ядерной энергетики, транспортировки и переработки углеводородов и др. Утверждение этой инициативы планируется на министерской сессии АС в апреле 2009 года.



С целью научно-технического сопровождения работ по развитию систем безопасности населения и территорий арктического региона в 2008 году по заказу МЧС России был выполнен ряд НИР, направленных на снижение экологического риска, в частности: "Научно-методическое сопровождение работ по развитию систем безопасности населения и территорий в арктическом регионе и координации использования пожарно-спасательных средств в условиях региона", "Аналитический обзор литературных данных по использованию пожарно-спасательных средств в арктическом регионе".