ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 октября 2009 года N 792
(с изменениями на 16 декабря 2013 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2012 года N 508 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 22, 28.05.2012);
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2012 года N 882 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 37, 10.09.2012);
постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2013 года N 890 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.10.2013)
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2013 года N 1163 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.12.2013).
____________________________________________________________________
В целях реализации Федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009-2013 годы".
2. Федеральным органам исполнительной власти - участникам Государственной программы, утвержденной настоящим постановлением, совместно с Министерством финансов Российской Федерации при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период предусматривать средства на реализацию указанной Государственной программы.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
"Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009-2013 годы"
(с изменениями на 16 декабря 2013 года)
В России ежегодно около 10 миллионов человек выступают в качестве потерпевших и свидетелей в ходе расследования и рассмотрения уголовных дел по особо тяжким преступлениям. Из них каждый пятый получает угрозы с целью изменения либо отказа от даваемых показаний. Значительное количество граждан, ставших жертвами или свидетелями преступлений, не обращаются в правоохранительные органы, опасаясь мести со стороны преступников либо не веря в эффективность государственной защиты.
Актуальность проблемы подтверждена практикой применения Государственной программы "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы". Только 3296 участников уголовного судопроизводства, или 5,5 процента прогнозируемого уровня, были охвачены программными мероприятиями. В отношении их были осуществлены 3842 меры безопасности. Преимущественно применялись меры безопасности "личная охрана, охрана жилища и имущества" и "обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице". В большинстве случаев государственная защита требовалась свидетелям (63,2 процента), реже - потерпевшим (23 процента), подозреваемым и обвиняемым (3,12 процента).
Вступивший в действие с 1 января 2005 года Федеральный закон "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" (далее - Федеральный закон) заложил основы системы государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства (далее - защищаемые лица).
В Федеральном законе установлены принципы осуществления и виды государственной защиты, включающие меры безопасности и социальной поддержки, определены органы, обеспечивающие государственную защиту, и порядок применения мер.
Вопросы осуществления государственной защиты затрагивают сферы деятельности многих федеральных органов исполнительной власти, поэтому реализация Федерального закона в полной мере возможна только при условии консолидации их усилий по решению комплекса проблем обеспечения безопасности защищаемых лиц.
Это особенно актуально в современных условиях наработки практического опыта применения конкретных мер государственной защиты, установленных Федеральным законом.
Государственная программа "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009-2013 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона рабочей группой Министерства внутренних дел Российской Федерации на основе предложений федеральных органов исполнительной власти.
Программа учитывает опыт реализации Государственной программы "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы", а также зарубежный опыт планирования и проведения мероприятий в этой области.
Программа направлена на осуществление определенных Федеральным законом мер безопасности и социальной поддержки защищаемых лиц независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.
В ходе реализации Программы будут применены меры государственной защиты в отношении свыше 10 тысяч участников уголовного судопроизводства.
Реализация Программы обеспечит получение необходимых статистических данных, а также накопление опыта применения той или иной меры государственной защиты, а также одновременного применения нескольких мер в отношении одного защищаемого лица.
Результаты реализации Программы будут использованы при подготовке предложений по совершенствованию мер государственной защиты, повышению эффективности деятельности органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности защищаемых лиц, а также разработке показателей эффективности реализации мер государственной защиты, методики и критериев их оценки.
В соответствии с Федеральным законом целью Программы является реализация мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.
Программа осуществляется в 2009-2013 годах.
Участниками Программы являются органы, осуществляющие меры безопасности и социальной поддержки, - Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная таможенная служба, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральная служба по труду и занятости.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 18 сентября 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2012 года N 882; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2013 года N 890. - См. предыдущую редакцию)
Координатор Программы - Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Основные мероприятия Программы приведены в приложении N 1.
Мероприятия Программы не повторяют мероприятия действующих федеральных целевых и ведомственных программ.
Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета. Общий объем ассигнований федерального бюджета в 2009-2013 годах составит в ценах соответствующих лет 1331,36 млн. рублей, в том числе:
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2012 года N 508; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2013 года N 890; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2013 года N 1163. - См. предыдущую редакцию)
на личную охрану, охрану жилища и имущества - 89,67 млн. рублей;
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2012 года N 508; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2013 года N 890. - См. предыдущую редакцию)
на приобретение для защищаемых лиц специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности - 109,76 млн. рублей;
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2012 года N 508; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2013 года N 890. - См. предыдущую редакцию)
на обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах - 2,89 млн. рублей;
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2012 года N 508; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2013 года N 890. - См. предыдущую редакцию)
на переселение защищаемых лиц на другое место жительства - 156,73 млн. рублей;
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2012 года N 508; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2013 года N 890. - См. предыдущую редакцию)
на замену документов защищаемых лиц - 2,06 млн. рублей;
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2012 года N 508; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2013 года N 890. - См. предыдущую редакцию)
на изменение внешности защищаемых лиц - 6,03 млн. рублей;
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2012 года N 508; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2013 года N 890. - См. предыдущую редакцию)
на временное помещение защищаемых лиц в безопасное место - 858,22 млн. рублей;
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2012 года N 508; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2013 года N 890; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2013 года N 1163. - См. предыдущую редакцию)
на применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемых лиц, содержащихся под стражей или находящихся в местах лишения свободы, - 88 млн. рублей;
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2012 года N 508. - См. предыдущую редакцию)
на применение мер социальной поддержки - 18 млн. рублей.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2012 года N 508; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2013 года N 890. - См. предыдущую редакцию)
Распределение затрат среди участников Программы приведено в приложении N 2. Распределение затрат по направлениям финансирования приведено в приложении N 3.
Объемы ассигнований федерального бюджета на финансирование мероприятий Программы уточняются ежегодно в установленном порядке при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год.
Распределение ассигнований федерального бюджета между участниками Программы производится в пределах средств, предусмотренных на реализацию Программы на очередной финансовый год.
Мероприятия Программы реализуются в порядке, обеспечивающем конфиденциальность сведений о производимых расходах.
Механизм реализации Программы включает в себя организационные мероприятия, обеспечивающие управление процессами планирования, исполнения и контроля.
Текущий контроль за ходом реализации Программы и координацию деятельности участников осуществляет межведомственная рабочая группа, создаваемая Правительством Российской Федерации из представителей федеральных органов исполнительной власти - участников Программы.
Участники Программы ежегодно уточняют затраты по мероприятиям, принимая во внимание результаты применения мер государственной защиты и выделяемые на реализацию Программы финансовые средства.
Изменение объемов финансирования отдельных мероприятий осуществляется путем внесения изменений в Программу в соответствии с предложениями координатора Программы, согласованными с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации.
Исполнители мероприятий по приобретению специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности для выдачи защищаемым лицам определяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Взаимоотношения участников Программы и защищаемых лиц в ходе реализации Программы определяются в порядке, установленном Федеральным законом и гражданским законодательством Российской Федерации.
Координатор Программы ежегодно, не позднее 1 апреля, представляет в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации отчет о выполнении программных мероприятий за прошедший год и об использовании ассигнований федерального бюджета, подготовленный на основании представленных ему участниками Программы материалов. Доклад о результатах выполнения Программы за прошедший год представляется координатором Программы в Правительство Российской Федерации ежегодно, не позднее 1 мая.
Отчет о реализации Программы представляется координатором Программы в Правительство Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации не позднее 1 мая 2014 года.
