Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 21 сентября 2009 года N 1349-р

 [Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы"]

____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы".

2. Определить:

государственным заказчиком - координатором федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы" (далее - Программа) - Минкомсвязь России;

государственными заказчиками Программы - Минкомсвязь России, Роспечать и Россвязь.

3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 76366 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).

4. Минкомсвязи России обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.

5. Федеральному космическому агентству в установленном порядке внести предложения о внесении в Федеральную космическую программу России на 2006-2015 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2005 г. N 635 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 683), изменений в части источников, сроков и объемов финансирования создания космических аппаратов "Экспресс-АМ5", "Экспресс-АМ6", "Экспресс-АМ7", "Экспресс-АМ8".

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

     

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 21 сентября 2009 года
N 1349-р

КОНЦЕПЦИЯ
федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы"

1. Обоснование соответствия целей развития телерадиовещания приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации

В период перехода развитых стран к построению информационного общества телерадиовещание стало важнейшим средством массовой информации, влияющим на духовное развитие и экономическую активность населения, социальную стабильность и развитие институтов гражданского общества.

Создание в Российской Федерации единого информационного пространства, в первую очередь развитие телерадиовещания, направлено на обеспечение конституционных прав и свобод человека, равного доступа к массовой информации, эффективное использование духовного и культурного наследия нации, ее исторических традиций, соблюдение норм общественной жизни, защиту нравственных ценностей и воспитание патриотизма.

Одним из институтов, способствующих повышению темпов экономического развития, развитию человеческого капитала и повышению качества жизни, является государственная поддержка массовых коммуникаций.

Среди задач в сфере массовых коммуникаций выделяются:

модернизация сети телерадиовещания Российской Федерации, включая переход на цифровое вещание и расширение вещания на страны ближнего и дальнего зарубежья;

повышение адресности и увеличение разнообразия информационных услуг;

разработка, внедрение и распространение новых информационных продуктов и технологий в сфере массовых коммуникаций;

обеспечение максимальной доступности для населения социально значимого пакета телерадиопрограмм федерального и регионального уровней.

Созданная в течение нескольких десятилетий государственная система бесплатного наземного эфирного телерадиовещания в силу географических, социальных и экономических причин составляет основу информационного обеспечения населения страны. Для большинства населения страны единственным общедоступным источником получения телерадиоканалов является эфирное вещание.

Основу государственной системы телерадиовещания составляют федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (далее - ВГТРК), федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", открытое акционерное общество "Первый канал", федеральное государственное унитарное предприятие "Космическая связь", федеральное государственное унитарное предприятие "Телевизионный технический центр "Останкино".

Наземный сегмент государственной телевизионной и радиовещательной сети составляют региональные, республиканские, краевые и областные радиотелевизионные передающие центры, входящие в состав единого государственного оператора телерадиовещания федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - государственный оператор связи), ответственного за эфирное вещание на территории Российской Федерации программ общероссийских телерадиовещательных организаций - ВГТРК, открытого акционерного общества "Первый канал", открытого акционерного общества "Телерадиокомпания "Петербург", открытого акционерного общества "Телекомпания НТВ".

В настоящее время имеются существенные различия в доступности эфирных телевизионных каналов для населения в различных регионах Российской Федерации.

В соответствии с отчетными данными Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям население России охвачено эфирным аналоговым телевизионным вещанием в следующих объемах:

одной программой - 98,8 процента;

двумя программами - 96,7 процента;

тремя программами - 73,2 процента;

четырьмя программами - 56,1 процента;

пятью программами - 33 процента.

Наряду с бесплатным наземным эфирным телевизионным вещанием в крупных городах и населенных пунктах развивается платное кабельное и спутниковое телевидение, предоставляющее населению увеличенный пакет каналов и ряд дополнительных услуг.

Передающая сеть звукового радиовещания в ДВ-, СВ- и КВ-диапазонах для внутрироссийского вещания и иновещания, созданная на территории России к середине 80-х годов, обеспечивала практически полный охват населения России уверенным приемом государственных радиопрограмм и позволяла решать задачи по круглосуточному глобальному вещанию на 78 языках народов мира.

В результате значительного сокращения объемов вещания, прекращения государственного финансирования содержания мощных радиопередатчиков и износа оборудования Российская Федерация в настоящее время утратила место лидера мирового радиовещания. Значительно ухудшились качество и надежность вещания на иностранные государства. По состоянию на начало 2008 года общие потери аудитории государственного внутрироссийского вещания составили более 25 млн. человек.

В результате снижения загрузки и мощности передатчиков государственное радиовещание сегодня не может в полном объеме выполнить функцию оповещения населения в чрезвычайных ситуациях, что является одной из основных обязанностей таких радиостанций, как "Радио России" и "Маяк".

Стереофоническим УКВ-ЧМ-вещанием охвачено немногим более 1 процента территории Российской Федерации - города и крупные населенные пункты, общая численность населения которых составляет менее 70 процентов городского населения страны. Остальная часть территории и населения Российской Федерации охвачена радиовещанием в диапазоне коротких, средних и длинных волн, характеристики приема радиопрограмм в которых значительно уступают УКВ-ЧМ-вещанию.

Как показывают социологические исследования, существует острая потребность в создании и трансляции новых общероссийских каналов, в частности детского канала, юношеского канала, учебного канала, информационного канала новостей, канала путешествий, о флоре и фауне, военно-патриотического канала, канала научно-популярных программ и фильмов, канала передач о литературе, живописи, архитектуре и других.

