ПРИКАЗ
от 2 сентября 2009 года N 772
Об организации и методическом сопровождении внеплановых проверок гидроэлектростанций Российской Федерации
Во исполнение пункта 31 Перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина от 27 августа 2009 года N ВП-П9-4955
приказываю:
1. Утвердить Методические рекомендации по проведению проверок гидроэлектростанций согласно приложению N 1 к настоящему приказу.
2. Руководителям территориальных управлений Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, на подконтрольной территории которых находятся гидроэлектростанции:
2.1. в период с 7 сентября по 20 октября 2009 года организовать и провести внеплановые проверки состояния гидротехнических сооружений, гидротурбинных установок и электротехнического оборудования, гидроэлектростанций, указанных в приложении N 2 к настоящему приказу, до оформления актов проверки готовности к работе в осенне-зимний период 2009-2010 годов;
2.2. утвердить графики проведения проверок гидроэлектростанций по срокам, не превышающим 20 рабочих дней, и довести их до руководителей проверяемых объектов;
2.3. организовать координацию работы членов комиссий по проверке соблюдения требований безопасности на проверяемых энергообъектах;
2.4. при проведении проверок руководствоваться Методическими рекомендациями по проверке гидроэлектростанций, утвержденными настоящим приказом, и перечнем вопросов, изложенных в приложении N 3 к настоящему приказу;
2.5. обратить особое внимание при организации и проведении проверок гидроэлектростанций:
на наличие технического освидетельствования оборудования, отработавшего установленный нормативный ресурс;
на выполнение проектных решений и рекомендаций изготовителей по несению режимов нагрузки на турбогенераторы и фактическим заданиям на режим нагрузки, установленный системным оператором;
на наличие результатов проектно-сдаточных и периодических вибрационных испытаний и осмотров статора;
на наличие разрешений акционерного общества на временную эксплуатацию гидроагрегата с вибрацией, превышающей допустимые нормы;
на наличие утвержденной в установленном порядке декларации безопасности гидротехнического сооружения, разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения, регистрацию гидротехнического сооружения в Российском реестре гидротехнических сооружений;
на наличие в машинном зале систем видеонаблюдения, обеспечивающих контроль рабочих мест оперативного персонала машинного зала, контроль состояния колонок регулирования каждого гидроагрегата, а также щитов автоматики и управления гидроагрегата;
на наличие планов ликвидации аварийных ситуаций и готовность по их исполнению.
2.6. В срок не позднее 7 сентября 2009 года назначить должностных лиц, ответственных за представление информации о ходе проведения проверки в Управление энергетического и строительного надзора (Горлов А.Н.).
2.7. Обеспечить ежедневный мониторинг хода проведения проверок и представления в Управление энергетического и строительного надзора (Горлов А.Н.) каждую среду недели к 15 часам, по московскому времени, оперативной информации о результатах проделанной работы.
2.8. По результатам проведенных контрольных мероприятий в срок до 23 октября 2009 года представить в Управление энергетического и строительного надзора (Горлов А.Н.) обобщенные итоговые справки, а также копии актов проверок и предписаний.
2.9. Информацию и материалы по подпунктам 2.6-2.8 настоящего приказа направлять в установленные сроки на адрес электронной почты: A.Samorodov@gosnadzor.ru.
3. Управлению энергетического и строительного надзора (Горлов А.Н.) в срок до 1 ноября 2009 года представить руководителю Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору отчет по итогам внеплановых проверок гидроэлектростанций Российской Федерации.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель
Н.Г.Кутьин
Методические рекомендации по проведению проверок гидроэлектростанций
1. При осуществлении мероприятий по контролю, надзору (проверке) гидроэлектростанций должностные лица Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба) дают оценку соответствия выполнения юридическим лицом (собственником):
Постановления Правительства Российской Федерации от 16 октября 1997 года N 1320 "Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 42, ст.4794; 1998, N 21, ст.2241);
Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 11 июня 2003 года N 90 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 июня 2003 года, регистрационный N 4719);
Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 11 июня 2003 года N 91 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 19 июня 2003 года, регистрационный N 4776);
Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13 января 2003 года N 6 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 2 января 2003 года, регистрационный N 4145);
Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19 июня 2003 года N 229 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2003 года, регистрационный N 4799);
Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 года N 115 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 2 апреля 2003 года, регистрационный N 4358);
Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства топлива и энергетики Российской Федерации от 19 февраля 2000 года N 49 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации от 16 марта 2000 года, регистрационный N 2150), далее - обязательные требования.
Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 года N 313 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 27 июня 2003 года, регистрационный N 4838).
2. Оценка соответствия выполнения юридическим лицом (собственником) обязательных требований проводится, в том числе по следующим вопросам:
2.1. Численность промышленно-производственных рабочих (человек): в том числе оперативного персонала.
