Недействующий
Профессиональные справочные системы для специалистов
медицинской и фармацевтической промышленности

     

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА
 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 20 августа 2009 года N 140

Об утверждении Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним

(с изменениями на 22 марта 2010 года)     
____________________________________________________________________
Утратил силу с 6 апреля 2018 года на основании
приказа Минтранса России от 26 октября 2017 года N 463
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минтранса России от 22 марта 2010 года N 69 (Российская газета, N 98, 07.05.2010).

____________________________________________________________________


В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст.5557; 2008, N 29 (ч.I), ст.3418; N 30 (ч.II), ст.3616) и пунктом 5.2.53.18 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342; 2006, N 15, ст.1612; N 24, ст.2601; N 52 (ч.III), ст.5587; 2008, N 8, ст.740; N 11 (ч.I), ст.1029; N 17, ст.1883; N 18, ст.2060; N 22, ст.2576; N 42, ст.4825; N 46, ст.5337; 2009, N 3, ст.378; N 4, ст.506; N 6, ст.738; N 13, ст.1558; N 18 (ч.II), ст.2249),

приказываю:

     

1. Утвердить прилагаемые Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним.  

2. Признать не действующим на территории Российской Федерации пункт 20.6 приказа Министерства морского флота СССР от 27 мая 1991 года N 40 "О мерах по обеспечению безопасности мореплавания".

     

Министр
И.Е.Левитин



Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
24 сентября 2009 года,
регистрационный N 14863

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 20 августа 2009 года N 140

     

Общие правила
 плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним

(с изменениями на 22 марта 2010 года)     

     

I. Общие положения

     

1. Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним (далее - Общие правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о морских портах) и Федеральным законом от 30 апреля 1999 года N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" (далее - КТМ Российской Федерации).

________________

Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст.5557; 2008, N 29 (ч.I), ст.3418; 2008, N 30 (ч.II), ст.3616.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2207; 2001, N 22, ст.2125; 2003, N 27 (ч.I), ст.2700; 2004, N 45, ст.4377; 2005, N 52 (ч.I), ст.5581; 2006, N 50, ст.5279; 2007, N 46, ст.5557; N 50, ст.6246; 2008, N 29 (ч.I), ст.3418; N 30 (ч.II), ст.3616; N 49, ст.5748; 2009, N 1, ст.30.

2. Настоящие Общие правила устанавливают основные требования к плаванию судов и управлению движением судов на акваториях морских портов и на подходах к ним, в том числе в зонах действия систем управления движением судов; заходу судов в морские порты и выходу судов из морских портов; стоянке судов в морских портах и на подходах к ним; обеспечению безопасности и сохранности портовых гидротехнических сооружений; обеспечению экологической безопасности, соблюдению карантина в морских портах; выполнению маневров, связанных с прохождением судов относительно морских дноуглубительных судов при встречном плавании; ледокольной проводке судов; сигналам, регулирующим заход судов в морские порты и выход судов из морских портов; сигналам о приливах, об отливах и уровнях воды; сигналам об ожидаемых штормах и сильных ветрах.

________________

Статья 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

3. Настоящие Общие правила обязательны для исполнения судами независимо от их национальной и ведомственной принадлежности, а также физическими и юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющими деятельность в морском порту и на подходах к нему.

4. В каждом морском порту Российской Федерации с учетом географических, гидрометеорологических, технологических и навигационных особенностей морского порта в порядке, установленном Законом о морских портах, и на основании настоящих Общих правил разрабатываются обязательные постановления в морском порту (далее - обязательные постановления).

________________

Статья 14 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

5. В случае, если военно-морская база или пункт базирования военных кораблей имеет смежную с морским портом акваторию, порядок захода в морской порт и выхода из морского порта судов устанавливается старшим морским начальником по согласованию с капитаном морского порта, должностными лицами пограничного и таможенного органов.

6. При плавании и стоянке судов на акваториях морских портов и подходах к ним должны соблюдаться требования в области охраны человеческой жизни на море, безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов.

II. Правила плавания судов и управления движением судов на акваториях морских портов и подходах к ним, в том числе в зонах действия систем управления движением судов

7. При плавании на акватории морского порта и подходах к нему суда должны следовать по установленным схемам разделения движения судов, естественным или искусственным каналам, руслам рек, иным путям движения судов, оснащенным средствами навигационного оборудования и предназначенным для плавания судов (далее - фарватер), а также другим судоходным путям, предназначенным для плавания судов.

8. При расхождении с другими судами судно:

входящее в морской порт, уступает дорогу судну, выходящему из морского порта;

входящее на фарватер, уступает дорогу судну, следующему по фарватеру;

следующее по речному фарватеру против течения, уступает дорогу судну, следующему по этому фарватеру по течению;

входящее из бокового фарватера на главный фарватер, уступает дорогу судну, следующему по главному фарватеру.

