ПРИКАЗ
от 13 апреля 2009 года N 87
Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства
(с изменениями на 26 августа 2015 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минприроды России от 31 января 2014 года N 47 (Российская газета, N 128, 09.06.2014);
приказом Минприроды России от 26 августа 2015 года N 365 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.03.2016, N 0001201603250036).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Настоящий документ был включен в Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2467.
С 11 декабря 2021 года настоящий документ исключен из Перечня на основании постановления Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2021 года N 2185.
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________
В соответствии с подпунктом 5.2.44 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года N 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст.2581; N 42, ст.4825; N 46, ст.5337; 2009, N 3, ст.N 378; N 6, ст.738), и постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 года N 639 "О порядке утверждения методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 46, ст.4791)
приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Методику исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 30.03.2007 N 71 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 мая 2007 года, регистрационный номер 9471).
Министр
Ю.Трутнев
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
25 мая 2009 года,
регистрационный N 13989
Методика
исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства
(с изменениями на 26 августа 2015 года)
1. Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства (далее - Методика) разработана в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации от 3 июня 2006 года N 74-ФЗ (далее - Водный кодекс) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст.2381; N 50, ст.5279; 2007, N 26, ст.3075; 2008, N 29, ст.3418; N 30, ст.3616), постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 года N 639 "О порядке утверждения методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 46, ст.4791) и предназначена для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства Российской Федерации (негативного изменения водного объекта в результате его загрязнения, повлекшего за собой деградацию его естественных экологических систем и истощение его ресурсов).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2016 года приказом Минприроды России от 26 августа 2015 года N 365. - См. предыдущую редакцию)
2. Настоящая Методика применяется для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, в том числе нарушения правил эксплуатации водохозяйственных систем, сооружений и устройств, а также при авариях на предприятиях, транспорте и других объектах, связанных со сбросом вредных (загрязняющих) веществ в водный объект, включая аварийные разливы нефти и иных вредных (загрязняющих) веществ, в результате которых произошло загрязнение, засорение и (или) истощение водных объектов.
Настоящая Методика не применяется к организациям, осуществляющим водоотведение, в случае выявления ими сброса абонентом в централизованную систему водоотведения сточных вод, не соответствующих нормативам допустимых сбросов абонентов, лимитам на сбросы, или нормативам водоотведения (сброса) по составу сточных вод, и уведомления об этом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический надзор, с предоставлением подтверждающих результатов лабораторных исследований. В этих случаях Методика применяется к абонентам, допустившим такой сброс.
(Абзац дополнительно включен с 5 апреля 2016 года приказом Минприроды России от 26 августа 2015 года N 365)
_______________
В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст.7358; 2012, N 53, ст.7614, ст.7616, ст.7643; 2013, N 19, ст.2330; N 30, ст.4077; N 52, ст.6976, ст.6982; 2014, N 26, ст.3366, ст.3406; N 30, ст.4218; N 42, ст.5615; 2015, N 1, ст.11, ст.38; N 29, ст.4347) (далее - Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении").
(Сноска дополнительно включена с 5 апреля 2016 года приказом Минприроды России от 26 августа 2015 года N 365)
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".
(Сноска дополнительно включена с 5 апреля 2016 года приказом Минприроды России от 26 августа 2015 года N 365)
Нормативы допустимых сбросов абонентов, лимиты на сбросы устанавливаются в соответствии со статьями 26 и 27 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".
(Сноска дополнительно включена с 5 апреля 2016 года приказом Минприроды России от 26 августа 2015 года N 365)
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 32, ст.4306, 2015, N 2, ст.516; N 42, ст.5808) (далее - Правила холодного водоснабжения и водоотведения).
(Сноска дополнительно включена с 5 апреля 2016 года приказом Минприроды России от 26 августа 2015 года N 365)
В соответствии с Положением о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 N 426 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 20, ст.2535).