Основные мероприятия Государственной программы "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009-2013 годы"
(с изменениями на 16 декабря 2013 года)
(млн.рублей) | ||||||||||||||||
Мероприятия | Ответственные за реализацию мероприятия | Срок выполнения | Ожидаемый результат | Финансовые затраты | ||||||||||||
2009 -2013 годы - всего | в том числе | |||||||||||||||
2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | ||||||||||||
| ||||||||||||||||
1. | Создание (укрепление) в структуре органов государственной власти, на которые возложены задачи по осуществлению мер безопасности, специальных подразделений | МВД России | 2009 год | осуществление мер безопасности в отношении защищаемых лиц | в пределах численности, финансирование которой осуществляется за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год | |||||||||||
2. | Внедрение системы показателей эффективности мер государственной защиты, методики и критериев их оценки | МВД России | 2010 год | повышение эффективности осуществления мер государственной защиты | текущее финансирование исполнителей мероприятий | |||||||||||
(Позиция в редакции, введенной в действие с 18 сентября 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2012 года N 882. - См. предыдущую редакцию) | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
3. | Анализ применения норм Федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", подготовка предложений по совершенствованию нормативного правового регулирования в сфере осуществления государственной защиты | МВД России | 2013 год | совершенствование нормативно-правового обеспечения мер государственной защиты | текущее финансирование исполнителей мероприятий | |||||||||||
(Позиция в редакции, введенной в действие с 18 сентября 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2012 года N 882. - См. предыдущую редакцию) | ||||||||||||||||
4. | Разработка проекта государственной программы по обеспечению безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014 год и последующие годы | МВД России | 2013 год | обеспечение реализации Федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" | текущее финансирование исполнителей мероприятий | |||||||||||
(Позиция в редакции, введенной в действие с 18 сентября 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2012 года N 882. - См. предыдущую редакцию) | ||||||||||||||||
III. Меры обеспечения безопасности | ||||||||||||||||
5. | Осуществление личной охраны защищаемых лиц, охрана их жилища и имущества, в том числе: | 2009- | недопущение воздействия на защищаемых лиц и причинения им имуществен- | 89,67 | 15,63 | 21,2 | 22,84 | 14 | 16 | |||||||
МВД России | 64,81 | 10,01 | 15,08 | 16,72 | 10 | 13 | ||||||||||
ФСБ России | - | - | - | - | - | - | ||||||||||
Минобороны России | 2,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | ||||||||||
ФСКН России | 20,36 | 5,12 | 5,12 | 5,12 | 3 | 2 | ||||||||||
ФТС России | 2 | - | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | ||||||||||
личная охрана | МВД России | 2009- | недопущение физического воздействия на защищаемых лиц | текущее финансирование исполнителей мероприятий | ||||||||||||
охрана жилища и имущества защищаемых лиц | 2009- | недопущение воздействия на защищаемых лиц и причинения им имуществен- | 89,67 | 15,63 | 21,2 | 22,84 | 14 | 16 | ||||||||
МВД России | 64,81 | 10,01 | 15,08 | 16,72 | 10 | 13 | ||||||||||
ФСБ России | - | - | - | - | - | - | ||||||||||
Минобороны России | 2,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | ||||||||||
ФСКН России | 20,36 | 5,12 | 5,12 | 5,12 | 3 | 2 | ||||||||||
ФТС России | 2 | - | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | ||||||||||
6. | Приобретение для защищаемых лиц специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности | 2009- | предупрежде- | 109,76 | 23,5 | 31,84 | 34,32 | 11,58 | 8,52 | |||||||
МВД России | 75,81 | 15,03 | 22,62 | 25,1 | 7,06 | 6 | ||||||||||
ФСБ России | - | - | - | - | - | - | ||||||||||
Минобороны России | 3,8 | 0,76 | 0,76 | 0,76 | 0,76 | 0,76 | ||||||||||
ФСКН России | 27,1 | 7,7 | 7,7 | 7,7 | 3 | 1 | ||||||||||
ФТС России | 3,05 | 0,01 | 0,76 | 0,76 | 0,76 | 0,76 | ||||||||||
7. | Обеспечение конфиденциаль- | 2009- | исключение доступа к информации о защищаемых лицах со стороны обвиняемых и иных | 2,89 | 0,55 | 0,68 | 0,73 | 0,51 | 0,42 | |||||||
МВД России | 1,44 | 0,25 | 0,37 | 0,42 | 0,2 | 0,2 | ||||||||||