9. Если судно ограничено в возможности маневрировать и несет огни и знаки в соответствии с правилом 27 Международных правил предупреждения столкновений судов в море (далее - МППСС-72) или стеснено своей осадкой и несет сигналы в соответствии с правилом 28 МППСС-72, то вместо требований, установленных пунктом 8 настоящих Общих правил, применяются предписания МППСС-72.

________________

Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXIII. - М., 1979. С.435-461. Конвенция вступила в силу для СССР 15 июля 1977 года. Документ о присоединении СССР к Конвенции с оговорками сдан на хранение Генеральному секретарю Межправительственной морской консультативной организации 9 ноября 1973 года.

10. В зависимости от особенностей морского порта в обязательных постановлениях могут быть указаны иные правила расхождения судов, чем установленные пунктом 8 настоящих Общих правил.

________________

Подпункт 3 пункта 4 статьи 14 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

11. При приближении с противоположных направлений двух судов к узкому месту, повороту или месту перехода со створа на створ, если одновременное прохождение судами таких мест невозможно или опасно, то судно, обязанное уступить дорогу другому судну, дает возможность судну, имеющему приоритет, завершить маневр, держась на безопасном расстоянии.

12. Ограничения по скорости движения судов на акватории морского порта с учетом особенностей акватории морского порта, гидротехнических сооружений, средств навигационного оборудования, интенсивности движения, типов и размерений судов устанавливаются обязательными постановлениями.

________________

Подпункт 3 пункта 4 статьи 14 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

13. Независимо от ограничений по скорости движения судов во избежание развития опасного волнения и снижения риска гидродинамического "присасывания" судов судно заблаговременно уменьшает свою скорость до минимально возможной, позволяющей безопасно управлять судном, в случае:

расхождения с буксирными караванами;

прохода около работающих кранов, экскаваторов, дебаркадеров, пристаней, доков, ошвартованных у причала судов;

прохода мест проведения подводных, гидротехнических и других специальных работ;

обхода дноуглубительных судов;

прохода мимо плотов и шлюпок с людьми, работающими у причала либо у борта судна;

прохода мимо судов, занятых бункеровочными операциями.

14. Судам с динамическим принципом поддержания движение по фарватерам при видимости пять кабельтовых и менее разрешается только в водоизмещающем положении.

15. Постановка судна на якорь на фарватере не допускается, за исключением:

угрозы явной опасности при дальнейшем движении судна;

вынужденной остановки судна вследствие технических повреждений;

закрытия прохода другими судами.

Капитан судна, вынужденного встать на якорь на фарватере, немедленно сообщает об этом капитану морского порта. В сообщении указываются наименование судна, время, место и причины постановки судна на якорь, а также сведения о затрудненности движения в районе стоянки.

16. В целях выполнения маневров судами или иными плавучими объектами на акватории морского порта и подходах к нему, в том числе для производства швартовых операций, входа судов или иных плавучих объектов в морской порт либо выхода их из морского порта, применяется операция по оказанию помощи одним судном (судами) другому судну (судам) при его (их) передвижении, маневрировании или осуществлении швартовых операций с использованием буксирного троса, других буксирных устройств или способом толкания (далее - буксировка).

17. Буксировка плавучих объектов на акватории морского порта и подходах к нему, за исключением швартовых операций, производится с разрешения капитана морского порта.

18. Количество и мощность буксиров должны обеспечивать безопасность буксировки судов на акватории морского порта.

19. Буксировка лагом судов, груженных легковоспламеняющимися нефтью и нефтепродуктами наливом, а также буксировка одним буксиром одновременно нескольких судов, груженных нефтью и нефтепродуктами наливом, не допускается (пункт дополнен с 18 мая 2010 года приказом Минтранса России от 22 марта 2010 года N 69 - см. предыдущую редакцию).

20. Буксировка самоходного судна с ошвартованными у его борта плавучими объектами не допускается.

21. Любое судно при подходе к месту проведения водолазных работ обязано следовать с особой осторожностью и заблаговременно уменьшить скорость до минимально возможной, позволяющей безопасно управлять судном. Отдавать якоря разрешается на безопасном расстоянии от места проведения водолазных работ.

22. Судно, занятое водолазными работами, несет флаг А (Альфа) в соответствии с международным сводом сигналов.

23. Суда, стоящие вблизи аварийного судна или проходящие мимо него, обязаны оказать помощь по спасению людей.

24. Суда, направляющиеся в морской порт или находящиеся на акватории морского порта, обеспечиваются капитаном морского порта информацией о:

состоянии средств навигационного оборудования;

метеорологической и гидрологической обстановке;

состоянии судоходства и факторах, затрудняющих движение судов;

изменениях в режиме плавания судов;

изменениях в режиме работы службы управления движением судов;

состоянии средств сигнализации, контроля и управления судами и других средств обеспечения безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему;

лоцманском, буксирном и ледокольном обеспечении;

уровне охраны, установленном в морском порту и/или на морском терминале (портовом средстве).