Действующий

Правила перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума (с изменениями на 10 июня 2024 года)

3.3. Слив

3.3.1. Слив грузов, перевозимых в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа, производится на местах необщего пользования.

Места слива должны быть оборудованы взрывобезопасным освещением, обеспечивающим производство работ круглосуточно, а также снабжены противопожарными средствами в соответствии с установленными нормами. В местах слива легковоспламеняющихся жидкостей, не оборудованных электрическим освещением, в качестве осветительных приборов непосредственно у мест проведения указанных операций разрешается применять только электрические аккумуляторные фонари во взрывобезопасном исполнении. Курение и использование открытого огня на расстоянии ближе 100 м от мест слива опасных грузов запрещается.

Места слива опасных грузов должны быть удалены от железнодорожных складов, станционных сооружений, главных путей, общих мест погрузки и выгрузки, а также от жилых домов на расстояние не менее 100 м, от мест погрузки, выгрузки и хранения взрывчатых и ядовитых веществ - не менее 200 м, если иное не предусмотрено национальным законодательством.

При необходимости уменьшения указанных норм допустимые расстояния и дополнительные меры безопасности определяются внутренними правилами.

В Российской Федерации возможность изменения указанных норм и дополнительные меры безопасности определяет комиссия в составе представителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (председатель), владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, инспектора по пожарному надзору на железнодорожном транспорте, представителя перевозчика, владельца пути необщего пользования и представителя местного органа исполнительной власти.

(Абзац дополнительно включен с 1 января 2011 года Протоколом СЖТ СНГ от 21 октября 2010 года N 53)

3.3.2. Получатели обязаны заблаговременно принимать меры по организации слива груза, а в случае необходимости - его разогрева. Запрещается производить слив груза через нижний сливной прибор при закрытой крышке верхнего люка из-за возможности возникновения недопустимого вакуума в котле вагона-цистерны.

3.3.3. В случае подачи под слив принадлежащих железным дорогам вагонов-цистерн с неисправными сливными приборами или вагонов бункерного типа с неисправными пароподогревательными устройствами, по соглашению сторон получателю предоставляется срок для слива (выгрузки) без оплаты за пользование вагонами.

3.3.4. О прибытии груза в принадлежащих железным дорогам несоответствующем вагоне-цистерне, в вагоне-цистерне с неисправным сливным прибором или в вагоне бункерного типа с неисправными пароподогревательными устройствами, станция слива составляет акт общей формы с участием грузополучателя.

3.3.5. Для выгрузки битума из вагонов бункерного типа получатели обязаны иметь соответствующие приемочные и пароподогревательные устройства. Пар для подогрева бункеров вводится в пространство между стенками бункеров шлангами, присоединяемыми к соответствующим устройствам. Во избежание повреждения стенок бункера пар должен впускаться осторожно путем постепенного открытия впускного вентиля. Давление пара в магистрали (перед впускным вентилем) не должно быть выше 0,4 МПа. Готовность бункеров к выгрузке и момент прекращения подогрева определяются началом сползания битума, прилипшего к верхним кромкам внутренних стенок бункера. Более продолжительный подогрев затрудняет выгрузку, а разогрев до полного плавления битума вызывает долговременный простой вагонов бункерного типа, так как для выгрузки груза в жидком состоянии они не приспособлены. После прекращения впуска пара шланги отсоединяют. Винты крючьев-зацепов со стороны, противоположной выгрузке, развинчивают и осторожно отводят в сторону, крючья со стороны выгрузки оставляют на месте (винты замков не развинчивают). После этого бункеры переворачивают. Выгрузка бункеров должна вестись последовательно. Переворачивание одновременно двух и более бункеров запрещается во избежание опрокидывания вагона.

3.3.6. После выгрузки бункеров получатель обязан очистить от остатков груза их наружные стенки, раму и колесные пары, установить в нормальное положение все крючья-зацепы и полностью закрутить винты замков, используя в случае необходимости короткий ломик. Бункеры после слива должны быть установлены и закреплены без перекоса как по отношению к плоскости рамы вагона, так и по отношению друг к другу.