Распространение телерадиоканалов в общероссийском масштабе в аналоговом формате является на сегодняшний день энерго-, материало- и трудозатратным, а с учетом ограниченности свободного радиочастотного ресурса модернизация аналоговых сетей вещания по принципу воспроизводства, тем более для организации новых каналов вещания, становится бесперспективной.

Международным союзом электросвязи на конференции по планированию наземного цифрового вещания "Женева-06" установлен срок окончания переходного периода на цифровое наземное эфирное вещание - 2015 год.

Задачи внедрения в Российской Федерации современных технологий распространения телерадиоканалов и выполнения международных соглашений в области электросвязи нашли отражение, в частности, в следующих решениях:

о целесообразности внедрения в Российской Федерации европейской системы цифрового телевизионного вещания DVB и о разработке программы развития в Российской Федерации системы цифрового телевизионного вещания DVB (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 мая 2004 года N 706-р);

об одобрении Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008-2015 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 1700-р).

Таким образом, решение ключевых проблем развития телерадиовещания соответствует международным соглашениям, существующей экономической политике и приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации.

2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

Задачи создания современной материально-технической базы телерадиовещания в местах постоянного проживания населения страны, формирования благоприятных условий для появления новых востребованных обществом телеканалов и радиоканалов и формирования конкурентного рынка в этой сфере могут быть решены только при участии государства.

Целесообразность развития телерадиовещания в Российской Федерации с использованием программно-целевого метода определяется следующими факторами:

масштабность и межотраслевой характер;

высокая ресурсоемкость;

ограниченные сроки;

нахождение частотного ресурса в федеральной собственности;

определение органами государственной власти федерального уровня условий использования частотного ресурса;

международные обязательства Российской Федерации в области цифрового телерадиовещания;

общегосударственная значимость, определяемая актуальностью социально-экономических задач, относящихся к компетенции различных органов государственной власти федерального уровня, решение которых прямо или косвенно связано с эффективным развитием телерадиовещания;

необходимость в комплексной взаимоувязке мероприятий по развитию телерадиовещания.

Главными задачами, стоящими перед государством в рамках разрабатываемой федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы" (далее Программа), являются:

создание сети распределения и доставки до потребителя в цифровом формате общероссийских обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов (далее - обязательные телерадиоканалы);

обеспечение гарантированного распространения обязательных телерадиоканалов во всех населенных пунктах Российской Федерации;

поддержание аналогового телевещания на период реализации Программы;

обеспечение повсеместного государственного радиовещания заданного качества, то есть качества, эквивалентного или превосходящего качество стереофонического звучания CD-аудиозаписи.

Эффективное решение существующих проблем возможно только при участии государства и в рамках программно-целевого подхода, так как:

мероприятия по развитию телерадиовещания в Российской Федерации в 2009-2015 годах будут носить межотраслевой и межрегиональный характер и потребуют согласованных действий различных органов государственной власти;

развитие телерадиовещания относится к приоритетным задачам Российской Федерации;

разработка и реализация мероприятий для решения существующих проблем потребует внедрения принципов индикативного бюджетного планирования, ориентированного на результат.

Применение программно-целевого метода при максимальной открытости и контроле со стороны Правительства Российской Федерации и общественных институтов обеспечит согласованную работу федеральных органов исполнительной власти, консолидацию финансовых ресурсов и вовлечение всех участников рынка в процесс достижения поставленных целей.

3. Характеристика и прогноз развития сложившейся ситуации в сфере телерадиовещания без использования программно-целевого метода

Промедление с решением задач внедрения цифрового вещания и обновления спутниковой группировки ведет к усугублению следующих проблем:

потеря частотного ресурса наземного вещания Российской Федерации в результате захвата сопредельными государствами частот в приграничной зоне шириной до 800 км (уже приняты государственные программы, идут строительство и эксплуатация цифровых сетей вещания на Украине, в Казахстане, государствах Балтии, Китае и Японии);

потеря орбитальных позиций и орбитально-частотного ресурса Российской Федерации;

сбои (вплоть до полной остановки) при предоставлении услуг спутниковой связи, в том числе для действующей системы телерадиовещания и связи специального назначения.

Отсутствие федеральной целевой программы развития телерадиовещания в Российской Федерации влечет за собой следующие негативные последствия:

разрушение единого информационного пространства страны и усиление информационного влияния извне;

ограничение возможности развития многоканального телерадиовещания, нарушение конституционного права граждан на получение информации;

сокращение возможности оповещения населения при чрезвычайных ситуациях, природных и техногенных катастрофах и в особый период;

прогрессивный рост бюджетных затрат на поддержание функционирования существующей государственной аналоговой телерадиовещательной сети;

рост дальнейшего технологического отставания российских средств массовых коммуникаций от мирового уровня, потеря возможности равноправного вхождения в глобальное информационное общество.

Таким образом, эффективное решение задач развития телерадиовещания в установленные сроки без использования программно-целевого подхода представляется невозможным.

4. Возможные варианты реализации Программы

В соответствии с Концепцией развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008-2015 годы основной целью развития телерадиовещания до 2015 года является обеспечение всего населения страны многоканальным вещанием с гарантированным предоставлением обязательных телевизионных каналов и радиоканалов заданного качества, что позволит государству реализовать функции по обеспечению конституционного права граждан на получение информации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»