ФСБ России | 0,75 | 0,15 | 0,15 | 0,15 | 0,15 | 0,15 | ||||||||||
Минобороны России | 0,05 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | ||||||||||
ФСКН России | 0,61 | 0,14 | 0,14 | 0,14 | 0,14 | 0,05 | ||||||||||
ФТС России | 0,04 | - | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | ||||||||||
8. | Переселение защищаемого лица на другое место жительства | 2009- | исключение воздействия на защищаемых лиц со стороны обвиняемых и иных | 156,73 | 31,28 | 42,42 | 34,58 | 15 | 33,45 | |||||||
МВД России | 107,98 | 20,03 | 30,17 | 22,33 | 7 | 28,45 | ||||||||||
ФСБ России | - | - | - | - | - | - | ||||||||||
Минобороны России | 5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||||
ФСКН России | 39,75 | 10,25 | 10,25 | 10,25 | 6 | 3 | ||||||||||
ФТС России | 4 | - | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||||
9. | Замена документов защищаемого лица | 2009- | ограничение доступа к информации о защищаемых лицах | 2,06 | 0,39 | 0,53 | 0,56 | 0,26 | 0,32 | |||||||
МВД России | 1,36 | 0,24 | 0,37 | 0,4 | 0,1 | 0,25 | ||||||||||
ФСБ России | - | - | - | - | - | - | ||||||||||
Минобороны России | 0,05 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | ||||||||||
ФСКН России | 0,61 | 0,14 | 0,14 | 0,14 | 0,14 | 0,05 | ||||||||||
ФТС России | 0,04 | - | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | ||||||||||
10. | Изменение внешности защищаемого лица | 2009- | исключение воздействия на защищаемых лиц со стороны обвиняемых и иных | 6,03 | 1,19 | 1,6 | 1,72 | 0,96 | 0,56 | |||||||
МВД России | 4,16 | 0,76 | 1,14 | 1,26 | 0,5 | 0,5 | ||||||||||
ФСБ России | - | - | - | - | - | - | ||||||||||
Минобороны России | 0,15 | 0,03 | 0,03 | 0,03 | 0,03 | 0,03 | ||||||||||
ФСКН России | 1,6 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | - | ||||||||||
ФТС России | 0,12 | 0,03 | 0,03 | 0,03 | 0,03 | |||||||||||
11. | Содействие в устройстве защищаемого лица на другое, временное или постоянное, подходящее ему место работы (службы) или учебы | МВД России | 2009- | исключение воздействия на защищаемых лиц со стороны обвиняемых и иных | текущее финансирование исполнителей мероприятий | |||||||||||
12. | Временное помещение | 2009-2013 годы | исключение воздействия | 858,22 | 132,53 | 148,49 | 164,51 | 216,95 | 195,74 | |||||||
защищаемого лица в | МВД России | на защищаемых лиц со | 318,28 | 30,02 | 45,25 | 61,27 | 102,64 | 79,1 | ||||||||
безопасное место | ФСБ России | стороны обвиняемых | 420 | 84,85 | 84,85 | 84,85 | 84,85 | 80,6 | ||||||||
Минобороны России | и иных заинтересован- | 7,6 | 1,52 | 1,52 | 1,52 | 1,52 | 1,52 | |||||||||
ФСКН России | лиц | 105,47 | 15,35 | 15,35 | 15,35 | 26,42 | 33 | |||||||||
ФТС России | 6,87 | 0,79 | 1,52 | 1,52 | 1,52 | 1,52 | ||||||||||
(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2013 года N 1163. - См. предыдущую редакцию) | ||||||||||||||||
13. | Применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в местах лишения свободы, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбытия наказания в другое | ФСИН России | 2009- | исключение воздействия на защищаемых лиц, содержащихся под стражей или находящихся в местах лишения свободы | 88 | 17,6 | 17,6 | 17,6 | 17,6 | 17,6 | ||||||
Всего | 1313,36 | 222,67 | 264,36 | 276,86 | 276,86 | 272,61 | ||||||||||
(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2013 года N 1163. - См. предыдущую редакцию) | ||||||||||||||||
IV. Меры социальной поддержки | ||||||||||||||||
14. | Выплата единовремен- | 2009- | компенсиро- | 2,525 | 0,6 | 0,595 | 0,595 | 0,14 | 0,595 | |||||||
ФМБА России | 1,79 | 0,6 | 0,595 | 0,595 | - | - | ||||||||||
Роструд | 0,735 | - | - | - | 0,14 | 0,595 | ||||||||||
15. | Выплата единовремен- | 2009- | компенсиро- | 11,155 | 2,63 | 2,635 | 2,635 | 0,62 | 2,635 | |||||||
ФМБА России | 7,9 | 2,63 | 2,635 | 2,635 | - | - | ||||||||||
Роструд | 3,255 | - | - | - | 0,62 | 2,635 | ||||||||||
16. | Выплата | 2009- | компенсиро- | 4,32 | 1,02 | 1,02 | 1,02 | 0,24 | 1,02 | |||||||
ФМБА России | 3,06 | 1,02 | 1,02 | 1,02 | - | - | ||||||||||
Роструд | 1,26 | - | - | - | 0,24 | 1,02 | ||||||||||
Всего по разделу IV | 18 | 4,25 | 4,25 | 4,25 | 1 | 4,25 | ||||||||||
Итого по Программе | 1331,36 | 226,92 | 268,61 | 281,11 | 277,86 | 276,86 | ||||||||||
(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2013 года N 1163. - См. предыдущую редакцию) |