(Сноска дополнительно включена с 5 апреля 2016 года приказом Минприроды России от 26 августа 2015 года N 365)
Лабораторные исследования проводятся организацией, аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
(Сноска дополнительно включена с 5 апреля 2016 года приказом Минприроды России от 26 августа 2015 года N 365)
3. Настоящей Методикой учитывается причинение вреда водным объектам исключительно в результате следующих нарушений водного законодательства Российской Федерации:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 20 июня 2014 года приказом Минприроды России от 31 января 2014 года N 47. - См. предыдущую редакцию)
загрязнение водных объектов с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором (пункт 5 части 5 статьи 36 Водного кодекса);
загрязнение водных объектов в результате сброса сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы, или отнесенные к особо охраняемым водным объектам (часть 2 статьи 44 Водного кодекса);
загрязнение водных объектов в результате сброса сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов; рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон (часть 3 статьи 44 Водного кодекса);
засорение водных объектов в результате сплава древесины (статья 48 Водного кодекса);
загрязнение и засорение водных объектов в результате сброса в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов) (часть 1 статьи 56 Водного кодекса);
загрязнение водных объектов вследствие аварий и иных чрезвычайных ситуаций (часть 3 статьи 56 Водного кодекса);
загрязнение и засорение водных объектов радиоактивными веществами, пестицидами, агрохимикатами и другими опасными для здоровья человека веществами и соединениями вследствие превышения соответственно предельно допустимых уровней естественного радиационного фона, характерных для отдельных водных объектов, и иных установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативов (часть 4 статьи 56 Водного кодекса);
загрязнение и засорение водных объектов в результате захоронения в них ядерных материалов и радиоактивных веществ (часть 5 статьи 56 Водного кодекса);
загрязнение и засорение водных объектов в результате сброса в них сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты (часть 6 статьи 56 Водного кодекса);
загрязнение и засорение водных объектов радиоактивными и (или) токсичными веществами в результате проведения на водных объектах взрывных работ (часть 7 статьи 56 Водного кодекса);
загрязнение и засорение болот отходами производства и потребления, загрязнение их нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами (часть 1 статьи 57 Водного кодекса);
ухудшение состояния неиспользуемых частей болот, других водных объектов и истощение вод вследствие осушения либо иного использования болот или их частей (часть 2 статьи 57 Водного кодекса);
загрязнение ледников, снежников в результате несанкционированного сброса сточных вод, а также засорение ледников, снежников отходами производства и потребления, загрязнение их нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами (часть 1 статьи 58 Водного кодекса);
негативное воздействие на состояние водных объектов и истощение вод в результате забора (изъятия) льда из ледников (часть 2 статьи 58 Водного кодекса);
загрязнение водных объектов в результате сброса в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (пункт 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса), а также в случае нарушения установленных нормативов допустимого воздействия на водные объекты (часть 4 статьи 35 Водного кодекса), в том числе в результате сброса абонентами сточных вод в централизованную систему водоотведения с нарушением нормативов допустимых сбросов абонентов и (или) лимитов, установленных в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", а также нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, установленных в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2016 года приказом Минприроды России от 26 августа 2015 года N 365. - См. предыдущую редакцию)
забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объект (пункт 2 части 6 статьи 60 Водного кодекса);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2016 года приказом Минприроды России от 26 августа 2015 года N 365. - См. предыдущую редакцию)
загрязнение и засорение водных объектов вследствие сброса в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций (пункт 3 части 6 статьи 60 Водного кодекса);
загрязнение, засорение, заиление водных объектов и истощение их вод вследствие нарушения специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории водоохранных зон водных объектов (статья 65 Водного кодекса).
4. Настоящая Методика не распространяется на случаи исчисления размера вреда, причиненного:
здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц, а также водным биоресурсам в результате ухудшения экологического состояния водных объектов;
водным объектам в результате стихийных бедствий, если установлено, что причинение вреда связано с обстоятельствами непреодолимой силы;
затоплением и подтоплением сельскохозяйственных угодий, зданий, сооружений и коммуникаций при разрушении гидротехнических и иных сооружений на водных объектах;
водным объектам в результате сброса сточных вод, осуществляемого в пределах параметров, установленных в разрешительной документации, предусмотренной действующим законодательством;
(Абзац дополнительно включен с 20 июня 2014 года приказом Минприроды России от 31 января 2014 года N 47)
водным объектам в результате забора воды в целях обеспечения питьевого водоснабжения населения в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
(Абзац дополнительно включен с 20 июня 2014 года приказом Минприроды России от 31 января 2014 года N 47)
5. Пункт исключен с 5 апреля 2016 года - приказ Минприроды России от 26 августа 2015 года N 365. - См. предыдущую редакцию.
6. Исчисление размера вреда основывается на компенсационном принципе оценки и возмещения размера вреда по величине затрат, необходимых для установления факта причинения вреда и устранения его причин и последствий, в том числе затрат, связанных с разработкой проектно-сметной документации, и затрат, связанных с ликвидацией допущенного нарушения и восстановлением состояния водного объекта до показателей, наблюдаемых до выявленного нарушения, а также для устранения последствий нарушения.
7. Исчисление размера вреда может осуществляться исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния водного объекта, а также в соответствии с проектами восстановительных работ.
8. Исчисление размера вреда водному объекту исходя из фактических затрат осуществляется на основании данных о стоимости основных видов работ и (или) фактически произведенных расходах по следующим основным мероприятиям и работам: