О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2008 году

2.2.5. Нормативное правовое и техническое регулирование в области пожарной безопасности


В целях подготовки нормативной правовой базы для обеспечения вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" разработаны:

проект федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О пожарной безопасности" в связи с принятием Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";

проект федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О пожарной безопасности" и статью 23.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях";

проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";

проект постановления Правительства Российской Федерации "О порядке оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска";

проект постановления Правительства Российской Федерации "О порядке проведения расчетов пожарного риска";

проект распоряжения Правительства Российской Федерации "Об утверждении Перечня национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";

проект приказа МЧС России "Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности";

проект приказа МЧС России "Об утверждении квалификационных требований к экспертам по независимой оценке пожарного риска в области пожарной безопасности";

проект приказа МЧС России "Об утверждении Порядка ведения государственных реестров организаций по независимой оценке пожарного риска, экспертов по независимой оценке пожарного риска и заключений о результатах независимой оценки пожарного риска".

Для реализации Плана строительства и развития сил и средств МЧС России на 2007-2010 годы, замысла реформирования войск гражданской обороны, формирования организационной структуры Федеральной противопожарной службы с учетом расширения ее функций разработаны проекты типовых положений (уставов):

центра управления силами Федеральной противопожарной службы;

отряда Федеральной противопожарной службы;

пожарной части Федеральной противопожарной службы;

специализированной пожарной части Федеральной противопожарной службы.

Во исполнение Федерального закона от 22 июля 2008 года N 137-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 24 Федерального закона "О пожарной безопасности" и приказа МЧС России от 01.09.2008 N 513 "О мероприятиях по созданию договорных подразделений Федеральной противопожарной службы" разработаны:

проект постановления Правительства Российской Федерации "О порядке выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями Федеральной противопожарной службы";

проект типового соглашения между Главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации и организацией "О создании договорного подразделения Федеральной противопожарной службы";

проект типового договора между договорным подразделением ФПС и организацией на выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности.

В целях повышения эффективности правового регулирования правоотношений в области организации деятельности добровольной пожарной охраны на основе устранения выявленных в процессе обобщения правоприменительной практики законодательных пробелов, создания правового поля организации деятельности добровольной пожарной охраны и определения правового статуса добровольных пожарных разработан проект федерального закона "О внесении изменений в статью 13 ФЗ "О пожарной безопасности", который призван урегулировать правоотношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами в области организации и деятельности добровольной пожарной охраны.

На основании анализа действующего законодательства выявлены пробелы в правовом регулировании организации и осуществления тушения пожаров, а именно не урегулированы вопросы взаимодействия подразделений различных видов пожарной охраны при тушении пожаров и несении ими гарнизонной и караульной службы.

Для реализации указанных положений разработаны проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в части наделения Федеральной противопожарной службы полномочиями по разработке нормативных правовых актов, регламентирующих взаимоотношения участников тушения пожаров и порядка несения гарнизонной и караульной службы в гарнизоне пожарной охраны, и проект изменений в Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" в части наделения МЧС России полномочиями по утверждению "Боевого устава пожарной охраны" и "Устава гарнизонной и караульной службы пожарной охраны".

В прошедшем году совершенствовалась надзорная деятельность. Как уже отмечалось выше, серьезным итогом 2008 года стало принятие Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "О Техническом регламенте. "Общие требования пожарной безопасности". Закон привел в порядок обилие документов, регламентирующих данный вид деятельности. Вместо 1,5 тысячи нормативных документов было принято семь основных.

Вместо 150 различных требований пожарной безопасности определено всего 1,5 тысячи. Устранены дублирование и противоречия в существовавших документах, которые, в свою очередь, создавали предпосылки для злоупотребления недобросовестными сотрудниками.

Проводилась целенаправленная работа по снятию избыточных административных барьеров на пути развития предпринимательства, созданию благоприятных условий хозяйствования для субъектов малого и среднего бизнеса, упрощению надзорных процедур, исключению коррупционных проявлений.

При разработке Регламента преследовались следующие цели: создать условия для минимизации гибели и травмирования людей при пожарах, а также снизить административное давление на бизнес с одновременным повышением ответственности собственника за противопожарное состояние объекта защиты.     

Главная цель Регламента - обеспечение безопасности людей при пожаре и защиты имущества от воздействия опасных факторов пожара. При этом каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. В Регламенте раскрыты основные понятия в области пожарной безопасности, приведены классификации пожаров, пожарной опасности, веществ и материалов, пожароопасных зон, пожарной техники и т.п. Определены системы предотвращения, обнаружения и тушения пожаров, защитные системы.

Основные положения Технического регламента о требованиях пожарной безопасности приведены на рис.2.8-2.11.