СОГЛАШЕНИЕ
о миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной безопасности

(с изменениями на 16 сентября 2021 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Международным протоколом от 16 сентября 2021 года (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.02.2024, N 0001202402080002) (вступил в силу для Российской Федерации 10 октября 2023 года).

____________________________________________________________________



Ратифицировано
 Федеральным законом РФ
 от 30 декабря 2008 года N 299-ФЗ



Государства - члены Организации Договора о коллективной безопасности (далее - государства-члены),

подтверждая свое стремление к обеспечению на коллективной основе безопасности и стабильности в зоне ответственности Организации Договора о коллективной безопасности (далее - ОДКБ) и в сопредельных регионах,

заявляя о приверженности целям и принципам, закрепленным в Уставе ООН, решениям Совета Безопасности ООН, общепризнанным нормам международного права,

руководствуясь целями Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года, Уставом Организации Договора о коллективной безопасности, Решением Совета коллективной безопасности ОДКБ от 18 июня 2004 года о Концепции формирования и функционирования механизма миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной безопасности,

исходя из важности обеспечения эффективного участия ОДКБ и ее государств-членов в усилиях мирового сообщества по поддержанию международного мира и безопасности,

считая участие ОДКБ в миротворческой деятельности действенным инструментом укрепления ее международных позиций, авторитета и политического веса в мировых и региональных делах,

согласились о нижеследующем:

Статья 1


Для целей настоящего Соглашения нижеупомянутые термины означают:

"миротворческая деятельность ОДКБ" - совокупность мер, включающих мирные средства и действия, направленные на разрешение споров (в соответствии с Уставом ООН), а также коллективные действия, предпринимаемые государствами-членами с использованием военного, милицейского (полицейского) и гражданского персонала, направленные на предотвращение, сдерживание и прекращение военных действий между государствами или в пределах государства посредством вмешательства третьей стороны и способствующие поддержанию мира и безопасности;

"операция ОДКБ по поддержанию мира" (далее - миротворческая операция) - совокупность взаимосвязанных по целям, задачам, месту и времени действий беспристрастного военного, милицейского (полицейского) и гражданского персонала, предпринимаемых для стабилизации обстановки в районах потенциальных или существующих конфликтов, осуществляемых в соответствии с мандатом на проведение миротворческих операций и направленных на создание условий, способствующих разрешению конфликта, и поддержание или восстановление мира и безопасности;

"миротворческие контингенты государств - членов ОДКБ" (далее - миротворческие контингенты) - специально подготовленный военный, милицейский (полицейский) и гражданский персонал, а также силы и средства, предоставляемые государствами-членами в состав миротворческих сил ОДКБ;

"миротворческие силы ОДКБ" (далее - Миротворческие силы) - совокупность миротворческих контингентов, предназначенных для участия в миротворческих операциях ОДКБ;

"коллективные миротворческие силы ОДКБ" (далее - КМС) - части (подразделения) из состава миротворческих контингентов, выделяемые государствами-членами на период проведения миротворческой операции;

"мандат на проведение миротворческой операции" (далее - Мандат) - решение Совета коллективной безопасности ОДКБ (далее - СКБ) или, в случае проведения миротворческой операции за пределами территории государств-членов, решение Совета Безопасности ООН, в котором определяются цели и задачи, временные и пространственные пределы, другие детали конкретной миротворческой операции, а также полномочия миротворцев.

Мандат является юридической основой для размещения КМС в зоне конфликта и исходным документом для разработки плана миротворческой операции;

"координирующее государство" - одно из государств - членов, определяемое СКБ для решения организационных вопросов и вопросов всестороннего обеспечения применения КМС в операции ООН по поддержанию мира;

(Абзац дополнительно включен с 10 октября 2023 года Международным протоколом от 16 сентября 2021 года)

____________________________________________________________________

Абзацы девятый - одиннадцатый предыдущей редакции с 10 октября 2023 года считаются соответственно абзацами десятым - двенадцатым настоящей редакции - Международный протокол от 16 сентября 2021 года.

____________________________________________________________________

"глава миротворческой миссии ОДКБ" (далее - Глава миротворческой миссии) - официальное лицо, назначенное СКБ и наделенное им соответствующими полномочиями в зоне конфликта, действующее от его имени и подотчетное ему;

"оперативная рабочая группа по подготовке миротворческой операции ОДКБ" (далее - Группа) - рабочая группа, временно создаваемая СКБ и направляемая в зону потенциального или существующего конфликта с целью проведения мониторинга военно-политической ситуации, определения положения дел на месте и выработки предложений, рекомендаций о целесообразности проведения, возможных сроках и масштабах миротворческой операции, составе и задачах КМС, обеспечения их развертывания в районе проведения миротворческой операции;

"персонал КМС" - специально подготовленный военный, милицейский (полицейский) и гражданский персонал миротворческих контингентов, выделенный государствами-членами в состав КМС.

Статья 2


Государства-члены для участия в миротворческих операциях создают на постоянной основе Миротворческие силы.

Для комплектования Миротворческих сил государства-члены в соответствии со своим национальным законодательством выделяют на постоянной основе миротворческие контингенты.

Миротворческие контингенты государств - членов ОДКБ проходят подготовку по единым для ОДКБ программам, оснащаются едиными или совместимыми образцами вооружений и связи, принимают участие в регулярных совместных учениях.

Статья 3


Решение о проведении миротворческой операции на территории государств-членов принимается СКБ с учетом национального законодательства государств-членов на основании официального обращения государства-члена о проведении на его территории миротворческой операции или решения Совета Безопасности ООН о проведении миротворческой операции на территории государства, не входящего в ОДКБ.