2.2. Численность управленческого персонала и специалистов (человек): в т.ч. руководящих работников, оперативных работников, специалистов.
2.3. Наличие актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.
2.4. Наличие сертификатов на основное оборудование согласно Номенклатуре продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация, утвержденной постановлением Госстандарта России от 30 июля 2002 года N 64.
2.5. По отдельным показателям (группе показателей) дается текстовое дополнение технико-экономических показателей, характеризующих работу предприятия, подразделения, в том числе состояние строящихся и вновь введенных объектов, качество ремонта и технического обслуживания оборудования и т.п.
2.6. Соответствие подконтрольного объекта проектным решениям (по каждому виду отраслевого надзора).
2.7. Наличие проектных решений на реконструкцию, модернизацию, ремонт оборудования, зданий и сооружений.
При оценке соответствия пожарной безопасности объекта проверяются:
3. Организация работы производственно-технического контроля. Назначение ответственных лиц по пожаробезопасности. Наличие приказов. Соблюдение порядка и периодичность проверки знаний по пожарной безопасности инженерно-технических работников, рабочих и служащих.
4. Наличие оперативного плана пожаротушения и его качество.
5. Организация противопожарной учебы персонала. Проведение противопожарных тренировок (охват, проведение совместных учений с военизированными пожарными частями. Проверка знаний по Правилам пожарной безопасности (далее - ППБ).
6. Организация огневых и пожароопасных работ. Наличие оперативного плана или карточек тушения пожара.
7. Противопожарное состояние энергообъектов.
8. Наличие и техническое состояние стационарных установок пожаротушения, в цехах, на подстанциях, лабораториях и других помещениях (техдокументация, режим работы, испытания и т.д.).
9. Укомплектованность и годность первичных средств пожаротушения, выполнение периодических проверок. Наличие журналов контроля состояния первичных средств пожаротушения.
10. Пожарное водоснабжение (техдокументация, испытания, порядок вывода в ремонт, утепление в зимний период).
11. Надежность схемы электроснабжения пожарных насосов.
При оценке соответствия рекомендуется оценить вопросы:
12. Контроля за суммарными величинами невыполнения заданий, недобора мощности и эксплуатационных ограничений мощности. Перечислить основные причины и недостатки в разработке и реализации мероприятий по их ликвидации.
13. Причин снижения коэффициента использования установленной мощности по энергообъекту и по наиболее крупным группам оборудования.
14. Выполнения проектных решений и рекомендаций изготовителей по несению режимов нагрузки на турбогенераторы и фактическим заданиям на режим нагрузки, установленные системным операторам.
При оценке соответствия рекомендуется оценить вопросы:
15. Обеспеченности оперативно-диспетчерского персонала станции помещениями в соответствии с санитарными нормами и отраслевыми требованиями.
16. Соответствия помещений, где размещено серверное оборудование, на допустимость режимов работы по наличию систем гарантированного или резервного электропитания и пожаротушения (включая регламент действия персонала и технического оснащения).
17. Наличия Перечня необходимых инструкций, положений и технологических схем, предусмотренных Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19 июня 2003 года N 229.
18. Наличия инструкций, указанных в Перечне, их соответствие обязательным требованиям по форме и содержанию и соблюдение сроков их пересмотра и порядка внесения изменений.
19. Наличия инструкций по регулированию режимов, производству оперативных переключений, предотвращению и ликвидации технологических нарушений (с указанием аварийно-допустимых перетоков в сечениях, аварийных уровней напряжения в узловых точках системы и технических минимумов объектов генерации).
20. Порядка хранения оперативной документации, записи оперативно-диспетчерских переговоров и выходных документов, формируемых оперативно-информационными комплексами.
21. Наличия комплекта необходимых схем, соблюдение сроков их пересмотра и порядка внесений изменений.
22. Наличия утвержденного перечня линий, оборудования и устройств релейной защиты и автоматики (далее - РЗА), средства диспетчерского и технологического управления (далее - СДТУ) распределенных по способу диспетчерского управления, с учетом решений вышестоящего органа оперативно-диспетчерского управления.
23. Наличия инструкции по диспетчерскому управлению, ведению оперативных переговоров и записей.
24. Наличия утвержденного Положения о взаимоотношениях с субъектами электроэнергетики и его исполнение.
25. Наличия положений о взаимоотношениях с филиалами ОАО "Системный оператор единой энергетической системы" (далее - ОАО "СО ЕЭС").
26. Наличия таблиц предельно допустимых нагрузок оборудования, находящихся в оперативном управлении или ведении оперативно-диспетчерского персонала станции.
27. Порядка ведения оперативной документации.
28. Порядка приема-сдачи смены оперативно-диспетчерским персоналом, станции.
29. Использования при планировании режимов работы станции следующих данных:
прогноз потребления электрической энергии на соответствующий планируемому промежуток времени;
характеристики электрических сетей.