Методические и практические рекомендации по совершенствованию деятельности Роструда, направленной на внедрение бюджетирования, ориентированного на результаты
1. Настоящие методические и практические рекомендации по совершенствованию деятельности Роструда, направленной на внедрение бюджетирования, ориентированного на результаты (далее - Рекомендации), разработаны в целях повышения результативности использования бюджетных средств, обеспечения прямой взаимосвязи между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными целями и задачами Роструда.
В полном объеме бюджетирование, ориентированное на результаты, включает в себя оптимизацию совокупности процессов и процедур, охватывающих все элементы управленческого цикла: планирование, составление и рассмотрение бюджета, исполнение бюджета, учет и отчетность, контроль и аудит.
Учитывая многообразие и глубину проработки всего обозначенного круга задач и невозможность его решения в рамках данной работы, в настоящих Рекомендациях представлены пока только предложения, носящие общий характер по наиболее адаптированным к системе Роструда направлениям. В то же время предполагается дальнейшее развитие темы, не ограничиваясь текущим финансовым годом, имея в виду плановый период на 2010-2012 годы.
2. На этапе планирования решается задача регулирования и регламентации процедур планирования деятельности Роструда, повышения качества планирования.
2.1. Осуществляется подготовка Доклада о результатах и основных направлениях деятельности Роструда в качестве основного инструмента среднесрочного планирования.
Доклад включает цели, задачи и показатели деятельности, оценку расходных обязательств и платежей в федеральный бюджет, характеристику бюджетных целевых программ и программной деятельности, распределение расходов по целям, задачам и программам, оценку результативности бюджетных расходов и меры по ее повышению.
2.2. Определяются и обосновываются способы достижения целей, задач и конечных результатов деятельности Роструда посредством формирования бюджетных целевых программ (БЦП), а также федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ (ВЦП).
Разрабатывается Порядок формирования и контроля реализации ведомственных целевых программ, который должен соответствовать постановлению Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 года N 239 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ".
2.3. Уточняется система основных показателей реализации БЦП для определения результатов достижения установленных целей и задач деятельности Роструда.
Разрабатываются типовые системы показателей основных результатов деятельности территориальных органов (ТО) Роструда, характеризующих достижение их целей и задач и используемых ими при подготовке планов деятельности.
2.4. Для обеспечения управления всей системой показателей Роструда, в том числе в разрезе ТО и органов исполнительной власти, осуществляющих переданные полномочия в области содействия занятости населения (ОГВ), создается реестр показателей. Целями создания и ведения реестра являются:
систематизация всех показателей, характеризующих результаты деятельности Роструда в разрезе ТО и ОГВ;
учет данных о показателях результатов деятельности Роструда, их ключевых характеристиках (порядок расчета, исходные данные и др.), фактических и плановых значениях;
оценка фактических значений показателей и выработка мер по достижению их плановых значений;
оценка вклада данных показателей в достижение стратегических целей Правительства Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
оптимизация состава показателей результатов деятельности Роструда;
контроль реализации доклада о результатах и основных направлениях деятельности Роструда и ведомственных целевых программ, а также подготовка Доклада на очередной плановый период.
3. На этапе составления и рассмотрения бюджета реализуется комплекс мероприятий и внедряется ряд инструментов, обеспечивающих регулирование и координацию вопросов составления и изменения бюджета.
3.1. Оптимизация и совершенствование механизма ведения реестра расходных обязательств (далее - РРО) Роструда.
Структура и порядок ведения реестра определяются в соответствии с Положением о ведении реестра расходных обязательств Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2005 года N 440.
При составлении РРО Роструда также учитываются следующие требования Минфина России:
своевременность представления планового РРО;
полнота общей информации о расходных обязательствах;
полнота распределения расходов между типами расходных обязательств Роструда в плановом РРО;
полнота финансирования расходных обязательств, закрепленных в плановом РРО Роструда;
наличие методики расчета объема ассигнований на исполнение расходных обязательств;
наличие пояснительной записки к РРО.