Подготовка решения СКБ о проведении миротворческой операции осуществляется по рекомендации Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны и Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ (далее соответственно - СМИД, СМО и КССБ).

Для анализа военно-политической обстановки в зоне потенциального или существующего конфликта и выработки предложений о целесообразности проведения миротворческой операции, ее масштабах, сроках и составе КМС решением СКБ создается Группа.

Состав, задачи и функции Группы определяются отдельным Положением, утверждаемым СКБ.

Миротворческие операции не заменяют урегулирование конфликта путем переговоров и другими мирными средствами.

Статья 4


СКБ незамедлительно информирует Совет Безопасности ООН о своем решении провести миротворческую операцию на территории государства-члена. Исходя из обстановки, масштабов конфликта и его возможного воздействия на ситуацию в регионе, СКБ может запрашивать полномочия (Мандат) у Совета Безопасности ООН на проведение миротворческой операции или устанавливать процедуру периодического информирования Совета Безопасности ООН о ходе миротворческой операции.

В случае принятия решения о проведении миротворческой операции за пределами территории государств-членов СКБ обращается к Совету Безопасности ООН с запросом на предоставление соответствующего Мандата на проведение миротворческой операции.

После получения Мандата СКБ назначает Главу миротворческой миссии.

Статус и полномочия Главы миротворческой миссии определяются отдельным Положением, утверждаемым СКБ.

Статья 5


Для участия в конкретной миротворческой операции из состава Миротворческих сил создаются КМС.

Комплектование КМС, их структура, задачи и функции, правовой статус персонала КМС, материально-техническое обеспечение и финансирование их деятельности определяются отдельным Положением, утверждаемым СКБ.

Состав, структура и численность КМС определяются решением СКБ для каждой миротворческой операции в отдельности.

Предпринимаемые КМС действия осуществляются в духе беспристрастности, нейтральности и открытости, при ясно выраженном согласии конфликтующих сторон и при условии достижения ими соглашения о прекращении огня и других силовых действий в зоне конфликта, и при обеспечении безопасности миротворческого контингента и его права на самооборону.

Осуществление миротворческой деятельности государствами-членами носит исключительно добровольный характер.

Статья 6


КМС в ходе подготовки и проведения миротворческой операции подчиняются Командующему КМС, который назначается СКБ и подотчетен ему.

Координация мероприятий по подготовке КМС и проведению миротворческих операций возлагается на Объединенный штаб ОДКБ.

Статья 7


По решению СКБ КМС могут принимать участие в миротворческих операциях, осуществляемых на основе соответствующих решений Совета Безопасности ООН.

КМС по решению СКБ направляются для участия в миротворческих операциях региональных организаций, осуществляемых под их юрисдикцией в соответствии с положениями Устава ООН и не содержащих принудительных действий, при наличии легитимных решений региональных организаций и согласия государства на проведение операции на его территории.

Статья 8


Миротворческие силы могут применяться в операциях ООН по поддержанию мира.

Для применения в операции ООН по поддержанию мира КМС создаются под эгидой координирующего государства. Условия участия КМС в операции ООН по поддержанию мира определяются в соглашении, заключаемом координирующим государством с уполномоченным подразделением ООН. Отдельные вопросы, связанные с включением миротворческих контингентов в КМС, предназначенные к применению в операциях ООН по поддержанию мира, регламентируются двух- и многосторонними соглашениями между координирующим государством и другими государствами - членами.

Каждое государство - член вправе направлять свои миротворческие контингенты, зарегистрированные в Системе обеспечения готовности миротворческого потенциала ООН, для участия в миротворческих операциях по мандату ООН, информируя о своем участии СКБ.

(Статья в редакции, введенной в действие с 10 октября 2023 года Международным протоколом от 16 сентября 2021 года. - См. предыдущую редакцию)

Статья 9


Государства-члены признают персонал КМС, выполняющий обязанности в зоне ответственности КМС, участниками боевых действий и гарантируют соблюдение данного статуса в соответствии со своим национальным законодательством.

Статья 10


Настоящее Соглашение регистрируется в Секретариате ООН в соответствии со статьей 102 Устава ООН.

Статья 11


Споры и разногласия, которые могут возникнуть в связи с толкованием и (или) применением настоящего Соглашения, государства-члены разрешают путем переговоров и консультаций.

Статья 12


Настоящее Соглашение вступает в силу с даты получения депозитарием четвертого письменного уведомления о выполнении подписавшими его государствами-членами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления его в силу.

Для государств-членов, выполнивших такие процедуры позднее, настоящее Соглашение вступает в силу с даты передачи на хранение депозитарию соответствующего письменного уведомления.

Статья 13


Положения настоящего Соглашения не затрагивают прав и обязанностей государств-членов, вытекающих из других международных договоров, участниками которых они являются.

Статья 14


Любое из государств-членов может выйти из настоящего Соглашения путем направления письменного уведомления депозитарию.

Действие настоящего Соглашения прекращается в отношении данного государства-члена по истечении 6 месяцев с даты получения депозитарием такого уведомления.

Статья 15


По предложению любого государства-члена с согласия других государств-членов в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения и дополнения, которые оформляются отдельным протоколом, являющимся неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

Протоколы об изменениях и дополнениях вступают в силу в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Соглашения.

Совершено в городе Душанбе 6 октября 2007 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр настоящего Соглашения хранится в Секретариате ОДКБ, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Соглашение, его заверенную копию.

* * *


Ратифицировано Федеральным Собранием (Федеральный закон от 30 декабря 2008 года N 299-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст.7).

Соглашение вступило в силу для Российской Федерации 15 января 2009 года.



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»