Недействующий

О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 19 Федерального закона "О рекламе"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 19 Федерального закона "О рекламе"



В последние годы широкое распространение получила практика размещения наружной рекламы на стенах и крышах многоквартирных домов.

При этом статьей 19 Федерального закона "О рекламе" довольно подробно урегулирован вопрос, связанный с установкой и эксплуатацией рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности. Однако указанные нормы не позволяют урегулировать аналогичные вопросы в случаях размещения рекламы на многоквартирных домах или с использованием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В частности, действующей редакцией статьи 19 Федерального закона "О рекламе" не учитывается, что в соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса РФ крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции многоквартирного дома, а также иные объекты, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в доме, являются общим имуществом собственников помещений в данном доме и принадлежат собственникам помещений в доме на праве общей долевой собственности. Решение о передаче указанного имущества в пользование третьим лицам (в том числе для размещения на нем рекламных конструкций) должно приниматься общим собранием собственников помещений в данном доме.

Таким образом, из-за недостаточно четкой регламентации статьей 19 Федерального закона "О рекламе" отношений по получению согласия собственников помещений в многоквартирном доме на размещение наружной рекламы на многоквартирных домах, в некоторых городах органы местного самоуправления принимают решения, обязывающие рекламодателей и рекламопроизводителей заключать договоры о размещении рекламы не с собственниками общего имущества, а с органом местного самоуправления либо созданным им для этих целей унитарным предприятием. Для этих целей в договорах используется противоречащее законодательству понятие "рекламные площади, принадлежащие муниципальному образованию".

Есть и другая тенденция - из-за отсутствия прямого указания в Жилищном кодексе РФ на то, что решение о размещении рекламных конструкций на многоквартирных домах является решением о передаче общего имущества в пользование для целей рекламы, указанные решения в ряде случаев принимаются в нарушение части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ общими собраниями или исполнительными органами товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов.

В результате договоры о размещении рекламных конструкций заключаются с лицами, не обладающими соответствующими полномочиями, чем нарушаются права и законные интересы собственников общего имущества, используемого для размещения наружной рекламы.

В частности, нарушается не только закрепленное Жилищным кодексом РФ исключительное право собственников помещений в многоквартирном доме на распоряжение принадлежащим им имуществом, но и право указанных собственников на получение дохода от передачи имущества в пользование. В случаях, когда решение о размещении рекламных конструкций принимают органы местного самоуправления, доход по заключенному договору поступает, как правило, в бюджет муниципального образования.

Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 44 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 19 Федерального закона "О рекламе" направлен на устранение обозначенных выше проблем.

Прежде всего предлагается закрепить в пункте 3 части 2 статьи 44 ЖК РФ прямое указание на то, что данная норма распространяется в том числе на отношения, возникающие при использовании общего имущества многоквартирных домов в целях размещения рекламных конструкций.

Для обеспечения возможности применения норм Жилищного кодекса РФ об исключительном праве собственников помещений в многоквартирном доме на распоряжение принадлежащим им имуществом законопроект также закрепляет в статье 19 Федерального закона "О рекламе" прямое указание на необходимость получения согласия собственников помещений на размещение рекламных конструкций с использованием общего имущества многоквартирного дома.

Кроме того, внесение предлагаемых законопроектом изменений в Федеральный закон "О рекламе" позволит решить технический вопрос, связанный с формой выражения согласия собственников недвижимого имущества на размещение рекламной конструкции. В частности, законопроектом предлагается закрепить правило о том, что если для установки или закрепления рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, то документом, подтверждающим согласие собственников помещений в данном доме, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Кроме того, проект наделяет общее собрание правом определять лицо (или лиц), полномочное заключить от имени собственников договор о передаче в пользование общего имущества многоквартирного дома для размещения рекламных конструкций. На практике подписание каждым собственником общего имущества, проголосовавшим за заключение договора о передаче общего имущества в пользование (в том числе и за заключение договора о размещении рекламных конструкций), в ряде случаев затруднительно. С учетом изложенного законопроектом предлагается внести соответствующее дополнение в пункт 3 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ, а также указать на это в части 5 статьи 19 Федерального закона "О рекламе".

Внесение обозначенных изменений в законодательство ликвидирует вероятность неоднозначного толкования существующих норм, в частности, устранит практику принятия решений о размещении рекламы на многоквартирных домах органами местного самоуправления, общими собраниями, правлениями и иными исполнительными органами жилищных и жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников жилья.