3.3.7. Слив грузов из вагонов-цистерн и вагонов бункерного типа должен производиться полностью с удалением вязких продуктов с внутренней поверхности котла и бункера. Нефтепродукты считаются полностью слитыми из вагонов-цистерн с верхним сливом при наличии остатка не более 10 мм (по замеру под колпаком), в вагонах бункерного типа допускается остаток не более 30 мм (по замеру в средней части бункера). По соглашению между отправителем и получателем очистка внутренней поверхности собственных (арендованных) вагонов-цистерн может не производиться.

3.3.8. Железная дорога может проверить полноту слива вагонов-цистерн и вагонов бункерного типа. Проверка полноты слива вагонов-цистерн, отправляемых после слива за пломбами грузополучателя по полным перевозочным документам, не производится. При обнаружении на станции назначения после слива груза вагонов-цистерн и вагонов бункерного типа с остатками груза, а также с неочищенной внешней поверхностью котла (бункера) составляется акт общей формы и вагоны-цистерны, вагоны бункерного типа с остатками груза возвращаются получателю для очистки, если иное не предусмотрено национальным законодательством.

3.3.9. После слива (выгрузки) груза из вагона-цистерны, вагона бункерного типа грузополучатель обязан:

- полностью очистить котел (бункер) от остатков груза, грязи, льда, шлама;

- очистить наружную поверхность котла (бункера), рамы, ходовых частей, тормозного оборудования, а также трафареты на вагоне-цистерне;

- установить в транспортное положение детали сливоналивной, запорно-предохранительной арматуры, другого оборудования вагона-цистерны, плотно закрыть клапаны и заглушки сливного прибора;

- когда котел вагона-цистерны остыл после разогрева, установить на место уплотнительную прокладку, плотно закрыть крышку люка вагона-цистерны;

- установить и закрепить без перекоса как по отношению к плоскости рамы, так и по отношению друг к другу бункеры вагона бункерного типа;

- снять знаки опасности и оранжевую табличку, если вагон-цистерна после перевозки опасного груза очищен и промыт;

- опломбировать порожний вагон-цистерну, если он в соответствии с настоящими Правилами должен возвращаться по полным перевозочным документам.

Если после выгрузки опасного груза очистка, промывка вагона-цистерны не производились - восстановить до ясной видимости знаки опасности и оранжевые таблички.

При нарушении требований, изложенных в настоящем пункте, железная дорога имеет право не принимать от грузополучателей вагоны-цистерны и вагоны бункерного типа до устранения выявленных нарушений.

3.3.10. Неочищенные от остатков перевозимого груза специальные и специализированные вагоны-цистерны в порожнем состоянии принимаются от получателя к перевозке только при наличии ясно видимых знаков опасности и оранжевых табличек, соответствующих ранее перевозимому грузу.

3.3.11. Перевозка порожних непромытых вагонов-цистерн после слива нефти и нефтепродуктов осуществляется на условиях ранее перевозившегося в них опасного груза по пересылочным накладным в соответствии с разделом 3.5. Знаки опасности и оранжевые таблички с таких вагонов-цистерн после выгрузки не снимаются.

Перевозка порожних непромытых вагонов-цистерн после слива других грузов осуществляется на условиях ранее перевозившегося в них опасного груза по полным перевозочным документам в соответствии с разделом 3.5. Знаки опасности и оранжевые таблички с таких вагонов-цистерн после выгрузки не снимаются.

В случае промывки вагонов-цистерн на промывочно-пропарочных станциях (пунктах) снятие знаков опасности и оранжевых табличек производится на промывочно-пропарочных станциях (пунктах) в соответствии с договорами, заключенными с учетом требований национального законодательства.

3.3.12. Отдельные грузы из числа перевозимых наливом в вагонах-цистернах застывают или приобретают повышенную вязкость, что вызывает необходимость предварительного разогрева их перед сливом. Получатели вязких и застывающих грузов обязаны иметь достаточные по мощности средства подогрева, обеспечивающие полный слив таких грузов из вагонов-цистерн. Одновременно с разогревом груза в вагоне-цистерне перед открытием сливного прибора, особенно в зимнее время, необходимо разогреть сливной прибор снаружи для предотвращения повреждения его при открывании. Для ускорения слива из вагонов-цистерн с паровой рубашкой сливной прибор открывают после кратковременного разогрева (15-20 мин), при этом груз начинает сливаться из вагона-цистерны в вязком состоянии.