Действующий

Дело "Баранкевич против России" [Barankevich v.Russia] (жалоба N 10519/03)

I. По вопросу о предполагаемом нарушении требований статей 9 и 11 Конвенции

14. Заявитель жаловался в Европейский Суд - в контексте положений статей 9 и 11 Конвенции - на то, что ему не было разрешено провести богослужение в городском парке.

15. Европейский Суд отмечает, что в соответствии с нормами российского законодательства публичные богослужения должны проводиться в порядке, установленном для проведения публичных собраний (см. выше, параграф 12 настоящего постановления). Запрет на проведение публичного богослужения Церкви евангельских христиан был наложен в соответствии с нормами и процедурами, устанавливающими ограничения на свободу собраний. В данном деле вопрос о свободе религии не может быть рассмотрен отдельно от вопроса о свободе собраний. Суд по этой причине считает, что статья 11 Конвенции превосходит по важности как lex specialis другие нормы в вопросе регламентации проведения собраний, и будет рассматривать данное дело главным образом в контексте статьи 11 Конвенции, толкуя ее в свете положений статьи 9 Конвенции (см. о подобном подходе решение Комиссии по правам человека от 19 октября 1998 года по делу "Пендрагон против Соединенного Королевства" [Pendragon v. the United Kingdom] (жалоба N 31416/96); решение Комиссии по правам человека от 6 апреля 1995 года по делу "Рай, Элмонд и объединение "Переговоры сейчас" против Соединенного Королевства" [Rai, Allmond and "Negotiate Now" v. the United Kingdom] (жалоба N 25522/94); решение Комиссии по правам человека от 17 октября 1985 года по делу "Программа действий "Врачи за жизнь" против Австрии" [Plattform "rzte fr das Leben" v. Austria] (жалоба N 10126/82).

________________

Lex specialis (лат.) - специальный закон, специальная норма; при расхождении общего и специального закона действует специальный закон. Lex specialis derogat generali - специальный закон отменяет действие (для данного дела) общего закона; специальная норма имеет преимущество над общей.

16. Статьи 9 и 11 Конвенции предусматривают:

Статья 9


"1. Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов.

2. Свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц".

Статья 11


"1. Каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими <..>.

2. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц <...">.